Пасха — Светлое Христово Воскресение в русской живописи
Православие — религия Пасхи. Важно не только то, что Бог воплотился, но и зачем. Св. Ириней Лионский сказал: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». Этот праздник указывает высоту, к которой должен стремиться человек. Русская иконопись, а за ней и живопись, подчеркивали светоносность, преображенность Христа и его последователей. В восточно-христианской традиции к теме Пасхи тесно примыкает сюжет Сошествия во ад, откуда Христос освободил праведников, что стало еще одним символом победы над смертью. Пасху отмечали ликованием, в храмах не возносились заупокойные молитвы, кладбища не посещались, с этой радостью идут к живым людям — радоваться о Боге, о весне. Торжественные богослужения, крестные ходы, пасхальные угощения, игры — приметы празднования Пасхи.
[показать]
Воскресение Господне.
Эскиз запрестольного образа левого придела Владимирского собора в Киеве
М. В. Нестеров. Холст, масло. 88,5×110,5
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
[показать]
Сошествие во ад.
По оригиналу М. В. Нестерова
Мозаика храма Воскресения Христова (Спаса на крови), Санкт-Петербург
[показать]
Воскресение.
М. В. Нестеров. 1890-е. Бумага, акварель. 50,8×27,7
Государственный музей истории религии
[показать]
Воскресение Христа.
М. В. Нестеров. 1922 г. Дерево, масло. 120×77
Государственный музей истории религии
[показать]
Воскресение Христово.
П. И. Бромирский. 1918 г.
[показать]
Весть о Воскресении.
Н. Н. Ге. 1866 г. Холст, масло. 59×95.
Киевский музей русского искусства
[показать]
Вестники Воскресения.
Николай Николаевич Ге. 1867 г.
[показать]
Жены-мироносицы.
М. В. Нестеров. 1889 г. Холст, масло. 73×38
Эскиз одноименной картины, впоследствии уничтоженной автором
Государственная Третьяковская галерея
Инв. номер: 27820
Поступление: Приобр. в 1947 у Елизаровой
[показать]
Жены-мироносицы
М. В. Нестеров. Холст, масло
Сумский художественный музей
[показать]
Воскресение. 1910
Роспись южной стены церкви Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители
[показать]
Ангел, сидящий на гробе.
М. В. Нестеров. 1908 г.
Фрагмент композиции Воскресение в Покровском храме Марфо-Мариинской обители в Москве
[показать]
Сошествие во ад.
Эскиз образа иконостаса храма Воскресения Христова в Петербурге (Спас на Крови).
М. В. Нестеров. 1895 г.
Б. на к., темпера, тушь, бронза, соус, графитный карандаш. 40,4×51,2
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
[показать]
Сошествие во ад.
Оригинал для мозаики иконостаса храма Воскресения Христова.
М. В. Нестеров. 1897 г. Холст, масло. 146,5×93.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля
[показать]
Сошествие во ад.
В. М. Васнецов. 1896–1904 гг.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
[показать]
Воскресение Христа.
К. А. Штейбен. 1843–1854 гг. Холст, масло.
Живописная работа в нише пилона Исаакиевского собора
[показать]
Христос воскресший.
К. П. Брюллов. 1840-е гг. Холст, масло. 177×89.
Эскиз для храма Христа Спасителя в Москве.
Замысел не осуществлен.
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
[показать]
Воскресение.
М. А. Врубель. 1887 г. Бумага, акварель, графит, карандаш. 22,5×35,5.
Эскиз неосуществленной росписи Владимирского собора в Киеве.
Киевский музей русского искусства
[показать]
Воскресение. Триптих.
Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве.
М. А. Врубель. 1887 г.
[показать]
Воскресение.
Эскиз росписи алтарной стены северного придела на хорах Владимирского собора
М. В. Нестеров. 1890 г. Бумага на картоне, гуашь, золото. 40,9×34
Государственная Третьяковская галерея
[показать]
Ангел отваливает камень от гроба
А. А. Иванов. 1850-е. 26×40.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
И вот, сделалось великое землетрясение: ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба, и сидел на нем. Евангелие от Матфея
[показать]
Явление Христа Марии Магдалине.
А. Е. Егоров. 1818 г.
[показать]
Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения.
А. А. Иванов. 1835 г. 242×321.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! — что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей. Евангелие от Иоанна
Картина повергла в восхищение Академию. «Какой стиль!» – изрек перед нею почтенный профессор Егоров. Больше ничего говорить и не надо было, все стояли в восхищении. Это был единственный общественный успех в жизни Иванова, доставивший ему известность. Ему было присуждено звание академика, что открывало блестящие возможности для карьеры. Неофит.ру
[показать]
Василий Поленов. Возвестила радость плачущим.
1899-1909. Холст, масло. 80 х141.
Самарский художественный музей, Самара, Россия.
Серия «Из жизни Христа».
"Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит" - можно считать, что в этих словах из письма В. Васнецову заключен творческий принцип мастера, который Василий Дмитриевич Поленов пронес через всю жизнь. "В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет сплошь обдавать ужасами да злодействами, то уже жить станет слишком тяжело", - писал художник в том же письме. Выполняя это предназначение искусства - "давать счастье и радость людям", Поленов создавал в картинах цикла "Из жизни Христа" повествование о "патриархальном золотом веке" Галилеи в дни Иисуса Христа. Это повествование должно было, по мысли художника, пробуждать в людях стремление к возвышенной и чистой жизни, способствовать воспитанию в них гуманности и чувства красоты.
Евангельская тема во второй половине XIX века занимала в светском искусстве одно из ведущих мест. Кроме Поленова к ней обращались Н.Н.Ге, И.Н.Крамской, В.Г.Перов, В.И.Суриков, Г.И.Семирадский, В.В. Верещагин и многие другие. В отражении образа Христа, бывшего для живописцев воплощением высоких нравственных идеалов и духовных ценностей, заключалась общественная миссия искусства.
Серию "Из жизни Христа" Поленов считал "главным трудом своей жизни". Начиная работу, он писал: "Трудная задача передо мной - непосильная, но я не в состоянии от нее отказаться, слишком я охвачен величием этого человека и красотою повествования о нем..." Непосредственная работа над серией началась в 1899 году, когда Поленов совершил вторую поездку на Ближний Восток для сбора материалов. В 1909 году этот труд был закончен, и 58 картин серии "Из жизни Христа" были показаны сначала в Петербурге, а затем 64 картины продемонстрированы в Москве и Твери. Выставки пользовались большим успехом. То высокое настроение, которое владело художником во время работы, было передано зрителям.
В картине "Возвестила радость плачущим" Поленов не следовал канонам христианской иконографии, она воспринимается скорее как лирически окрашенная сцена. В его картинах последовательно излагалась цепь событий, но они никак не являлись иллюстрациями к Евангелию - "мои картины служат главным образом изображением природы и обстановки, в которой совершались евангельские события" - писал художник о своем цикле Л. Толстому.
[показать]
Христос среди учеников после воскресения.
И. Е. Репин. 1886 г. Бумага, граф.карандаш.
Эскиз композиции.
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
[показать]
Воскресение Христа.
Алексей Егоров. 1823–24 гг. Голубая бумага, бистр, перо,графит.28,1×43,8.
Набросок для церкви штаба прусского короля в Кракове.
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
[показать]
Христос на пути в Эммаус.
Алексей Егоров. 1820-е. Бумага синяя, сепия, кисть, карандаш, 25,8×18,2
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
[показать]
Сошествие во ад.
Николай Андреевич Кошелев. 1900 г. 200×350.
Страстной цикл росписи церкви святого Александра Невского,
Александровское подворье Императорского Православного Палестинского Общества, Иерусалим
[показать]
Явление Христа Марии по Воскресении.
Михаил Васильев (?). Втор.пол. XIX века.
Масло, картон, 67,5×43.
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
Источник: Библиотека Якова Кротова
[показать]
Воскресение.
Оригинал для мозаики южного киота храма Воскресения Христова
М. В. Нестеров. 1894 г. Холст, масло. 142×79
Государственный музей истории религии
[показать]
Воскресение Христа.
По оригиналу М. В. Нестерова
Мозаика храма Воскресения Христова (Спаса на крови), Санкт-Петербург
Главная утверждающая тема – надежда и спасение – нашла отражение в мозаике М. В. Нестерова Воскресение Христа на северном фасаде храма. На золотом фоне проема гробницы возвышается воздушная фигура Спасителя в белой погребальной плащанице, с тонким красным крестом в левой руке. Несмотря на смиренное выражение лица Господа весь Он – воплощение торжества жизни над смертью. Справа – бесплотная фигура ангела с развернутыми крыльями. Неяркий, сдержанный колорит, некоторая внешняя вялость помешали созданию яркого монументального образа Иисуса Христа.
[показать]
Явление Христа ученикам по Воскресении.
А. А. Иванов. 1850-е гг.
[показать]
Христос и Мария Магдалина (Утро Воскресения).
И. Е. Репин. 1920–1922 гг. Холст, масло, 212×141.
Частное собрание, Москва
Тему встречи Магдалины с воскресшим Христом трактовали десятки художников всех времен и стран, от мастеров Возрождения до Александра Иванова, но все их композиции в основном были построены на появлении Христа где-то вдали от своей гробницы, в прежнем виде и обычной одежде.
Не то у Репина, давшего новое, небывалое, смелое решение. У него действие происходит у самого склепа. Магдалина, по мысли художника, пошла на рассвете к дорогой для нее гробнице и тут-то и натолкнулась на Христа, только что отвалившего камень и вышедшего на волю. Он еще весь укутан пеленами, движения его скованы, жесты не свободны, руки прижаты к телу.
Первоначально его левая рука была еще более прижата к груди следы ее ясно видны. Голова Магдалины писана с Веры (дочь художника), но черты лица значительно утончены и облагорожены. Взгляд чисто репинский, хорошо знакомый нам по мальчику в «Не ждали», по царевичу в «Иване Грозном», по юноше в «Николае Мирликийском», по раненому в «Дуэли». Этот экзальтированный взгляд у Магдалины излишне утрирован, да и глаз не сидит в орбите, что значительно снижает ценность картины. Очень удалось Репину предрассветное небо с ползущим по нему розовым облаком. Оно прекрасно наблюдено и передано жизненно. Илья Репин
[показать]
Воскресение Христово.
А. Л. Шустов. 1810 г.
Казанский собор, Санкт-Петербург
Воскресение Христово
Та Великая Суббота пришлась на восьмое апреля. Это была самая мрачная Пасха в жизни апостолов. Учитель казнен и лежит во гробе, а они даже не знают, где Он погребен. Казалось, вместе с Иисусом погиб весь мир. От всех надежд остались только они сами – десять рыбаков и бывший мытарь; старшему, Петру, было немногим более двадцати пяти. Они не спали больше суток и почти не ели. На их неокрепшие умы и души разом обрушились боль, стыд, страх, обреченность, растерянность…
Иоанн, единственный из них, бывший на Голгофе, рассказал о последних словах Господа: «Элои! Элои! ламма савахфани?» Это была тысячелетней давности молитва, таинственный, сокровенный смысл которой открылся только теперь:
Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: «он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему». Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет. Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей. Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной. Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий. 21 Псалом Давида
Значит, Он все знал? Значит, казнен Мессия, Тот, Который должен избавить народ Израиля? Значит, не только у них – ни у кого уже нет надежды?! И Лето Господне не наступит никогда… Они ничего не понимали.
Матери нескольких апостолов, Мария Магдалина и несколько других галилейских женщин, любивших Иисуса, еще меньше, чем их сыновья, могли постичь всю вселенскую глубину происходящего. Но они не могли и оставить Христа умирать в одиночестве. Превозмогая страх, они пришли на Лобное место. Потом на похороны. Проводили Мать. Потом, еще затемно, едва наступил первый день недели, поспешили ко Гробу с благовониями, чтобы по восточному обычаю отдать последний долг Усопшему. Они не успели совершить помазание сразу, а в субботу было нельзя.
Камень был отвален, а Гроб пуст – у кого-то еще хватило злобы надругаться над Его могилой? И мертвого они не хотят оставить Его в покое! Смятенная, заплаканная, Мария Магдалина побежала к Иоанну и Петру: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его».
Они помчались оба вместе, но Иоанн обогнал Петра и пришел ко Гробу первым. Наклонившись, он увидел погребальные пелены, и благоговейно замер на пороге. Петр вбежал в пещеру, не раздумывая. Он и раньше никогда не успевал хорошенько осмыслить свои порывы. Теперь же, убитый сверх общего отчаяния еще и горем своего предательства, казалось, совсем потерял способность раздумывать. «Только бы Господь был жив. Только бы встретить Его, я смог бы вымолить прощение!»
Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал. Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых.
Что-то произошло с Иоанном. Величественная тишина усыпальницы казалась живой. Миллиарды игл пронизывали душу и приводили тело в озноб, от которого вдруг стало как-то спокойней…
В странных чувствах ученики побрели домой. А Магдалина вернулась. Во что бы то ни стало, она хотела проститься с Учителем. Наклонилась ко гробу и видит двух ангелов. «Жена! Что ты плачешь?» — «Унесли Господа моего». Может быть, они знают, где Тело? Обернувшись, встречает Человека, которого принимает за садовника. «Жена! что ты плачешь? кого ищешь?» — «Господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его». Тогда Незнакомец произносит ее имя: «Мария!» – Сердце грохочет, взламывает грудь и рвется к Нему – «Раввуни!»
Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Евангелие от Иоанна
Она влетела в дом, не помня себя от счастья. Плачущим и рыдающим апостолам она несла небывалую, неслыханную, самую радостную и самую благую на свете весть… Ей никто не поверил. Решили, что бедная женщина не вынесла переживаний и потеряла рассудок.
Вслед за Магдалиной появились Саломея, Иоанна и Мария Клеопова. Не успев перевести дыхание, они бросились рассказывать, как спустились в пещеру, когда Мария побежала за Иоанном и Петром, и увидели ангела, который говорил им: «Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам». Сначала женщины испугались, и решили не разглашать случившееся. Но на дороге их встретил Христос, и уже Сам просил передать ученикам, что встретит их в Галилее… Слова матерей тоже сочли пустыми.
В тот же день двое апостолов из числа семидесяти, Лука и Клеопа, шли в небольшое селение, называемое Эммаус. К ним присоединился Путник, пожелавший узнать, отчего они так печальны. «Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?» — «О чем?» — «Что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив».
Тогда Таинственный Незнакомец сказал им: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании».
Словно пелена спадала с глаз. Перед ними проплывали Дни Творения и потеря Рая. Воды Потопа и времена Аврамовы. Моисей, завещавший во все роды как вечное установление приводить на заклание пасхального агнца, чтобы помнил народ Израиля: вера его началась с освобождения от рабства и кровь была ценой этой свободы. Пророк Давид. Пророк Осия, устами которого Господь обещает вечную жизнь: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» Пророк Иезекииль, объяснявший, что жало смерти – грех. Он убивает и не дает жить. И, кончено, пророк Исаия, который говорит, что свобода от греха будет куплена Христовой Кровью. Ценой неимоверных страданий Он проложит миру путь исцеления от смерти. Исайе принадлежат и первые слова о Тайне Воскресения.
Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц. Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью. И не услышится в нем более голос плача и голос вопля. Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь.
Апостолы поняли вдруг, что речь идет о будущем Всеобщем Воскресении, о Царствии Божием, которое уже началось, сегодня утром – Утром Восьмого Дня Творения.
Когда они подошли к Эммаусу, приближался вечер. Их Спутник хотел пойти дальше, но они уговорили его остаться. Сели за стол. Незнакомец взял хлеб, помолился и, преломив, подал им. Тогда глаза их окончательно открылись, и они узнали Его. Но Господь стал невидим. «Не горело ли в нас сердце, когда Он изъяснял нам Писание?»
Опомнившись, они тотчас пошли обратно, и нашли учеников и тех, кто был вместе с ними. И им… не поверили. Вскоре пришло новое известие – Петр видел Воскресшего Господа. Поднялся спор и тут раздался родной, любимый голос: «Шалом! Мир вам!» – посреди горницы стоял Христос.
Все оцепенели. Кто-то смутился, кто-то испугался, кто-то подумал, что видит призрака. Кто-то бросился проверять двери, закрытые от страха, но они по-прежнему были заперты… А Господь спокойно, словно Он никогда и не покидал их, показал им Свои руки и ноги, и тихо спросил: «Есть ли у вас здесь какая пища?» Не приходя в себя от радости, они дали Ему часть печеной рыбы и сотовый мед. И Он, взяв, ел пред ними.
После трапезы, когда все немного успокоились, Христос повторил приветствие: «Мир вам! Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах». И начал объяснять им, о чем говорят Писания. И сказал, что теперь они должны приготовиться к служению:
Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
После этого дня апостолы утвердились в вере. Все, кроме одного, Фомы, которого не было, когда Господь явился всем ученикам. Он слушал восторженные рассказы своих братьев, но все еще никак не мог поверить: «Если Учитель воскрес, то почему они так мало изменились? Они должны уже сами сиять светом вечной жизни и просвещать им весь мир, а они сидят взаперти и пребывают всего лишь радостном оживлении…»
Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
Через восемь дней апостолы опять собрались и Фома с ними. Вероятней всего, это было в доме Марии, матери апостола Марка. Двери его были снова закрыты: страх преследований все же остался. И снова, не взирая на засовы, посреди горницы стал Христос. Он пожелал мира всем и сразу обратился к Фоме:
Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
С этого дня в маленькой общине никто уже не плакал и никто не боялся. Никто не сомневался в том, что Иисус и есть Христос, Который спас всех людей. Оставалось лишь поведать миру, что смерти больше нет, а есть только встреча с Ним.
Неофит.ру