НАШ СТАРЫЙ ДОБРЫЙ «ТОВАРИЩ»
(или печаль по утраченому товарищу)
[640x389]
Pазгар лета. Набережная Днепра забита празднично одетой публикой. Херсон празднует День города. Всё видимое зеркало реки покрыто шеренгами небольших парусных судов: яхт, вельботов, ялов, баркасов … А за ними движется белоснежный трёхмачтовый барк под полным парусным оснащением. "Товарищ" в очередной раз продемонстрировал городу свою красоту и мастерство своего экипажа. 65 лет прожил на свете этот редкостный корабль. Построенный в 1933 году на верфях Гамбурга, барк служил учебным судном ВМС третьего рейха.День поражения фашистской Германии он встретил на дне Балтийского моря возле о-ва Рюген - искалеченным и затопленным. Вскоре корабль подняли, и он стал трофеем Советского Союза. Парусник был отремонтирован на верфях Лиепаи, перегнан на Чёрное море и приписан к порту Херсон, став собственностью местного мореходного училища им. Лейтенанта Шмидта. В германии он носил имя "Хорх Фок-1", в Советском союзе же получил новое наименование - "Товарищ". [699x399]
Не раз случалось, что после рейса на "Товарище" несколько курсантов подавали заявление об отчислении, честно сознавшись в том, что выдержать такие испытания им оказалось не по плечу. За свою долгую жизнь барк оставил за кормой более 500 тысяч морских миль- путь, равнозначный 12 кругосветкам по экватору. Он посетил 87 стран мира,бросал якорь в более чем в ста портах. В тех походах прошли практи- ку свыше 15000 курсантов, полторы тысячи из них стали затем капитанами. [622x480]
А сколько блестящих побед завоевал в морских регатах этот учебный корабль сос стальным корпусом и парусным оснащением площадью свыше 1800 квадратых метров! В 1972 году он стал победителем океанических гонок в честь 175-летия спуска на воду американского фрегата "Констелейшн" и обладателем "Золотого Кубка Атлантики". Четыре года спустя барк по- лучил хрустальный кубок герцога Эдинбургского за победу регате "Парус-76". Впрочем различных победных кубков , вымпелов, грамот, золотых медалей за свою историю "Товарищ" завоевал превеликое множество. Но всему приходит свой черёд. 60 лет для парусника - не такой уж преклонный возраст ("Крузенштерн" и "Седов" в Росси заметно старше " Товарища") [471x698]
А теперь том, как разворачивалась почти детективная история судна, снявшегося в своё время в ряде советских картин, в том числе в культовом советском фильме по бессмертной повести Грина «Алые паруса», победителя многих международных регат.
Последние годы барк стоял у набережной немецкого города Вильгельмсхафена. А 25 февраля 2003 года судно после многолетних мытарств было продано (Минобразованием Украины, где числился барк) российской фирме Lipolar Management LTD, местом своей дислокации выбравшей, как это часто бывает, солнечный Кипр. Но владелец фирмы, купившей наше национальное достояние, посчитал, что транспортировать судно к месту нахождения фирмы слишком накладно. А потому, не мудрствуя лукаво, продал его 11 сентября немецкой фирме Tall Ship Friends. А деньги должны пойти, по словам пресс-секретаря посольства Украины в Германии, на расширение и укрепление учебно-практической базы Херсонского морского колледжа. Напомним: по инициативе этой же фирмы один из красивейших в мире парусников ушёл в 1999 году в немецкий Вильгельмсхафен якобы для ремонта.
Освобождённый от такелажа и балласта «Товарищ» поместили в гигантский плавучий док Condock V. В таком виде он и проследовал через шлюз Вильгельмсхафена и взял курс на Штральзунд. Кстати, в самом конце войны тогда ещё Gorch Fock, учебное судно Военно-морского флота Германии, был затоплен на рейде Штральзунда. А подъёмом судна руководил уроженец Вильгельмсхафена лейтенант Эрих Шрайбер. Мир тесен: барк опять стал «немцем».
Нынешний хозяин судна предполагает отреставрировать его в Копенгагене и использовать под первоначальным названием в качестве музея. В Штральзунде, конечно, а не в Херсоне. Либо как учебно-круизное судно. Вот так мы теряем историю.
Вот так окончательно поставлена точка в эпопее херсонского парусного барка «Товарищ»!!!
История этого корабля поучительная. Ясно, что историческую ценность этот корабль имеет и для Германии и для России как приемницу СССР. Для Украины этот корабль только ещё один объект для продажи, что она и сделала.
Но надо признать, что и Россия в своё время многое, что потеряла.
Ответ на комментарий Рикки-Тикки-Тави #
опять ковартные россияне... лишили украину национального достояния ! коварный владелец российской фирмы обогатился за счет наивных украинских чиновников, - перепало им лишь по паре рваных тельняшек, и вообще он им был ни разу не друг и не родственник....)))
если это не тонкая ирония мадам Стучинской, то напрашивается мысль о патологии...)
Ответ на комментарий Рикки-Тикки-Тави #
и если быть честным, то национальным достоянием Украины барк Товарищ никогда не был, - народу он служил когда и он,и народ, и город Херсон были советскими (читай российскими). а как только национальная украинская элита все это национализировала - то тут же и "прихватизировала" - т.е. обналичила. и до нынешней украинской нации барк просто не успел доплыть )
Это советский барк, который мог бы и остаться на дне морском, если бы его не подняли и не отреставрировали. Немцы после войны его точно не поднимали бы.А парусник действительно стал не нужен... но не нам, херсонцам привыкшим видеть его на набережной в Херсоне, но нас же не спрашивали... все было шито-крыто.
Я помню этот парусник... мелкий тогда совсем был, жил у бабушки в Херсоне... как раз недалеко от набережной. И именно глядя на то как матросики лазают по мачтам.. мечтал обязательно вырасти и стать моряком. Даже как то довелось на "Товарище" побывать в порядке частной экскурсии... удивительный и очень красивый корабль. Даже не смотря на то что уже 30 лет не был в Херсоне, а всеравно почему то иногда вспоминаю и скучаю по нему. Эх как же так можно было продать товарища... ((((((((((( Привет вам херсонцы.
Мой отец рассказывал, что у этого парусника был предшественник, носивший то же имя "Товарищ". Он был деревянным парусным судном, ходил в двадцатых годах (90 лет назад), о нём ходили легенды. Отец видел его. Одна из легенд - в Средиземном море в туман столкнулся с каким-то итальянским пароходиком, тот пренебрёг звоном колокола с парусного судна, и затонул. А деревянный(!) Товарищ остался на плаву.
Александр
читал про Товарищ воспоминания егоь капитана Лухманова. По воспоминаниям отца одимн из его друзей,а всего их было трое-мой отец, Степанов Игорь Степанович и Скачевский Игорь(отчество не помню.Скамченвский следуя легенде был одно время капитаном Товарища, и иногда три друга втречались, все ьбыли молоды.а Скач еще и пижоном-всегда с иголочки и в белом. Позже уже после войны они продолжиди дружбу.Отец мой военный моряк, Степаныч-капитан-наставник,капитан дальнего плавания, Скач тоже капитан.Когда мимо ресторана Кронверк проходили Скачевский сплевывал и ругался, из судна кабак сделали :)
Аноним, отчество моего деда -Валентинович. Игорь Валентинович Скачевский. Его отец -Валентин Павлович Скачевский был Заслуженный Врач России и Почетный дворянин.
Аноним, Это не было легендой. Дед, действительно был капитаном «Товарища» в 60-е годы. У него был лёгкий роман с Вертинской, во время съёмок фильма «Алые паруса», но потом она переключила своё внимание на В. Ланового ))