Данная статья подготовлена в рамках проекта Корпоративное волонтерство
Прошли времена, когда надо было объяснять, что социальная ответственность является непременным условием выживания и устойчивого развития любой компании. В настоящее время обсуждается уже не вопрос о возможности или необходимости корпоративной социальной ответственности в России, а стратегии и направления социальной ответственности российского бизнеса, формы и масштабы социального инвестирования, расширение практики нефинансовой отчетности в соответствии с мировыми стандартами. Вместе с другими формами корпоративной социальной ответственности (КСО) российские компании осваивают — или, в некоторых случаях, переосмысливают — и возможности корпоративного добровольчества.
Под корпоративным добровольчеством понимаются любые формы поддержки и поощрения компанией участия своих работников, а также членов их семей и пенсионеров компании в жизни местного сообщества (или в социальных программах большего масштаба) в качестве добровольцев.
Зачем и кому это нужно?
Долгое время считалось, что главной заинтересованной стороной в развитии волонтерства и увеличении числа добровольцев является непосредственный получатель волонтерской помощи — «местное сообщество». Однако эффективное корпоративное добровольчество основывается на удовлетворении интересов трех сторон: компании, её персонала и получателя волонтерской помощи (представителей местного сообщества, школ, больниц, некоммерческих организаций и т.п.). Ниже иллюстрируется, как взаимодействуют названные структуры и какие выгоды создает корпоративное волонтерство для каждой из них.
Местное сообщество
То, что принято называть «местным сообществом», в российской действительности нередко представляется довольно аморфным понятием, и термин «местное сообщество» пока не получил широкого распространения в России. Однако использовать понятия «общество», «муниципальное образование», «некоммерческие общественные организации (НКО)», «социальная группа», «община» здесь, вероятно, неприемлемо, поскольку социальная активность компаний проявляется, как правило, в тех регионах, где они оперируют, стейкхолдерами на местном уровне являются члены не одной, а нескольких различных социальных групп и общин, и получателями волонтерской помощи являются не только структуры общественного сектора.
Корпоративное добровольчество обеспечивает следующие выгоды местному сообществу:
· расширение знаний, умений и профессионального опыта НКО (в сфере кадрового менеджмента, финансового управления, маркетинга, связей с общественностью);
· привлечение в программы НКО большего числа квалифицированных добровольцев, что ведет к увеличению масштаба и разнообразия оказываемых ими социальных услуг, а также к сокращению затрат на рекрутинг и заработную плату;
· создание новых партнерских отношений между различными ветвями власти, бизнесом и некоммерческими общественными организациями;
· повышение социальной активности граждан, пополнение их знаний и увеличение возможностей их участия в различных общественных программах;
· обогащение исторического опыта и культурной жизни сообщества.
Более активные и здоровые местные сообщества становятся привлекательными и успешными для организации нового бизнеса и для найма новых сотрудников, а также создают благоприятные условия для роста и успешного развития предприятий. Управление такими сообществами требует меньших затрат, что важно как для экономического, так и для социального развития регионов. Укрепление местных сообществ положительно сказывается и на тех, кто в них проживает, поэтому сотрудники компаний, оказывающие добровольческую помощь своим собственным сообществам, извлекают двойную выгоду.
Сотрудники компаний
По данным исследований, как минимум треть сотрудников (29%) британских компаний ежегодно принимают участие в программах корпоративного добровольчества (Institute for Volunteering Research, 2006). В США в таких программах участвуют 24% сотрудников (Walker Information, 2003), в Австралии — около 25% (Volunteering Australia, 2006). Чем объяснить личную заинтересованность сотрудников и растущее число волонтерских программ, спонсируемых компаниями?
74% волонтеров считают, что корпоративное добровольчество оказало безусловно положительное влияние на их карьеру (Deloitte / Points of Light Foundation, 2006). Это проявляется, в первую очередь, в приобретении новых навыков и совершенствовании имеющихся. Во время работы в качестве добровольцев сотрудники компаний приобретают большинство так называемых ”employability skills” - общетрудовых и социально-психологических навыков и качеств, необходимых для трудоустройства и успешного профессионального роста. Кроме того, возможность внести свой вклад в решение социальных проблем приносит чувство морального удовлетворения, формирует позитивное отношение к своей компании, развивает чувство гордости за себя и свою компанию. Участие в добровольческих мероприятиях позволяет погрузиться в новую, незнакомую среду, что обогащает личный опыт сотрудников, стимулирует творческое мышление и поиск нестандартных решений для поставленных задач. Добровольчество повышает самооценку сотрудников, положительно сказывается на их физическом и эмоциональном здоровье, и даже увеличивает их годовой заработок на 6-7% (University of Ottawa, 1998) и продляет им жизнь (University of Michigan, 1999).
Таким образом, основные выгоды для сотрудников таковы:
· обретение и развитие профессиональных и личных навыков;
· укрепление чувства удовлетворенности работой и компанией;
· повышение моральных качеств и ответственного отношения к работе;
· улучшение навыков работы в команде и укрепление связей между разными отделами компании;
· развитие творческого мышления и инновационного подхода к решению проблем;
· возможность самореализации в новой сфере деятельности и повышение уверенности в себе;
· расширение представлений о происходящих в мире и обществе процессов и включенность в общественную жизнь;
· возможность внести вклад в решение социальной проблемы.
Компании
Хорошо продуманные и грамотно организованные программы корпоративного добровольчества открывают перед компанией один из самых успешных и рентабельных путей развития бизнеса и роста его стоимости на финансовых рынках. Среди 203 компаний, входящих в мировой список Fortune 500, в 2008 году 92% имели программы корпоративного добровольчества, а среди небольшого количества тех, у кого таких программ не было, 90% были намерены их разрабатывать (The Boston College Center for Corporate Citizenship, 2009).
Добровольческая активность гарантирует компании высокий уровень возврата инвестиций, поскольку повышает степень доверия стейкхолдеров (стейкхолдеры — организации, группы людей или индивидумы, на которые влияет компания и от которых она зависит: собственники, клиенты , сотрудники, партнеры, а также власть (местная и федеральная), конкуренты, другие компании, инвесторы, местные сообщества). Вовлечение сотрудников в программы добровольчества позволяет повысить узнаваемость бренда и реализовать другие маркетинговые стратегии компании в местном сообществе. Волонтерские программы и акции значительно усиливают интерес к компании со стороны СМИ, что также улучшает деловую и социальную репутацию бизнеса в глазах населения.
В целом, от реализации корпоративных добровольческих программ организации получают следующие выгоды:
· привлечение общественного внимания к компании, возможность продемонстрировать высокую степень социальной ответственности и упрочить репутацию;
· знакомство с реальными и потенциальными потребителями, потенциальными работниками, улучшение отношений с местными властями;
· улучшение финансовых показателей;
· снижение рисков;
· развитие навыков сотрудников;
· успешный рекрутинг и удержание персонала;
· повышение моральных духа сотрудников и рост производительности труда;
· развитие горизонтальных связей на предприятии, командообразование и укрепление корпоративного духа;
· вовлечение персонала в развитие дел в компании, стимулирование поиска творческих решений, формирование благоприятного климата для нововведений;
· улучшение качества жизни местного сообщества и решение социальных проблем.
Как видно, корпоративное волонтерство способствует решению многих кадровых вопросов: программы поддержки добровольчества на предприятии не только помогают открыть доступ к новым источникам рабочей силы, снизить текучесть и сократить затраты на обучение, но и повышает мотивацию и продуктивность труда сотрудников, что напрямую влияет на повышение уровня продаж, рост прибыли и укрепление лояльности клиентов. Многие компании уже активно интегрируют формы корпоративного добровольчества в свою HR-политику: используют добровольческую активность как альтернативу обучению персонала, включают волонтерство в стратегии управления персоналом, соответствующих стандарту Investors in People, стажируют выпускников на предприятии, предоставляют выходные для добровольчества и поддерживают волонтерские инициативы своих сотрудников.
Продолжение следует (во второй части вы познакомитесь с технологиями реализации программ корпоративного добровольчества и конкретными примерами реализации данных программ)
Наталья Моина специально для HRM
зарегистрироваться на вебинар
Корпоративное волонтерство как инструмент развития корпоративной культуры компании можно здесь