• Авторизация


БАЙКИ ОСТРОВА КНАЙПХОФ 18-01-2012 21:36 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Чик, чик-чирик, чик-чик -- посмотришь вверх
и в силу грусти, а верней, привычки
увидишь в тонких прутьях Кёнигсберг.
А почему б не называться птичке
Кавказом, Римом, Кёнигсбергом, а?
Когда вокруг -- лишь кирпичи и щебень,
предметов нет, и только есть слова.
Но нету уст. И раздается щебет.
И.Бродский
[700x529]

БРОНЕПОЕЗД ИЗ КНАЙПХОФА

Герцогство Кнайпхоф до войны обладало своими собственными вооруженными силами, способными несколько часов, а то и суток выдерживать натиск неприятеля. Имелся даже бронепоезд уникальной конструкции, который яростно отстреливался в апреле 1945 года от наступавших частей 11-й гвардейской армии генерала Кузьмы Галицкого.

ИЗ ДНЕВНИКА СОВЕТСКОГО ЛЕЙТЕНАНТА
Рассказывает лейтенант Демьян Пороховиков, командир одной из рот 8-го гвардейского стрелкового корпуса 11-й гвардейской армии (запись сделана на основе фронтового дневника военнослужащего):

"Мы подошли к реке Прегель к двум часам дня 8 апреля. Кругом - руины, уцелевших домов - единицы. Я с бойцами второго взвода занял позицию возле красивого и почти целого дома прямо на берегу реки. Видеть такое роскошное здание было странно - наши артиллеристы и танки били прямой наводкой по замку. Снаряды, словно крупные огненные птицы, сметали все на своем пути. А у этого здания даже львы сохранились, охранявшие главный вход.

На том берегу реки было сплошное месиво из кирпичей. Из этих громадных куч поднимали свои уродливо-готические головы останки каких-то, как мне показалось, церквей и обычных домов, кое-где сохранились даже черепичные крыши. Вдалеке был виден шпиль огромного собора, его не разрушили, он служил хорошим ориентиром для наших летчиков. И среди этой массы развалин периодически то тут, то там вспыхивали огненные точки - гитлеровцы продолжали настырно отстреливаться.

Вдруг неожиданно на берег выскочила самоходка "Штуг" и начала палить прямо по нам. Бах-бах-бах-бах! Целая очередь залпов. Тогда тяжело ранило сержанта Черепанова, задело и меня, но вскользь, куском кирпича. Только гимнастерку на рукаве разорвало.
- Семенюк! Серый! - крикнул я. - Давай-ка долбани ее, тебе сподручней.
У красноармейца Семенюка, который ближе всего подполз к реке, была удобная позиция. Для него левый борт самоходки был полностью открыт. Боец и выстрелил по фашистской бронемашине из трофейного фаустпатрона. Раздался сильный взрыв, "Штуг" скрылся в вихре огня и дыма - Семенюк, похоже, попал в боекомплект.
- Молодец! - крикнул я.
Мы усилили огонь, чтобы полностью подавить очаги сопротивления на том берегу, чтобы первая штурмовая группа - в нее входили и три мои взвода - устремились по, как не странно, неразбомбленному мосту на остров. И вот, стрельба на фашистской стороне более-менее затихла и мои ребята бросились на мост... Вот тут-то и произошло страшное. Откуда-то, - такое чувство, что из-под земли - прямо перед нами вынырнула странная и страшная конструкция - иссиня-черная, с горящей свастикой на бортах. Во все стороны она ощетинила стволы пушек и пулеметов. И одновременно эта адская машинка начала палить - и по моим бойцам, и по второй штурмовой группе, шедшей вслед за нами, и по прикрывавшим наш прорыв артиллеристам. Начался кромешный ад - земля буквально встала на дыбы. Мне пробило каску в трех местах, кантузило, ранило в ногу и в правый бок, задело печень. Первый взвод был полностью уничтожен, из второго в живых остался только сержант Семенюк. Потери третьего были менее значительны. Но нам пришлось отступить. После этого скрылась и черная адская машина гитлеровцев".

Впоследствии выяснилось, что Демьян Пороховиков рассказывал о таинственном бронепоезде немцев, который был сделан на основе... самых обычных трамваев. Дело в том, что до войны все герцогство Кнайпхоф было буквально испещрено трамвайными линииями. Здесь, на малюсеньком клочке земли в самом сердце Кёнигсберга, было проложено то ли три, то ли четыре маршрута. Мало того, сущестовало еще и несколько подземных веток, по которым герцогство Кнайпхоф соединялось с остальными частями города. Зимой 1945-го, когда стало жарко в Восточной Пруссии, немцы приспособили эту разветвленную сеть железных дорог для обороны. А из двух обычных трамваев на подземных заводах Кёнигсберга был сделан специальный бронепоезд. Его еще называли "мини-бронепоезд".
- Первый рейс трамвайный бронепоезд совершил 18 марта 1945 года в район Юдиттен, где им была уничтожена советская автоколонна с горючим, - рассказывает Иван Дуденцов, управляющий Герцогством Кнайпхоф. - Но наибольший урон Красной Армии он нанес в решающий момент штурма Кенигсберга, 8 апреля. Тогда бронепоезд мотался по всему острову и расстреливал из своих многочисленных орудий наступавшие советские отряды. Время от время скрывался под землей, где заряжали его орудия и приводили в порядок.
9 апреля 1945-го уничтожить бронепоезд из Кнайпхофа не удалось. Он продолжил воевать и после подписания генералом Отто фон Ляшем акта о безоговорочной капитуляции гарнизона города-крепости Кёнигсберг. Только, когда наши войска штурмовали Подземный город, - в последних числах мая 1945 года! - бронепозд загнали в одну из отдаленных шахт под островом Ломзе и там расстреляли из самоходных орудий. Точнее, обездвижили. Потому что пробить броню, созданную на подземных заводах Кёнигсберга, советские орудия были не в состоянии. Когда бронепоезд перестал подавать признаки жизни, на штурм машины бросился взвод лейтенанта Чугуйнова. Красноармейцы сумели - хоть и с большим трудом - проникнуть внутрь конструкции и... никого там не нашли - ни живых, ни мертвых. Как приводилась в движение эта зловещая машина смерти, до сих пор остается загадкой.
Завеса тайны и над тем, что стало с бронепоездом из Кнайпхофа после войны. Говорили, что его отвезли на секретный полигон куда-то в казахские степи. Но вместе с другими бытует и другая версия. Кое-кто из нынешних обитателей острова Кнайпхоф каждый год, в марте и апреле, слышит под землей странный и страшный гул. Кажется, будто поезд несется на всех парах. И остановить его не может ничто на свете.
Автор: Алексей Денисенков

Я вообще трепетно отношусь к рельсовой городской живности. Трамваи там, метро. Это отдельная реальность человек тут вообще третьим номером. Раньше и любимые маршруты были №39 и №12, самые длинные и загадочные в Москве. А уж военная жизнь рельсовых братьев по разуму совсем запредельная тема.

Байки байками, а трамвай таки и русские и немцы использовали в уличных боях - это факт. Что касается Кёнигсберга, то там и с простыми военными документами скудно и путанно. Но, вполне вот такой вагон как на картинке мог быть и там.
[500x319]
Этот PanzerStraßenbahn зафиксирован 13 февраля 1945 года в Будапеште.
Сложность колесных тележек со множеством рычагов и тяг, а так же ажурные, явно не грузовые колеса, - говорят что мы имеем дело с самым настоящим бронированным трамваем. Правда, остается открытым вопрос, что приводило его в движение при отсутствии контактной сети, - но тут уже можно только фантазировать. Более-менее пристойных варианта два: собственным бензомотором и генератором или на буксире, за каким-нибудь автомобилем, как передвижное огневое сооружение.
[600x337]
Например, вот такой трофейный БА ж/д "Панар", вполне мог таскать за собой или буксировать трамвайный вагон.

Где-то в конце лета 39-го года сумрачный тевтонский гений начал подозревать, что грядущий новый порядок в Европе не все туземцы смогут по сирости своей грамотно оценить. И могут последовать безобразные сцены, в том числе на нежно любимой всеми тевтонами железной дороге. Так как же предотвратить возможный несанкционированный беспорядок? Гонять против ребелов и прочих партизанен полноценные БеПо как-то не по чину, ж/д БА могут, конечно, попугать толпы селян, но надо же кому-то и гуманитарные экзекуции производить, а экипаж БА – обычно всего 2-3 человека – к этому явно не годится.
Йа, натюрлих! – сказал внутренний голос сумрачного гения – выход есть: утки! ж/д-бронетранспортёр, о как! Тевтонцы народ сильно здорово последовательный, поэтому сказано – сделано.
[600x390]
Бронемотриса "Seydlitz".
Так дизельная мотриса VT811, видимо к своему вящему изумлению, была 03.08.1939 мобилизована и вскоре стала боевой единицей Panzertriebwagen Nr.15 (бронемотовагоном пятнадцатым, практически догнав по номеру Людовиков), предназначенной для защиты ж/д-коммуникаций.
Сам вагон целиком забронировали (легко, противопульно), установили на крыше командирский пост управления – в невращающейся башенке, понятно и вооружили: 6 (или 8??) 7,92 мм пулемётов MG-34 (Maschinengewehr 34, фирмы Rheinmetall) в амбразурах по периметру (скорее всего с магазинным, а не ленточным питанием). Команда составляла 26 человек: командир, 8 - сам экипаж и ещё 17 – расстрельная команда десант (но может быть речь идёт всего лишь об одном офицере, 8-ми мл. командирах и 17-ти рядовых, не очень-то понятно).
[600x450]
В центре стоит предпоследний командир - оберлейтенант Оппенхорст

В 1940 году PzTb №15 поучаствовала во Французской компании в мае-июне (всё-таки проявилась видно обида на Людовиков, перещеголявших в номерах, аж до XVIII-го), осенью того же года была демобилизована, но отнюдь не размонтирована.
Так что 21.11.1941, когда таки начались на ж/д новых территорий, присоединённых к 3-му Рейху, самые безобразные сцены с участием Die Teufels-russischen Muschiks – Partizanen, бронемотрису опять мобилизовали. С декабря 41-го по март 43-го машинка мотылялась на коммуникациях ГА «Центр», когда одна, а когда и выгуливаемая каким-нибудь импозантным арийским бронепоездом.
В 43-м году, видно окончательно подустав от "груби русишен мущикс", бронемотриса поехала поправлять здоровье и психику патрулирен дороги и конвоирен составы на Балканы. Там, в Греции, «№15» в компании то разных БеПо, то двух ж/д-БА "Панар" (трофейный французский Panhard 178), то акапелла применялась для катания туристов распугивания местечковых партизанен.
Потом наступили совсем лихие времена, отовсюду нахлынули орды совершенно нетолерастных азиатских варваров и стало явственно кисло и скучно. Бедную барышню-мотрису покинули к тому же все былые тевтонские ухажёры, что БеПо, что даже БА. Вот так, в полном одиночестве, бронемотриса с тоски подалась поближе к родным пенатам(возможно и в Кёнигсберг) и капитулирен уже в Австрии 9 мая.

История сохранила для нас факт постройки в Ленинграде специализированного трамвая, предназначенного непосредственно для ведения боевых действий. К сожалению, информации про этот трамвай крайне мало.

Достоверно известно, что в ленинградском трамвайном депо имени Смирнова в 1942 году был построен бронированный трамвай на базе вагона типа МС-4. Предназначался он для отражения атаки противника с внезапным прорывом линии фронта и внешне мало чем отличался от обычного линейного вагона того же типа. До нашего времени не сохранилось его фотографий, также как и сведений о том, были ли построены другие бронетрамваи помимо этого "прототипа".
[640x592]
Были в блокаду и трамваи на паровой тяге. Ленинград 1942 год.

Для просвящения и развлечения байками были использованы материалы:
Журнал Алексея Денисенкова
Журнал strangernn
Форум ЖД моделистов
Статья Анатолия Сорокина
[180x217]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (25):
Ostreuss 18-01-2012-22:11 удалить
Спасибо, круто, не слышал.
Стобла 18-01-2012-22:32 удалить
Ответ на комментарий Ostreuss # Да не за что, дружище. Их(баек) ещё будет, с картинками. Но первая часть - это точно байка;)
Хотя, бронепоезд (или зенитные платформы?) при обороне всё же присутствовал, его остов, полузасыпанный обломками и щебнем долго стоял ещё под путепроводом на Озерной. Попробую найти фотки, где-то попадались ведь давно.
Ну война войной...а по поводу..."здесь и сейчас" могу "высказаться" плагиатом-".. как горько шутят сами трамвайщики, подобный подвижной состав вполне может быть востребован и в наши дни для защиты собственно трамвая от теперешней касты совершенно бескультурных весьма богатых автовладельцев, которые совершенно обнаглев, игнорируют не только правила дорожного движения, но и сами диктуют свои "правила игры" на дороге "с позиции силы" (причем это относится не только к трамваю, но и ко всем законопослушным участникам дорожного движения - мы, мол, настолько "крутые", что ездим где хотим, что по трамвайным путям, что по встречной полосе, что по тротуарам). Во многих случаях бронекорпус, ощерившийся пулеметными дулами, может оказаться единственным аргументом, который они еще смогут хоть как-то понять..."))))
Стобла 18-01-2012-23:19 удалить
Ответ на комментарий Нина_мИТЧЕНКО # Ну трамваи они такие, на генном так сказать уровне мерседесы не любят:)
Spiegel_SPb 19-01-2012-11:10 удалить
Трамвайные рельсы, да частенько можно встретить проступающими в самых неожиданных местах, например, в деревне Большаково, расположенной на расстоянии ну несколько десятков километров точно от Тильзита в сторону Черняховска - Инстербурга
Стобла 19-01-2012-15:55 удалить
Ответ на комментарий Spiegel_SPb # Да, там где-то под Гросс-Скайсгиррен(Большаково) один из бронепоездов разбомбила авиация.

Огромное человеческое данке ещё раз за календарь и поздравительную открытку. Выше всяческих респектов, занял парадное место с коллекцией. Вот кстати, почему так уныло получаются военные фильмы и классно фотосессии?
Ostreuss 19-01-2012-16:00 удалить
Стобла, Spiegel_SPb, Скайгиррен до войны был типа города, немцы любят всякие рельсы, вот там и ходил трамвай. А бронепоезд был уж, конечно, на настоящей ж/д. Веток ж/д было гораздо больше, их разобрали. Помню, из Советска в Нестеров пытались пустить как-то состав, но за Маломожайском он корову задавил - на том всё и кончилось. В Немане красивейший вокзал, но поезда давно не ходят - работает ветка только на ЦБЗ.
интересно очень, спасибо)
Стобла 19-01-2012-17:32 удалить
Ответ на комментарий Ostreuss # Ясное дело что железная дорога: "1 октября 1891 года была открыта железнодорожная линия Кёнигсберг — Тильзит и в Гросс-Скайсгиррене появился железнодорожный вокзал."

Это в Инстербурге, конец январья: "Дальнейшие контратаки противника также отбивались нашими подразделениями. Обе стороны несли немалые потери живой силы. Гвардейцами было уничтожено более двух рот противника. Гитлеровцы, используя огонь бронепоезда , смогли окружить часть наших подразделений.
22 января, 17 часов 00 минут. Для ликвидации прорыва генералом Г.И. Карижским в бой были брошены резервные батальоны 58-го и 46-го полков, самоходный артиллерийский дивизион 18-й дивизии и направлен в тыл противника 53-й гвардейский полк. Эти подразделения, поддержанные сильным артиллерийским огнем, отбросили врага в исходное положение (в район Гайтцунена). В разгаре боя 3-й батальон 51-го гвардейского полка во главе с капитаном Б.Ф. Сафоновым оказался отрезанным от частей 18-й дивизии сильным огнем подошедшего бронепоезда гитлеровцев. Гвардейцы вынуждены были занять круговую оборону. Противник предпринял несколько атак пехотой и танками, которые были отбиты."

А разбомбили, да, в Самбии: (фонд 20189, опись 97796-С):

"Шестерка "илов" под командой лейтенанта Сомова 14.4.45 г. имела задачу: период 12.О0-12.30 сопровождать наземные войска 39-й армии, уничтожая технику и живую силу противника в районе Адлих- Повайнен, Гросс-Блюменао.

При подходе к цели лейтенант Сомов получил от станции наведения "Дунай-22" приказание: на железнодорожном участке, южнее Штуддитен, отыскать бронепоезд и уничтожить его. Перестроив группу в левый круг, Сомов заметил заданную цель 500 м восточнее Повайнен. Бронепоезд стоял на месте и обстреливал наши войска. Сомов в боевом порядке "замкнутого круга" с высоты 600-100 м с пикирования под углом 25-40 градусов сзади и по ходу с юго-востока на юго-запад вдоль бронепоезда начал производить одну атаку за другой. Первым атаковал командир, а за ним его ведомые. Первая атака производилась сбрасыванием бомб, последующие - пуском реактивных снарядов и пулеметно - пушечным огнем. Первой атакой бронепоезд был подожжен, бомбы попали в его головную часть.

Несмотря на плотный обстрел зенитных орудий бронепоезда, группой Сомова произведено 12 заходов до полного расхода боеприпасов. В результате бомбардировочно-штурмовых ударов группа вывела из строя бронепоезд, подавив огонь трех орудий ЗА и уничтожив до 20 человек живой силы"

Тот ли это или нет я не знаю.
Ostreuss 19-01-2012-23:37 удалить
Стобла, да-да, но в Скайгиррене был ещё и трамвай. А ж/д там и сегодня проходит, в Большаково.
Spiegel_SPb 20-01-2012-09:37 удалить
Ответ на комментарий Стобла # Стобла, про фильмы, я думаю, дело в том, что дорогое это дело снимать полномасштабное исторической действие, потому снимают по мелочи, остальное дорисовывая. По пути нагнетая "серости" и "старины". Вот и кажется, что все, что было в те годы, было однообразно-бесцветным и унылым. А фотографии все же снимаются на цифру, потому можно передать и характер, и настроение, и мелочевку всякую.
Так сколько дней в результате шел конверт?
Spiegel_SPb 20-01-2012-09:38 удалить
Ответ на комментарий Ostreuss # Ostreuss, мы, кстати, вокзала в Немане не обнаружили. Рельсы - да, есть, а ни вокзала, ни пристани - не нашли.
Стобла 20-01-2012-10:10 удалить
Ответ на комментарий Spiegel_SPb # Да не долго шла 2числа уже получить можно было я просто работал много и получил уже в районе 6-го числа. Спасибо.

От военного кино надо отлучить в первую голову всяких Барин-Михалковских и иже с ним. Прям под страхом черенкования в зад. Сейчас опять заляпуху взялись снимать под Наро-Фоминском.

Блин, вот это бы за сценарий взяли, лютый треш и никаких экзотИк, тот же Наро-Фоминский район, при нормальной режиссуре думаю очень сурово получилось бы.
http://samoilovichi.narod.ru/samo-xx/sam_nt.html
Spiegel_SPb 20-01-2012-10:17 удалить
Ответ на комментарий Стобла # Стобла, мне кажется, что снимать историю, исторически не эпохальную, мало кто отважится. Деньгу то можно стряхнуть только на что-то грандиозно-колоссальное.... а о войне и так всяких врак напридумывано... И опять же, как же без экзотик то мильярды на спецэффекты то освоить...
Стобла 20-01-2012-10:17 удалить
Ответ на комментарий Spiegel_SPb # Хехе все теперь ходят злобятся от зависти календарику. Я улыбаэ только в бороду))
Spiegel_SPb 20-01-2012-10:20 удалить
Ответ на комментарий Стобла # Стобла, у меня уже который год подряд на работе именно такой календарь вывешивается. Сначала народ тихо фигел от моей профашисткости, а теперь вкурил, что к чему, и ходят, регулярно спрашивают, где и когда следующее мероприятие.
Стобла 20-01-2012-10:22 удалить
Ответ на комментарий Spiegel_SPb # По этому мемуару можно очень дешево и сердито снять, а при определенном режиссерском таланте такой жути нагнать что никаких Баек из склепа не надо. Вопрос, конечно, в таланте. И таки да, распил решает, Барин икру кушать желает на Олимпах, в лаврушке и баксах, ага.
Стобла 20-01-2012-10:25 удалить
Ответ на комментарий Spiegel_SPb # Да народ он такой, темный и безграмотный. Я у тебя как-то в уютной читал срачик. Хвала Гюнтеру, я уж встревать не стал, к шапошному разбору)
Spiegel_SPb 20-01-2012-10:27 удалить
Ответ на комментарий Стобла # Дешево и сердито?
Ну ты даешь, ктож на такое пойдет то?
Нужно ДОРОГО, даже нет - запредельно большой бюджет!
Spiegel_SPb 20-01-2012-10:28 удалить
Ответ на комментарий Стобла # Стобла, тот срачик не народ затеял, а сильно ограниченная жительница землицы обетованной.
Стобла 20-01-2012-10:36 удалить
Ответ на комментарий Spiegel_SPb # Ага, ага помню. Сильно ограниченная - это ты как-то ласково)
Ostreuss 20-01-2012-17:17 удалить
Стобла, Spiegel_SPb, кстати о кино: я же написал мистический сериал, что б на развалинах Калининградщины литовскими актёрами и режиссёрами нагнать жути за московские деньги. Правда, про войну там ничего не было - суть в возвращении вайделотов к святым местам после 2-й мировой. Типа, они в Литве укрылись.

Сериал с восторгом был читан литовцами, а режиссеры там - не чета нашим. У нас же всё время литовские режиссёры в театрах заправляют.
Вообще, он оказался удачным: я его посылал, его читали раз 70, от корки до корки все 300 стр. У меня там сноски на картинки в Инете, а на картинке счетчик, так что надо дочитать до этого места, что бы нажать.

Говорят, затягивает. Ну, я так и писал. Но Москва денег не дала. У них очень узкие теперь рамки, в которых деньги дают. Шаг в сторону за "семейную комедию", или перепев американского - и всё. А окупиться ли?
Они решили, что Калининградщина и вайделоты Россию не заинтересует. Хотя сами прочли от корки до корки!

Так что насчёт трамвайного броненосца подземелий, я тоже сомневаюсь. Для нормального общества приятная идейка, свежая, но не для сегодняшнего российского.
Ostreuss 20-01-2012-17:36 удалить
Да, и вот одна из шуток - но это незаконченное. Вряд ил так интересно, просто по сюжету там как раз тайная железнодорожная ветка должна была появиться: http://www.antipatriot.ru/post37087080/
Стобла 20-01-2012-19:31 удалить
Ответ на комментарий Ostreuss # Да нет, мы именно о военном кино. Более всех добросовестно к таким фильмам относятся белорусы, честь им и хвала.
Почитай по той ссылке что я дал - это не экзотика. Бывшие школьники нынешние первокурсники, диверсанты. Не партизаны, рядовые штатной части РККА. Долго объяснять, прочитай поймешь о чем я. Тут талант нужен интересно передать.
Стобла 20-01-2012-19:56 удалить
Ответ на комментарий Ostreuss # Про русалок тоже будет


Комментарии (25): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник БАЙКИ ОСТРОВА КНАЙПХОФ | Стобла - BASE 211 | Лента друзей Стобла / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»