Чик, чик-чирик, чик-чик -- посмотришь вверх
и в силу грусти, а верней, привычки
увидишь в тонких прутьях Кёнигсберг.
А почему б не называться птичке
Кавказом, Римом, Кёнигсбергом, а?
Когда вокруг -- лишь кирпичи и щебень,
предметов нет, и только есть слова.
Но нету уст. И раздается щебет.
И.Бродский
[700x529]
БРОНЕПОЕЗД ИЗ КНАЙПХОФА
Герцогство Кнайпхоф до войны обладало своими собственными вооруженными силами, способными несколько часов, а то и суток выдерживать натиск неприятеля. Имелся даже бронепоезд уникальной конструкции, который яростно отстреливался в апреле 1945 года от наступавших частей 11-й гвардейской армии генерала Кузьмы Галицкого.
ИЗ ДНЕВНИКА СОВЕТСКОГО ЛЕЙТЕНАНТА
Рассказывает лейтенант Демьян Пороховиков, командир одной из рот 8-го гвардейского стрелкового корпуса 11-й гвардейской армии (запись сделана на основе фронтового дневника военнослужащего):
"Мы подошли к реке Прегель к двум часам дня 8 апреля. Кругом - руины, уцелевших домов - единицы. Я с бойцами второго взвода занял позицию возле красивого и почти целого дома прямо на берегу реки. Видеть такое роскошное здание было странно - наши артиллеристы и танки били прямой наводкой по замку. Снаряды, словно крупные огненные птицы, сметали все на своем пути. А у этого здания даже львы сохранились, охранявшие главный вход.
На том берегу реки было сплошное месиво из кирпичей. Из этих громадных куч поднимали свои уродливо-готические головы останки каких-то, как мне показалось, церквей и обычных домов, кое-где сохранились даже черепичные крыши. Вдалеке был виден шпиль огромного собора, его не разрушили, он служил хорошим ориентиром для наших летчиков. И среди этой массы развалин периодически то тут, то там вспыхивали огненные точки - гитлеровцы продолжали настырно отстреливаться.
Вдруг неожиданно на берег выскочила самоходка "Штуг" и начала палить прямо по нам. Бах-бах-бах-бах! Целая очередь залпов. Тогда тяжело ранило сержанта Черепанова, задело и меня, но вскользь, куском кирпича. Только гимнастерку на рукаве разорвало.
- Семенюк! Серый! - крикнул я. - Давай-ка долбани ее, тебе сподручней.
У красноармейца Семенюка, который ближе всего подполз к реке, была удобная позиция. Для него левый борт самоходки был полностью открыт. Боец и выстрелил по фашистской бронемашине из трофейного фаустпатрона. Раздался сильный взрыв, "Штуг" скрылся в вихре огня и дыма - Семенюк, похоже, попал в боекомплект.
- Молодец! - крикнул я.
Мы усилили огонь, чтобы полностью подавить очаги сопротивления на том берегу, чтобы первая штурмовая группа - в нее входили и три мои взвода - устремились по, как не странно, неразбомбленному мосту на остров. И вот, стрельба на фашистской стороне более-менее затихла и мои ребята бросились на мост... Вот тут-то и произошло страшное. Откуда-то, - такое чувство, что из-под земли - прямо перед нами вынырнула странная и страшная конструкция - иссиня-черная, с горящей свастикой на бортах. Во все стороны она ощетинила стволы пушек и пулеметов. И одновременно эта адская машинка начала палить - и по моим бойцам, и по второй штурмовой группе, шедшей вслед за нами, и по прикрывавшим наш прорыв артиллеристам. Начался кромешный ад - земля буквально встала на дыбы. Мне пробило каску в трех местах, кантузило, ранило в ногу и в правый бок, задело печень. Первый взвод был полностью уничтожен, из второго в живых остался только сержант Семенюк. Потери третьего были менее значительны. Но нам пришлось отступить. После этого скрылась и черная адская машина гитлеровцев".
Впоследствии выяснилось, что Демьян Пороховиков рассказывал о таинственном бронепоезде немцев, который был сделан на основе... самых обычных трамваев. Дело в том, что до войны все герцогство Кнайпхоф было буквально испещрено трамвайными линииями. Здесь, на малюсеньком клочке земли в самом сердце Кёнигсберга, было проложено то ли три, то ли четыре маршрута. Мало того, сущестовало еще и несколько подземных веток, по которым герцогство Кнайпхоф соединялось с остальными частями города. Зимой 1945-го, когда стало жарко в Восточной Пруссии, немцы приспособили эту разветвленную сеть железных дорог для обороны. А из двух обычных трамваев на подземных заводах Кёнигсберга был сделан специальный бронепоезд. Его еще называли "мини-бронепоезд".
- Первый рейс трамвайный бронепоезд совершил 18 марта 1945 года в район Юдиттен, где им была уничтожена советская автоколонна с горючим, - рассказывает Иван Дуденцов, управляющий Герцогством Кнайпхоф. - Но наибольший урон Красной Армии он нанес в решающий момент штурма Кенигсберга, 8 апреля. Тогда бронепоезд мотался по всему острову и расстреливал из своих многочисленных орудий наступавшие советские отряды. Время от время скрывался под землей, где заряжали его орудия и приводили в порядок.
9 апреля 1945-го уничтожить бронепоезд из Кнайпхофа не удалось. Он продолжил воевать и после подписания генералом Отто фон Ляшем акта о безоговорочной капитуляции гарнизона города-крепости Кёнигсберг. Только, когда наши войска штурмовали Подземный город, - в последних числах мая 1945 года! - бронепозд загнали в одну из отдаленных шахт под островом Ломзе и там расстреляли из самоходных орудий. Точнее, обездвижили. Потому что пробить броню, созданную на подземных заводах Кёнигсберга, советские орудия были не в состоянии. Когда бронепоезд перестал подавать признаки жизни, на штурм машины бросился взвод лейтенанта Чугуйнова. Красноармейцы сумели - хоть и с большим трудом - проникнуть внутрь конструкции и... никого там не нашли - ни живых, ни мертвых. Как приводилась в движение эта зловещая машина смерти, до сих пор остается загадкой.
Завеса тайны и над тем, что стало с бронепоездом из Кнайпхофа после войны. Говорили, что его отвезли на секретный полигон куда-то в казахские степи. Но вместе с другими бытует и другая версия. Кое-кто из нынешних обитателей острова Кнайпхоф каждый год, в марте и апреле, слышит под землей странный и страшный гул. Кажется, будто поезд несется на всех парах. И остановить его не может ничто на свете.
Автор: Алексей Денисенков
Я вообще трепетно отношусь к рельсовой городской живности. Трамваи там, метро. Это отдельная реальность человек тут вообще третьим номером. Раньше и любимые маршруты были №39 и №12, самые длинные и загадочные в Москве. А уж военная жизнь рельсовых братьев по разуму совсем запредельная тема.
Байки байками, а трамвай таки и русские и немцы использовали в уличных боях - это факт. Что касается Кёнигсберга, то там и с простыми военными документами скудно и путанно. Но, вполне вот такой вагон как на картинке мог быть и там.
[500x319]
Этот PanzerStraßenbahn зафиксирован 13 февраля 1945 года в Будапеште.
Сложность колесных тележек со множеством рычагов и тяг, а так же ажурные, явно не грузовые колеса, - говорят что мы имеем дело с самым настоящим бронированным трамваем. Правда, остается открытым вопрос, что приводило его в движение при отсутствии контактной сети, - но тут уже можно только фантазировать. Более-менее пристойных варианта два: собственным бензомотором и генератором или на буксире, за каким-нибудь автомобилем, как передвижное огневое сооружение.
[600x337]
Например, вот такой трофейный БА ж/д "Панар", вполне мог таскать за собой или буксировать трамвайный вагон.
Где-то в конце лета 39-го года сумрачный тевтонский гений начал подозревать, что грядущий новый порядок в Европе не все туземцы смогут по сирости своей грамотно оценить. И могут последовать безобразные сцены, в том числе на нежно любимой всеми тевтонами железной дороге. Так как же предотвратить возможный несанкционированный беспорядок? Гонять против ребелов и прочих партизанен полноценные БеПо как-то не по чину, ж/д БА могут, конечно, попугать толпы селян, но надо же кому-то и гуманитарные экзекуции производить, а экипаж БА – обычно всего 2-3 человека – к этому явно не годится.
Йа, натюрлих! – сказал внутренний голос сумрачного гения – выход есть:
утки! ж/д-бронетранспортёр, о как! Тевтонцы народ сильно здорово последовательный, поэтому сказано – сделано.
[600x390]
Бронемотриса "Seydlitz".
Так дизельная мотриса VT811, видимо к своему вящему изумлению, была 03.08.1939 мобилизована и вскоре стала боевой единицей Panzertriebwagen Nr.15 (бронемотовагоном пятнадцатым, практически догнав по номеру Людовиков), предназначенной для защиты ж/д-коммуникаций.
Сам вагон целиком забронировали (легко, противопульно), установили на крыше командирский пост управления – в невращающейся башенке, понятно и вооружили: 6 (или 8??) 7,92 мм пулемётов MG-34 (Maschinengewehr 34, фирмы Rheinmetall) в амбразурах по периметру (скорее всего с магазинным, а не ленточным питанием). Команда составляла 26 человек: командир, 8 - сам экипаж и ещё 17 –
расстрельная команда десант (но может быть речь идёт всего лишь об одном офицере, 8-ми мл. командирах и 17-ти рядовых, не очень-то понятно).
[600x450]
В центре стоит предпоследний командир - оберлейтенант Оппенхорст
В 1940 году PzTb №15 поучаствовала во Французской компании в мае-июне (всё-таки проявилась видно обида на Людовиков, перещеголявших в номерах, аж до XVIII-го), осенью того же года была демобилизована, но отнюдь не размонтирована.
Так что 21.11.1941, когда таки начались на ж/д новых территорий, присоединённых к 3-му Рейху, самые безобразные сцены с участием Die Teufels-russischen Muschiks – Partizanen, бронемотрису опять мобилизовали. С декабря 41-го по март 43-го машинка мотылялась на коммуникациях ГА «Центр», когда одна, а когда и выгуливаемая каким-нибудь импозантным арийским бронепоездом.
В 43-м году, видно окончательно подустав от "груби русишен мущикс", бронемотриса поехала
поправлять здоровье и психику патрулирен дороги и конвоирен составы на Балканы. Там, в Греции, «№15» в компании то разных БеПо, то двух ж/д-БА "Панар" (трофейный французский Panhard 178), то акапелла применялась для
катания туристов распугивания местечковых партизанен.
Потом наступили совсем лихие времена, отовсюду нахлынули орды совершенно нетолерастных азиатских варваров и стало явственно кисло и скучно. Бедную барышню-мотрису покинули к тому же все былые тевтонские ухажёры, что БеПо, что даже БА. Вот так, в полном одиночестве, бронемотриса с тоски подалась поближе к родным пенатам(возможно и в Кёнигсберг) и капитулирен уже в Австрии 9 мая.
История сохранила для нас факт постройки в Ленинграде специализированного трамвая, предназначенного непосредственно для ведения боевых действий. К сожалению, информации про этот трамвай крайне мало.
Достоверно известно, что в ленинградском трамвайном депо имени Смирнова в 1942 году был построен бронированный трамвай на базе вагона типа МС-4. Предназначался он для отражения атаки противника с внезапным прорывом линии фронта и внешне мало чем отличался от обычного линейного вагона того же типа. До нашего времени не сохранилось его фотографий, также как и сведений о том, были ли построены другие бронетрамваи помимо этого "прототипа".
[640x592]
Были в блокаду и трамваи на паровой тяге. Ленинград 1942 год.
Для просвящения и развлечения байками были использованы материалы:
Журнал Алексея Денисенкова
Журнал strangernn
Форум ЖД моделистов
Статья Анатолия Сорокина
[180x217]