[500x446]
Первым официальным парадом можно считать встречу русского войска после взятия 11 октября 1702 года крепости Нотебург (Орешек). Мясницкая улица Москвы была выстлана красным сукном. Петр I ехал в золоченой карете, за которой по земле волочились шведские знамена.
«Правда, что зело жесток сей орех был, однако же, слава Богу, счастливо разгрызен… Артиллерия наша зело чудесно дело свое исправила», — Пётр I думному дьяку Андрею Винниусу.
В 1941—1943 гг. в течение 500 дней небольшой гарнизон оборонял крепость от немецких захватчиков. Фашистским войскам не удалось переправиться на правый берег Невы и замкнуть кольцо блокады, благодаря гарнизону крепости Орешек удалось защитить дорогу жизни.
Клятва защитников крепости:
Мы, бойцы крепости Орешек, клянёмся защищать её до последнего.
Никто из нас при любых обстоятельствах не покинет её.
Увольняются с острова: на время — больные и раненые, навсегда — погибшие.
Будем стоять здесь до конца.
Самый грандиозный парад состоялся близ селения Вертю после окончательного разгрома армии Наполеона. 150-тысячная русская армия встала в боевом порядке против высоты Монтэме. После приветствия русского и иностранного генералитета армия в считанные минуты перестроилась в гигантское каре. А после объезда генералами всех фасов также в очень короткое время перестроилась к церемониальному маршу.
Первый воздушный парад над Красной площадью состоялся 1 мая 1933 года. Начиная с этого времени такие воздушные парады проводились регулярно до начала войны.
Исторический парад 7 ноября 1941 года, когда с Красной площади бойцы сразу уходили на фронт, был самым коротким (продолжался 25 минут) и самым рискованным. Фотографы запечатлели и любопытный эпизод - два танка, закончив движение, развернулись и пошли снова в сторону Мавзолея - на трибунах возникло замешательство. Незапланированный маневр машин был вызван непогодой (30-градусный мороз и снег).
Парадом Победы в июне 1945 года командовал Маршал Советского Союза Константин Рокоссовский, принимал его Маршал Советского Союза Георгий Жуков. Впервые в мировой истории парад Победы принимал не сам Верховный Главнокомандующий /Сталин/, а его заместитель. О том, что в столице состоится парад, мир узнал накануне, когда был обнародован приказ Сталина о проведении парада 24 июня. Во время торжественного марша впереди на специально оборудованном автомобиле везли Знамя Победы, за ним шли сводные полки фронтов. Марш завершила колонна солдат, бросивших к подножию мавзолея Ленина двести знамен разгромленных немецко-фашистских войск. За два часа по площади прошли около 40 тыс военнослужащих и более 1850 единиц военной техники. Использование на парадах военной техники, артиллерии, танков, авиации способствовало тому, что мощь армии получила еще более зримое воплощение.
ИСТОРИЯ ПАРАДОВ
[512x341]
9 мая в Москве, пройдет, пожалуй, самое важное ежегодное событие в военном церемониале – парад на Красной площади. Современный человек уже наверное не видит в параде ничего кроме красочного военного шоу, а между тем парады имеют многотысячелетнюю историю и наполнены глубоким смыслом. Знание истории и знание скрытого смыла парада, безусловно, будет интересным и полезным для каждого.
Наиболее очевидным предком современных парадов является древнеримский церемониал триумфа. Римский триумф представлял собой военно-религиозный акт и служил событием, знаменующим победу Рима в крупной войне. Причем эта победа должна была быть, по мнению римлян достойной. Достойной победа становилась лишь в том случае, если враг был сокрушительно разбит и понес большие потери, в отличие от римлян. То есть тяжело доставшаяся победа не удостаивалась триумфа, даже в случае, если ее политическое значение было очень высоко. Триумф был религиозным актом, который представлял собой сакральное действо, в котором римский народ военным церемониалом благодарил богов Рима за дарованную победу над врагом. Фактически это было богослужение без жрецов, которое происходило не в храме, а на улицах Рима. Впрочем, даже внешне светский церемониал триумфа все равно завершался жреческими обрядами и жертвоприношениями.
Внешне триумф был весьма похож на современный парад и представлял собой торжественное прохождение колонны войск под предводительством командиров и полководца – триумфатора (триумфатором, кстати, мог стать только полководец, занимающий высшие государственные посты, так как в Римском государстве носители высшей власти также отчасти сакрализовались и только они могли представлять римский народ перед лицом божеств). Завершался триумф проносом богатых трофеев войны и пленных, среди которых обязательно должны были присутствовать вожди противника и наиболее знатные воины. Это символизировало то, что перед римскими богами таким образом склонялись иноверцы, которые усмирялись силой оружия Рима.
Триумфы, производили такое впечатление на всех, кто их видел, что их не забыли и после падения Римской империи. Уже в Средние века оформилась традиция торжественного въезда победителя в захваченный город или просто церемониал въезда королей и других владетельных особ в столицы. Внешне эта церемония была похожа на римские триумфы. Даже демонстрирование трофеев и пленных происходило порой, хотя и не часто. Живопись показывает нам картины подобных торжественных церемоний в города, такие как вступление Карла VIII в Неаполь или Жанны Д`Арк в Орлеан. И, конечно же, церемония торжественного вступления в город сопровождалась церковными событиями, например молебном о дарованной победе. Кстати церковный крестный ход также восходит в своем происхождении к римскому триумфу и символизирует триумф христианства.
Военные парады практически идентичные современным появились вместе с возникновением регулярных армий абсолютистских государств в XVII столетии. Большие армии, линейная тактика, требующая сложной выучки огромных масс пехоты и кавалерии, привели к тому, что парад стал не только символом побед и военной мощи страны, но и лучшим средством обучения войск. Парады в результате из экстраординарного события превратились в почти повседневный элемент военного быта. Так, например, в большом числе европейских стран вахтпарад (церемония смены караула) проводился каждый день и в нем участвовали все подразделения гарнизона назначенные на дежурства в этот день. Более того, парад стал сердцем, сосредоточением военной и государственной жизни. На нем отдавались распоряжения, а монархи на вахтпараде могли оглашать свою волю, которая тут же превращалась в высочайшие указы. Сакральный смысл парада отступил под светским влиянием милитаристского стиля и к церковной жизни имели отношение только так называемые церковные парады, которые проводились после богослужений. Их характерным отличием было то, что кавалерия проходила церковные парады пешим маршем, так как полки не приезжали в церковь на лошадях.
Особенный расцвет военные парады переживали в эпоху господства стиля ампир при Наполеоне и в первую половину XIX века. Это было время наиболее пышных военных парадов с многотысячными массами войск, марширующими по площадям подчиняясь каждому приказу командующего. Подобный церемониал служил идеологическим задачам показывая собственным подданным пример для подражания военной дисциплине и организации, а недругам демонстрируя выучку армии и ее боевую готовность. Надо отметить, что парад вовсе не был пустым развлечением, как его пытаются представить многие либеральные историки и пропагандисты. Если армия демонстрировала на параде способность к организованному движению, перестроению, выполнению строевых команд, то это было гарантией ее высоких боевых качеств, так как вплоть до начала XX века способ ведения боевых действий основывался именно на навыке каждого солдата слаженно выполнять приказ и умении действовать большими массами не теряя организованности. Русская армия в это время проводила, пожалуй, самые большие парады, которые приводили всех европейских наблюдателей в восторг и вселяли в сердца жителей Европы страх перед военной машиной русского императора.
С развитием оружия приведшего к изменению военной тактики вернули параду его изначальную функцию – военного триумфа проводимого либо после победы, либо в ознаменование прошлых побед. Не случайно, именно парад немецких войск в захваченном Париже стал символом восстановления мощи Германии после поражения в Первой мировой войне, а белые армии в Гражданской войне в России говорили о параде в Москве как знаке окончания борьбы с большевиками.
Также и Парад Победы в 1945 году стал символическим актом завершающим Великую Отечественную войну и демонстрирующим всему миру мощь советской армии, не ослабленной годами тяжелых боев, но накопившей опыта и умения воевать.
Парад Победы возродил русскую и римскую традицию завершать победоносную войну триумфом, ведь именно парадом русских австрийских и прусских войск завершились наполеоновские войны, охватившие всю Европу на протяжении почти четверти века. Что интересно – Парад Победы воссоздавал в себе многие черты напоминающие даже не столько о традиционных парадах, сколько о римских триумфах, так как пронесение трофейных знамен противника и их символическое «принесение в жертву» у мавзолея отсылало нас к временам Сципиона и Цезаря.
- Вас мало, вас невероятно мало. Вы погибнете зря. Сила на нашей стороне.
- Мы будем драться.
- Мы вас уничтожим. Сотрём в пыль.
- Мы будем драться.
- Ваши имена останутся только в истории.
- Мы будем драться. ИНАЧЕ НАШИ ИМЕНА ЗАБУДЕМ МЫ САМИ.
Да, и нам нечего стыдиться.
_____________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИКИ:
Михаил Диунов http://diunov.livejournal.com/
http://knup-ru.livejournal.com/518713.html