Планы Нового мирового порядка спотыкаются о геополитические факты
Imad Fawzi Shueibi
История "мирового порядка"
Уже 4 столетия политические руководители стараются соорудить международный порядок, который регулирует отношения между нациями и предотвращает войны. В то время как принцип государственного суверенитета принес положительные результаты, межгосударственные организации отражают по существу преобладающий баланс сил. Что касается честолюбивых американских планов Нового мирового порядка, то они разрушаются новыми геополитическими фактами.
Постепенное формирование идеи Мирового порядка.
Впервые программа мирового порядка или международный порядок вынырнула в 17-ом веке, даже если само понятие "мирового порядка" было введено не так давно в политических обсуждениях. Его идея возникла тогда, когда появилась мысль установить желанный мир и сохранить его.
В 1603 году французский король Генрих IV поручил своему министру
Максимилиану de Béthune, герцогу Sully (1560-1641гг.), чтобы он выработал первый проект. За этим стояло намерение основать христианскую республику, которая должна была охватить все народы и страны Европы. Структура республики гарантировала бы сохранение отдельных национальностей и религий и имела бы задание решать проблемы, которые возникали между ними.
Этот
«Grand Design», эта отличная идея , призывала к новому установлению границ, для уравновешивания сил, к созданию федерации государств с наднациональным советом с полномочиями сформировать арбитраж (в случае возникновения споров) и к созданию общей армии для защиты конфедерации от турецкой угрозы.
[показать]
Maximilien de Béthune, Herzog von Sully (1560-1641)
Но сначала эта мечта разбилась из-за убийства Генриха IV
(14 мая 1610) и снова была подхвачена только в конце войн в Европе, преимущественно ведомыми Людвигом XIV
[в том числе деволюционная война (в 1667-1668), Голландская война (в 1672-1679), Пфальцская война за наследство (в 1688-1697) и Испанская война за наследство (в 1701-1714)]. Шарль Ирэнэе Кастель de Сен-Пьер, известный как
«аббат Сен-Пьер» (1658-1743 гг.) опубликовал [1712 г.] своё произведение
Projet pour rendre la paix perpétuelle en Europe («План вечного мира в Европе») [в которой он предлагал европейскую федерацию].
Этот план обсуждался в ходе переговоров по Утрехтскому миру (1712-1713) и предусматривал по-новому определение границ между воюющими партиями на основании всех решений этого конгресса сторонников мира и сооружение
«союза наций Европы», который должен был предотвратить будущие конфликты.
Наряду с этим, несколько кажущимся утопическим видением, важное его значение, в частности, во влиянии на решения Вестфальского мира 1648 года. Этот мирный договор оканчивал Тридцатилетнюю войну
(в 1618-1648),
которая велась под знаменем религии, в ходе её возникла тяжелая ненависть между ссорившимися группами и погибли 2 пятых части населения. Переговоры затянулись на 4 года (1644-1648 гг.) и положили, наконец,
принцип равных прав и равного участия в переговорах независимо от религиозной принадлежности или формы правления.
Вестфальский мир закрепил четыре основных принципа:
• Абсолютный суверенитет национальных государств и основного права на политическое самоопределение.
• Законное уравнивание национальных государств. Самое маленькое государство владеет, независимо от его относительной слабости или бедности, теми же самыми правами как самое большое и самое сильное государство.
• Договоры должны соблюдаться, также образуется из здесь начал международного права, кроме этого здесь образуются начала Международного права.
• Невмешательство во внутренние дела других государств.
Естественно, эти общие принципы не обосновывают абсолютный суверенитет, которого, в общем то, никогда не имелось.
Но они объявляли неправым каждое действие, которое вредило суверенитету государства или упраздняло его совсем.
Философы всегда поддерживали такие планы. Жан-Жак Руссо (1712-1778) в своей книге под названием
«Общественный договор или Принципы политического права» (1762) предлагал образование единого государства, которое должно включить в себя все европейские страны. И кенигсбергский философ Иммануил Кант (1724-1804) опубликовал в 1795 году свое эссе
«Вечный мир. Философский проект». Для него мир был юридической конструкцией, которая предполагала кодификацию
(согласно обязательному установлению) общего закона, который применим на все государства. Английский утилитарист Джереми Бентам (1748-1832) ещё раз раскритиковал тайную дипломатию, так как она ставит себя выше закона. В то же время он выступал за то, чтобы создать что-то вроде международной общественности, который должна была бы быть в состоянии обязать правительства соблюдать международные соглашения и подчиняться арбитражному решению.
Появление международных регулирующих органов
Идея международного порядка продолжала развиваться на основе
принципа национального суверенитета Клеменса фон Меттерниха (1773-1859). Выражением этой концепции в 19-м века стал Священный союз
[союз трех монархов России, Пруссии и Австрии в 1815 году], который был организован по инициативе русского царя Александра I
[позже к нему присоеденились, за исключением Османской империи, Ватикана и Соединенного Королевства, все европейские государства] и который в начале века призывал к «
Европейскому концерту» (от французского «concert» - «гармония»), предложенному австрийским канцлером Клеменсом Венцелем Лотаром фон Меттернихом, и должному предотвратить «революции», тогда это слово в политическом языке было синонимом хаоса.
[показать]
Klemens Fürst von Metternich (1773-1859)
С тех пор было установлено: проводить встречи государств на высшем уровне, чтобы решать проблемы без войны, при помощи арбитражных решений и дипломатии.
Для осуществления такого права после Первой мировой войны [10 января 1920] приступила к своей работе
Лига наций. В ходе её деятельности становилось, однако, все отчетливее, что Лига наций
была скорее выражением и пешкой в игре доминирующих сил и служила интересам держав победительниц. Её моральные ценности и принципы были неясно сформулированы и зависели от сложившейся ситуации. В то время как она была нацелена, и в самом деле, решать конфликты между нациями переговорами и арбитражами и не войной, союз (Лига) считал себя вправе контролировать менее развитые страны или отрицать в политическом, экономическом и административном отношении право колонизированных народов на суверенитет. Эта установка сопровождалась, естественно, оправданием так называемых
"подмандатных территорий", в которых "опека" о народе или регионе была возложена, якобы на более прогрессивные [или более победоносные] государства.
[Существенные части Османской империи подчинялись таким образом, например, после Первой мировой войны управлению французов и британцев.] При взятии под свой контроль и управлении этой международно-правовой позиции Лига наций воплощала колониально-политическую реальность.
Искусственный характер Лиги наций обнаруживался открыто, так как она была не в состоянии решить серьезные международные конфликты, такие как завоевание Маньчжурии Японией или завоевание Абиссинии (Эфиопия) или аннексия Корфу Италией и других.
Хотя концептуальная идея Лиги наций, к духовным отцам которой относится французский государственный деятель Леон Виктор Auguste Bourgeois, содействовал и поддерживал которую также тогдашний американский президент Woodrow Wilson, США не присоединялись к союзу. Япония и Немецкая империя, политика которых попала под критику, вышли из её состава. Это делало Лигу наций бессильной.
[показать]
Заседание Лиги Наций в Женеве.
Организация Объединенных Наций, преемница Лиги Наций была принята на основании, в том числе, “Атлантической хартии” из 14 путктов, подписанной 14 августа 1941 года США и Британией
[тогдашний президент США Рузвельт и британский премьер-министр Черчилль сформулировали принципы своей международной политики] а также Московской декларации, принятой 30 октября 1943 года.
В обоих документах речь шла о создании "организационных структур на основе суверенного равенства и равенства всех миролюбивых государств". Этот проект был особенно форсирован на конференции в Думбартон-Оксе (21,8 -. 10/07/1944) в столице США, Вашингтоне
[с участием США, Великобритании, Советского Союза и Республики Китай], единственным вопросом которой были цели и структура задуманной Организации Объединенных Наций.
Принципы Атлантической хартии еще раз были подтверждены во время конференции в Ялте (4-11 февраля 1945), прежде чем они затем были окончательно закреплены согласно международному праву
на конференции союзников в Сан-Франциско (25.4. - 26.6.1945, также известной как United Nations Conference on International Organization).
Таким образом идеология глобализации интегрировалась во всемирную организацию. Организация Объединенных Наций объясняла, при ее основании, что она хотела бы построить систему коллективной надежности всех государств. Должно было также приобщать государства, которые тогда ещё не были членами ООН. Но в действительности, ООН уже давно была, согласно международного права, действующим объединением равноправных государств столь же мало как и Лига наций, а отражала, скорее, соответствующие временные соотношения сил в пользу самых сильных в данный, конкретный момент. Тем не менее, весь мир склоняется воле Организации Объединенных Наций.
Совет Безопасности Объединенных Наций
Организация Объединенных Наций, говорящяя, якобы, за весь мир, практически только выражение господства и власти держав-победительниц [первой и второй мировых войн] в ущерб остальных народов мира, желания которого не учитывались.
Эта геополитическая действительность была засвидетельствована с момента основания Совета Безопасности Объединенных Наций, который включает 5 самых влиятельных государства (державы-победительницы) как Постоянных членов, которым предоставлялось право вето, а также следующих непостоянных выбранных по географическим заданным величинам членам (это правило означает, что страны Африки и Азии всегда представлены недостаточно).
Слабости этой системы обнаруживались во время Холодной войны. Конфликт между обеими супердержавами, США и Советским Союзом, усиленно отражался на меньших нациях, которые должны были расплачиваться за все последствия [конфликтов] на собственной шкуре на региональном и локальном уровнях.
Это распределение ролей сказывалось особенно в поведении ООН, если это касалось заявлений стран на принятие в члены ООН или обращение по поводу возникших конфликтов, как легко видно на примере Палестины, Кореи, национализации нефти в Иране, кризисе Суэцского канала, израильских оккупаций, Ливана и так далее.
Организация Объединенных Наций
обязывалась при ее основании уважать "основные права человека, достоинство и ценность каждого человека, равенство мужчин и женщин, и всех государств, независимо от их размера, а также
создавать необходимые условия, при которых возможны справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и иных законных интересов международного права". Но документ о праве вето ограничивает право других народов на равное участие.
В конце концов,
международные учреждения всегда отражали соответствующее равновесие сил без того, чтобы считаться при этом со справедливостью с философской или моральной точки зрения.
Совет Безопасности действует в качестве
"глобального Административного совета" (и таким образом, может рассматриваться как продолжение учреждений, которые были введены Меттернихом). Он располагает властью принимать резолюции по воле держав-победительниц-союзниц во Второй мировой войне [юридически обязательно международную], а не согласно представлению наций и народов, стремящихся к миру, принимать и применять.
Но пришли иные времена и куда как более аморальные идеи.
После роспуска Советского Союза в 1991 было срочно приказано упорядочить международную систему по-новому.
Реорганизация международных отношений Соединёнными Штатами Америки.
[показать]
Leo Strauss (1899-1973)
В этот исторический период студентам немецко-американского философа
Лео Штрауса (1899-1973)
[с 1949 по 1969 год преподавал политическую философию на в университете Чикаго] удался с помощью неоконсервативных журналистов "триумфальный проры".
С точки зрения этих "идеологов" общество делится на три касты: «мудрых», «правителей» и простых людей. Только «мудрые» единственно могут знать правду и устанавливать её и некоторые избранные политики («правители») (но только частично), в то время как остальное население должно подчинятся решениям этих двух групп.
Обе эти группы, «мудрые» и «правители», в значительной степени привержены реализации своих убеждений и требований, согласно которым
следует отбросить принципы Вестфальского мира,
и прежде всего уважение национального суверенитета и принцип невмешательства во внутренние дела других государств. Для усиления доминирования Запада, они ввели договорные обязательства по
"гуманитарной интервенции" и
"ответственности за защиту», по которым
существют ответственные «мудрые», которым внемлют правители и которому должны подчиняться все остальные. И, они требуют, изменив правила дипломатического языка Второй мировой войны, отказа от "сопротивления" путем переговоров.
Это первая часть статьи.
Википедия о Лео Штраусе.
Цитата:
О бескровном захвате власти
Теоретически отточенный и успешно применённый Штраусом на практике механизм взятия власти раскрывает в своей статье проф. Е. М. Дроне: «есть несколько кругов учеников, и менее посвященные годятся, но для другой цели; своим же ближайшим ученикам передаём тонкости учения вне текста, в устной традиции, совсем почти тайно. […] Воспитываем несколько выпусков, все посвящённые составляют как бы секту, помогают друг другу с карьерой, делая её сами, держат в курсе учителя. […] через несколько десятков лет „наши“ без единого выстрела берут власть в самой сильной стране мира».