[450x300]
[948x605]Церковь Св.Троицы в Париже а начале 20-ого века
[300x467]
[450x321]
"Многие его произведения ,связаны с христианской тематикой.Это,как правило, циклы пьес, написанных в жанре музыкальной медитации (Медитация - состояние глубокой сосредоточенности на конкретных религиозных идеях и образах.) Шедевром органной музыки можно назвать девяти частный цикл "Рождество Христово" (1935 г.). Автор стремится проникнуть в глубинный смысл Рождества, показать средствами музыки Святое семейство, ангелов, пастухов, волхвов.
Мессиану удалось передать состояние духовной сосредоточенности и благоговения, которое внезапно охватывает человека, погружённого в сопереживание событиям Священной истории. Кроме евангельских сюжетов излюбленной темой композитора стал образ Церкви - как торжества вселенской гармонии между Богом и духовно преображённым человечеством. В произведении для органа "Явление Предвечной Церкви" (1932 г.) образ Церкви предстаёт в короткой теме, состоящей из трёх аккордов. Эти аккорды - фундамент, на котором возводится сложная полифоническая конструкция. Предельная громкость звучания органа переносится слушателями обычно с трудом, но здесь воспринимается легко и органично, помогая почувствовать состояние духовного восхищения перед от крывшейся картиной.
[500x500]
В число лучших духовных произведений Мессиана входит восьми частный квартет "На конец времени" (1940-1941 гг.) для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано. Композитор написал его, находясь в немецком лагере для военнопленных, куда попал как участник Второй мировой войны (освобождён в 1942 г.). Премьера квартета состоялась в 1941 г. силами пленных музыкантов, с трудом раздобывших плохонькие инструменты.
Автор обратился к теме Апокалипсиса - последней книги Нового Завета, повествующей о втором пришествии Христа и "конце света". Согласно традиции, речь должна была идти прежде всего о суде Христа над душами умерших.
Но Мессиан, отдав дань драматическим образам Страшного суда, сосредоточивается на идее вечного торжества Христа и полного обновления природы человека. Части "Слава бессмертию Иисуса" и "Хрустальная литургия" - самые сильные в музыке квартета, а состав инструментов позволяет найти особенно тонкие тембровые краски. В 40х гг. Мессиан пережил увлечение древнеиндийскими религиозными учениями. Композитор считал, что они предвосхищают христианство и несут в себе представления о любви как основе жизни. Он погрузился в изучение духовной литературы и ладовых систем индийской музыки, и в 1948 г. появилась симфония "Турангалила" (по словам Мессиана, "песнь любви, гимн радости") - монументально десяти частное произведение для оркестра, солирующих фортепиано и волн Мартено.
Размышления о роли земной красоты в духовном мире человека привели мастера в 50х гг. к новой неожиданной теме - образам птиц. Мессиан с тщательностью учёного занимался орнитологией (наука о птицах), искал в инструментальной музыке возможности для подражания птичьим голосам и одно за другим создавал произведения на "орнитологические" темы: поэму "Пробуждение птиц" (1953 г.) для фортепиано с оркестром, цикл "Экзотические птицы" (1956 г.) для фортепиано, духовых и ударных инструментов, фортепианный цикл "Каталог птиц" (1956-1958 гг.). Тема, которую многие восприняли как "странную причуду гения", имела для композитора глубокий духовный смысл.
Он говорил, что птицы - это голос природы, они прославляют своим пением Бога Твориа. Поэтому воспроизвести средствами музыки голос птицы - значит соединиться с этим бесконечным хвалебным гимном.
Погружение в мир живой природы закономерно привело Мессиана к образу святого Франциска Ассизского (1181 или 1182-1226), с особой нежностью относившегося к животным и птицам. На сюжет из его жизни композитор в 1983 г. написал оперу (он создал к ней не только либретто, но даже декорации и костюмы). В 60х гг. Мессиан увлёкся идеей цветомузыки, следуя в этом опыту А. Н. Скрябина. Как интересный эксперимент появилось сочинение для оркестра "Хронохромия" (1960 г.), для которого мастер сделал специальную светозвуковую партитуру. Оливье Мессиан - автор оригинальной ладовой и ритмической системы, которую подробно объяснил в книге "Техника моего музыкального языка" (1942 г.). Композитор много выступал с концертами - он был одним из лучших исполнителей собственных произведений. Много сил Мессиан отдавал педагогике. В 1942 г. он стал профессором Парижской консерватории по классам органа, композиции и по теоретическим дисциплинам. Его учениками были мастера послевоенного авангарда - Пьер Булёз, Карлхайнц Шток хаузен и другие, а на специальные курсы лекций по эстетике и анализу музыкальных форм стремились попасть студенты всей Европы".