[показать] При помощи воргования вы научитесь находить причины неудач, болезней — своих и ваших близких.
Находить будущее горе, потери, отправляя их обратно к их источнику.
Вы научитесь возвращать людям счастье, удачу.
Сядьте в удобную позу с прямым позвоночником, дыхание ровное, глубокое.
Концентрируйтесь в области горла и, слегка откинув голову назад, почувствуйте свою горловую связку.
Этот центр является приемником всего, что существует в мире загадочном, непознанном.
При ворговании этот центр является основой воспроизведения особого звука, особого горлового пения.
Когда вы будете воспроизводить этот горловой звук, то выдох замедляется, и все магические звуки произносятся на выдохе.
Продолжая ворговать, смотрите на свой внутренний экран, почувствуйте, как начинает оживать пульсация.
Волна усиливается, она открывает вам пространство, которое тянется в бесконечность, запомните это ощущение.
В этом пространстве вы можете путешествовать по различным мирам вместе со своим Духом-покровителем, ведущим вас по пути совершенства, вспомните ваши сокровенные желания, увидьте, как они воплощаются в тонком плане.
Не забудьте после окончания практики поблагодарить вашего Духа-помощника.
ДХЛАНИ — МИСТЕРИЯ
Каждый из нас слышал о предсказателях судеб, гадалках.
Как же овладеть этим искусством? Все эти знания идут из глубины веков.
Этими же самыми практиками пользовались жрецы Древнего Египта и древние жрецы Атлантиды, а также Великие Посвященные мастера многих других цивилизаций, которые когда-либо жили на нашей планете.
Умение получить высшее знание, понять его, а также передать его другим людям — дано не каждому.
Нужно включить ритмичную музыку.
Практику нужно начать с того, что вы сконцентрируетесь в области горла, соберете там энергию космоса и начнете издавать какие-то звуки, слоги, которые будут напоминать неизвестный вам язык.
Эта практика называется Дхлани-мистерия, она отличается от воргования тем, что вы создаете не гортанные звуки, а повторяете определенные слоги.
Последовательность повторения слогов вам будет неизвестна, и не нужно ее анализировать.
Ваше тело может начать раскачиваться, позвольте ему делать это. Отдайтесь тому внутреннему, удивительному процессу целиком, войдите в эту практику всем существом.
Забудьте о себе и окружающих вас людях. Из вас будут издаваться Божественные звуки, они будут включать разные энергетические центры, как в вас, так и в окружающих вас людях.
Через какое-то время ваше внутреннее существо, которое наполнится силой Духа, будет издавать эти слоги в какой — то уже гармоничной последовательности.
И эта последовательность будет нести ваши мысли через эти звуки.
После освоения этой удивительной практики, многие из вас могут овладеть таким замечательным даром как, чревовещание, предсказание судьбы, предсказание будущего и прошлого.
Чем целостней вы войдете в эту практику, растворитесь в ней, в этих удивительных звуках, тем более вы наполнитесь знанием космоса, которое Великие Духи будут низводить на вас.
В конце практике не забудьте послать поток благодарности из глубины своего сердца Великому Источнику Божественной энергии.
ШАМАНСКИЙ ТРАНС
Шаманский транс — это измененное состояние восприятия окружающего мира, в котором вы научитесь совершать многие дела и чудеса.
Для этой практики необходимо затемненное помещение, две свечи, ритмичная быстрая музыка без слов, одеяло на пол.
Встаньте на ноги и начните делать легкие покачивающие движения в такт музыки.
Танцуйте под музыку и почувствуйте, как вокруг вас начинают собираться Духи, ваш Дух — покровитель, помогающий вам совершенствоваться, и Духи — помощники, помогающие вам достичь своих целей.
А теперь начните делать глубокие вдохи и выдохи, которые должны со временем убыстряться.
Продолжайте делать глубокие вдохи через нос, а выдохи через рот, раскачивайтесь, представьте себе тех людей, которые нуждаются в вашей помощи.
В этот момент ваши движения становятся все более интенсивными, вы продолжаете глубоко дышать.
Раскачиваясь и глубоко дыша, сядьте на колени, постарайтесь войти в ритм музыке.
Почувствуйте, как будто музыка звучит внутри вас, а в руках у вас представьте бубен, и вы совершаете движения под эту мелодию с бубном.
Дыхание ускоряется, даже если вам кажется, что вы уже больше не в состоянии выполнять, все равно делайте движения.
Вы полностью становитесь музыкой, растворяетесь в ней.
Ваши руки совершают разнообразные движения, начинает двигаться ваш позвоночник.
Дыхание как будто уже совершается и не вами, оно становится автономным.
Делайте так, пока не наступит чувство легкой эйфории, и тогда, вы делаете глубокий вдох, и не выдыхайте.
Задержите дыхание, как можно дольше, откиньтесь назад на одеяло.
В этот момент происходит отделение вашего двойника.
Ваше сознание покидает ваше физическое тело и начинает кружиться над ним.
Вы мысленно представляете себе, как вы в виде облака, которое принимает форму вашего тела, начинаете совершать полеты.
Сейчас вы увидите на тонком плане, как люди, ищущие вашей помощи, собираются вокруг вашего тела.
Они сидят в кругу, у каждого свои проблемы.
Вы подлетаете к ним, и на телепатическом уровне каждый начинает передавать вам свои мысли.
Продолжайте полеты, если вам становиться трудно удерживать концентрацию, подлетите к свечам, почувствуйте, как они придают вам силу, наполняют энергией.
Ваш двойник, в котором вы находитесь, уплотняется, и вы продолжаете свой полет.
В этот момент вы можете оказать помощь тем людям, которые сейчас находятся вокруг вас.
Сейчас к вам приходит интуитивное знание, различные магические приемы и вы начинаете знать о том, что вы будете делать, когда вам следует оказывать помощь, как разрешить ту или иную ситуацию, проблему.
Совершая полеты в астральном теле, с помощью выхода двойника через шаманские практики, ваше второе внимание утончается, вы становитесь великим магом.
Медленно ощутите, как вы возвращаетесь в свое физическое тело.
Представьте, что через воронку в области груди, облако начинает втягиваться в физическое тело.
Вы ощущаете свои ноги, руки, голову, выпрямляетесь и продолжаете плавные вдохи и выдохи.
Совершите несколько приседаний и войдите в нормальное состояние.
Пошлите волну благодарности Духам-помощникам.
источник: http://www.liveinternet.ru/users/4061666/post311104681/
Серия сообщений "Ш а м а н и з м.":
Часть 1 - Шаманский ритуал «четырёх ветров» — магический обережный круг
Часть 2 - Закрытый семинар великого Мастера. Продвижение к Силе
Часть 3 - Девять способов перемещения точки сборки.
Часть 4 - Тайны шаманов
Часть 5 - Священные законы шамана
Часть 6 - Анна Васильевна Смоляк Шаман: Личность, функции, мировоззрение.
...
Часть 40 - Шаман Джейд Ваху Григори. Древний способ молитвы
Часть 41 - Вызывание Духов Природы - Николай Ооржак - Algysh
Часть 42 - Sunset ceremony, Native american drumms
Цитата сообщения дубыня
[показать]Шаман дейcтвует в соответствии со своими духовными принципами и законами. Хозяин : Образ колдуна в мифологии Коми
Еще в нач. ХХ в. значительную роль в жизни к. играли знахари - лица, способные, по народным представлениям, устанавливать контакты со сверхъестественным миром.Среди них были специалисты по медицине, в различных областях хозяйственной деятельности, особенно плотницком и кузнечном деле, охоте, знатоки народных верований и обычаев. И функции их были разнообразны: это и обеспечение удачи в промыслах и строительстве, и поиски пропавших вещей, и толкование снов, и предсказывание будущего, и привораживание, и излечение болезней... Часто знахари выступали в роли руководителей обрядов, блюстителей норм традиционной морали, во многом определяя таким образом духовную жизнь традиционного общества.
Общее, наиболее распространенное название для этих лиц - тöдысь (< тöдны "знать, узнать, отгадать"). В то же время существовали термины, характеризующие и определенные стороны их деятельности. В фольклорных текстах чаще упоминается тун (ср. тунавны "предвещать, ворожить, гадать"). Знахаря, охраняющего свадебный поезд, называли свадьба видзысь ("свадьбу охраняющий"). Ряд описательных терминов употребляли для обозначения знахарей, занимавшихся преимущественно лечением болезней. Для районов Вычегды, Верхней Печоры, Удоры характерен термин пывсьöдчысь (< пывсьöдны "попарить, выпарить"; пывсьöдчыны "парить, лечить больных в бане"), широкое бытование которого связано с представлениями о бане как наилучшим, а нередко и единственном возможном месте проведения магических обрядов, направленных на очищение от порчи. В Прилузье распространен термин пöлясьысь (< пöлявны "дуть, сдувать"), отразивший характерный прием магического лечения, во время которого знахарь дул на заговариваемое больное место, стараясь удалить возможную причину болезни. У удмуртов существовал аналогичный термин пелляськись для обозначения знахарей, "лечащих посредством вдувания своих слов в больного". С традиционными представлениями о причине заболеваний связан сохранившийся на Печоре термин ним видзысь (букв. имя охраняющий). В к.-п. названии знахарок, диагностирующих причины заболеваний - черошванницаэз, зафиксирован используемый ими прием гадания чер öшван ("топора подвешивание"). В негативном плане употреблялись термины тшыкöдчысь (< тшыкöдны "портить"), керысь (< керны "делать"), а также кöлдун, еретник, производные от русских "колдун", "еретик", распространение которых, по всей вероятности, было связано с осмыслением деятельности этих лиц христианской церковью.
Иерархия колдунов, обычные связанные с частным знанием и те кто связан с духами.
Сверхъестественной силой наделялись коновалы - кöнöвал. Особенно славились своими профессиональными качествами и колдовскими способностями вишерские и глотовские (Удора) коновалы. Для них коновальство было отхожим промыслом, во время занятий которым они обходили не только коми, но и русские, коми-пермяцкие села, доходя даже до Алтая.
По своему могуществу знахари располагались в своеобразной иерархии. Одни из них просто обладали знанием правил, по которым можно обратиться за помощью к потусторонним силам, способов, которыми можно нейтрализовать их вредоносное влияние, то есть, по мнению односельчан, были обычными людьми, выделявшимися из общей массы деревенского населения лишь суммой имеющихся знаний. Сохраняя особое положение в качестве посредников между миром людей и миром духов, эти знахари в обыденной жизни мало чем отличались от своих односельчан: они вели свое хозяйство, участвовали в промыслах, как правило, были людьми общительными и доброжелательными, большинство из них не скрывало своих занятий магическим врачеванием. Более того, поскольку, по замечанию А.С. Сидорова, применение тех или иных магических средств не являлось привилегией знахарей, некоторые из них сливались с обывателями.
Могущество других объяснялось их приобщенностью к миру духов. Таковы тöдысь, еретник, кöлдун, тшыкöдчысь, фольклорный тун. Считалось, что знания и сила получены такими знахарями непосредственно от духов или добыты в сверхъестественном мире. Являясь, по народным верованиям, представителями иного мира в мире людей, они могли не подчиняться законам человеческого бытия и использовать сверхъестественные способности как на пользу, так и во вред, поэтому их возможности нерегламентированных контактов с иным миром часто оценивались коллективом резко отрицательно. Нередко складывалась такая ситуация, что об одном и том же человеке в селе говорили как о добром знахаре, помогающем людям, так и как о злом колдуне, насылающем болезни и несчастья. К последним обычно причисляли лиц одиноких, замкнутых, с какими-нибудь странностями в поведении, определенными чертами во внешнем облике (например хромотой, слепотой, т.е. чертами, которыми маркировались представители иного мира). Убеждение в том, что тяжелые формы "порчи" может излечить только сам колдун, приводило в прошлом к серьезным конфликтам, когда предполагаемого виновника под угрозой расправы заставляли устранять результат своей вредоносной деятельности. Известны и трагические случаи, когда подозреваемого в колдовстве убивали, поэтому, если редко кто из знахарей протестовал против преувеличенных рассказов об их знаниях и врачевательных способностях, то обвинения в колдовстве воспринимались чаще отрицательно. Желающие же поддержать славу колдуна старались выглядеть серьезно и даже устрашающе, а окружающие, испытывая страх перед ними, стремились избегать любых конфликтов и без необходимости не общаться.
В фольклоре имеется множество преданий о великих знахарях-колдунах прошлого, что позволило исследователям говорить о существовании у коми своеобразного "колдовского эпоса" (см. выше). На основе традиционных представлений продолжают возникать и новые легенды о знахарях - реальных личностях, которые, правда, считаются не столь могущественными, как их предшественники, приобретшие эпические черты. Выделяются две основные тематические группы легенд и преданий: связанные с посвящением в знахари и со знахарской практикой. Образ знахаря сохранил в них те архаические черты, которые не фиксируются во время этнографических наблюдений.
Передача знания
В большинстве случаев сакральные знания передавались по наследству и сохранялись в семье; потомственному знахарю приписывались особые способности, и он пользовался у окружающих наибольшим уважением. Преемник, как правило, выбирался среди родственников не моложе 9 лет, что связывается с фактом выпадения молочных и вырастания постоянных зубов, без которых, считалось, колдун теряет свое могущество. Если же среди родственников знахаря не было желающих перенять его опыт и знания, то он обязательно старался найти постороннего человека, согласного на обучение. Заинтересованность знахаря любого ранга в передаче имеющихся сведений определялась прежде всего традиционными представлениями, согласно которым, не передавший своих познаний или колдовской силы считался обреченным на долгую мучительную смерть. Широко распространены былички о знахарях, испытывавших перед смертью длительные мучения из-за несогласия родственников перенять их знания: никакие магические действия, призванные приблизить смерть (на крыше дома приподнимают охлупень, обливают знахаря через решето с серпом, поливают его водой, которой обмывали петуха) не приносят результата, до тех пор пока знахарь тайком не обучает заговорам своего внука, родители догадываются о происшедшем уже позже, прислушавшись к разговорам детей во время игры.
Вложение 994
Обучение обычно происходило в процессе повседневной хозяйственной, медицинской, обрядовой практики и не отмечалось особыми ритуалами, сопровождавшими приобщение к высшей колдовской силе. Тем не менее, с обучаемого обычно брали три обещания: во-первых, передать все полученные знания только младшему по возрасту (передавший знания своему ровеснику или более старому человеку считался полностью или частично утратившим свою силу); во-вторых, не делать их предметом хвастовства; в-третьих, испробовать свое умение, как благотворное, так и вредоносное, прежде всего на ком-либо из родных. Традиция запрещала также превращать специальные знания в источник денежных доходов. Передача знаний осуществлялась исключительно устно-зрительным путем, считалось, что заговоры не выученные наизусть, а записанные на бумагу, теряют свою силу. Рукописные лечебники, так называемые "черные книги" с заговорами, имевшие хождение среди крестьян Русского Севера, у к.-з. и к.-п. неизвестны.
Согласно преданиям, посвящение в знахари сопровождалось особыми ритуалами. Посвящаемый отрекался в лесу от христианского бога, расстреливая из ружья причастие. Затем учитель вел его в полночь в баню. Туда приходила красная собака и отрыгивала на пол пищу, которую посвящаемый должен был вылизать. Только после этого начиналось обучение. По другим сведениям, для приобретения колдовской силы было необходимо найти черную кошку и опустить ее в полночь в бане в кипящую воду. В это время в окне бани показывалось лицо с двумя огненными глазами. Если человек не пугался, то это страшное существо заходило и учило его искусству колдовства. К.-п. знахарка прошла посвящение также в бане: колдун привел ее в полночь в баню, в которой была собака с огненной пастью, и заставил залезть в огонь, а затем научил колдовать. Самого большого могущества, считалось, достигал тот, кто добывал колдовские травы, растущие под водой в омутах. Рядом с травами находилось шило, задевший которое оставался на дне омута. Посвящаемый должен был опуститься в три омута, избежав опасности задеть шило, достать травы, а с ними обрести и сверхъестественную силу. В этих сюжетах ярко выражен мотив испытаний, пройдя которые, неофит получал колдовские знания и умения, добывал в подземном (подводном) мире колдовские средства, заключал союз с духами.
Приобщившийся к иному миру становился отличаемым от других людей: окружающий мир отражался в его зрачках в перевернутом виде. Чтобы скрыть это, знахарь избегал смотреть людям в глаза.
Получив сверхъестественную силу и колдовские знания, знахарь приступал к выполнению своих функций, наиболее распространенной среди которых было врачевание. Согласно традиционным представлениям болезнь могла быть вызвана похищением души (или иного воплощения жизненной силы) злым духом. И задача заключалась в том, чтобы отыскать и вернуть ее пострадавшему. Не случайно одно из названий знахаря ним видзысь буквально переводится как "имя охраняющий", что в контексте представлений о неразрывной связи имени и души сопоставимо с "душу охраняющий".
Чрезвычайно показателен рассказ об излечении внезапно ослепшего охотника известным на Печоре знахарем по имени Кодачса Яков. По словам знахаря, глаза были спрятаны в глубокой яме на дне Печоры, куда ему и пришлось спуститься, используя свои особые способности продвигаться под водой. Можно рассматривать действия знахаря как путешествие в нижний мир, где он отыскивает похищенные глаза и передает просителю.
Идея путешествия знахаря в нижний мир многократно продублирована в лечебно-магической обрядности коми. Лечение происходило в бане, на пороге жилого помещения, осмыслявшихся как граница между мирами, место возможного перехода из мира живых в мир мертвых, или в доме под матицей. Добывая необходимые магические средства, знахарь ночью в полном одиночестве, в любых ситуациях сохраняя молчание, отправлялся в лес за веником из три-девяти березовых или можжевеловых веток (с трех деревьев по девять веток), на реку за водой из устьев трех притоков (или трех колодцев), из каждого по девять пригоршней, спускался в подпол за паутиной с углов погреба и стружками с трех ступенек, ведущих под землю. Счет во всех случаях велся наоборот: от девяти к единице. Т.е. налицо мифологические характеристики потустороннего мира, отождествляемого в архаичных представлениях коми с лесом, устьем мировой реки, подземным, ночным царством.
Интересен и обряд, зафиксированный у верхневычегодских коми. Умирающему колдуну приносили из леса выкопанную с корнями ель, перед которой он исповедовался и умирал. После смерти ель уносили в лес и высаживали на прежнем месте. Возможно, в прошлом эти действия были связаны не только со знахарем, а представляли собой элемент языческого погребального обряда, обеспечивающий беспрепятственный переход умершего в иной мир, закрепление за его душой места обитания. И лишь с распространением христианства он стал совершаться исключительно в отношении лиц, связанных с древними дохристианскими воззрениями. Хоронили таких людей за оградой или на краю деревенского кладбища. Чтобы избежать нежелательного возврата колдуна в мир людей, необходимо было или похоронить его лицом вниз или воткнуть в грудь осиновый кол.
Для осуществления поставленной цели, проникновения в те места, куда человеку проникнуть невозможно, знахарь, по верованиям коми, превращался в различных животных животных, олицетворяющие духов-хозяев леса, водной стихии - медведя, волка, лягушку, ворона, сороку, щуку. Превратившийся в зверя, рыбу или птицу, знахарь был способен оказаться в любой точке вселенной. Так, легендарный колдун Ошлапей мог поочередно превращаться то в огромного бурого медведя, то в огромную щуку и скрываться от крестителя Стефана Пермского в реке.
Вложение 995
Лупарья, спасаясь от Стефана Пермского, превращался в волка. И сейчас отдельным знахарям приписывается подобное умение. Считается, что колдуньи, портящие коров, обычно проделывают это в образе сороки, покидающей свой дом через дымоход и незаметно залетающей в хлев. По рассказу знахаря из д. Лопыдино, для превращения в медведя ему достаточно было снять одежду, три раза перекувыркнуться шондi гöн паныд, (против солнца, букв. "против шерсти солнца"). Перекувыркнувшись три раза шондi гöн ньылыд (по солнцу, букв. "по шерсти солнца"), он превращался в прежнее состояние. Превратиться могли и кувыркнувшись через пень с воткнутым в него ножом или трижды обойдя его против солнца. Примечательно, что превращенный в животное и путешествующий в пространстве знахарь подвергался большому риску. Считалось, что достаточно убрать снятую при превращении одежду, вытащить из пня нож, и он терял возможность вернуться в человеческое общество.
Выполняя свои функции, знахарь использовал не только свои сверхъестественные способности, а действовал с помощью духов-хозяев природы, которые наделяли его властью над промысловыми животными, сообщали ему о предстоящих событиях, указывали на причины несчастий. Так, упоминавшийся выше Яков при помощи своих "лесных друзей" собирал промысловых животных прямо в сенях лесной избушки, загонял десятками зайцев в ловушку. Другую знахарку духи во сне предупреждали о предстоящих заморозках и опасных эпидемиях. Христианское мировосприятие сделало духов-помощников знахаря похожими на чертей (дьявола, бесов), но в традиционных верованиях они имели чаще всего зооморфный облик или не имели плоти.
Однако, отношения между знахарем и духами не столь однозначны. Считалось, что духи могут мучить своего избранника, лишая его покоя, вызывая галлюцинации, заставляя постоянно путешествовать вверх-вниз по реке. Особенно обострялись эти отношения перед смертью: знахарь, не нашедший духам "нового хозяина", испытывал мучения, а согласившийся получить их, воспринимал "колдовской дар" как тяжкое бремя. Весьма характерны следующие рассказы: известный знахарь-плотник Дарук-Паш имел в помощниках "сто чертей", которые постоянно заставляли его действовать: он постоянно перевозил или переделывал свой дом, вынужден был путешествовать вверх-вниз по реке. Духи не давали ему умереть, и смерть наступила лишь, когда колдуну перерезали сухожилия на ногах. Кодачса Яков, "уставший к старости", попробовал избавиться от своих "помощников", закрыв их в яме в лесу, но никакие уловки не помогли. Одолеваемый духами Яков не мог умереть, т.к. не находил желающих принять "колдовской дар".
Вложение 996
На установление контакта со сверхъестественным миром была направлена вся обрядовая практика знахаря, выступающего во время проведения обрядов в роли посредника между людьми и духами. С помощью обрядов он не только получал необходимые сведения, обеспечивал коллективу поддержку со стороны духов, но и изгонял, уничтожал злых духов, боролся с вредоносными действиями колдунов-соперников. Свадьба видзысь (охраняющий свадьбу) был непременным участником свадебного обряда, оберегающим поезд от магического воздействия других колдунов. Из промышлявших по соседству охотничьих артелей удачливей оказывалась та, которой руководил более сильный колдун, способный переманить дичь и защитить своих товарищей от колдовских действий конкурентов.
Вообще мотив соперничества нашел яркое отражение в фольклоре народа коми. Очень характерными являются легенды о состязаниях знахарей, один из которых плывет в лодке по реке, другой - варит пиво на берегу. Первый из знахарей останавливал лодку, другой - сусло в чане. (См. выше о "колдовском эпосе"). Демонстрируя свою силу, знахари показывали разного рода чудеса. Одни из них проглатывали острые предметы, манипулировали ножом в горле, жгли тело огнем, не причиняя себе вреда. Другие показывали "фокусы выпускания воды": в избе внезапно появлялась вода, на воду прилетали утки, которые здесь же и кормились. Столь же внезапно все исчезало. Такие действия подтверждали могущество знахаря и упрочивали его авторитет в коллективе.
анализируя традиционные представления к. о знахарях, нельзя не заметить элементы, так или иначе сопоставимые с шаманизмом и, возможно, восходящие к нему. в традиционном обществе знахарь выполнял функции, аналогичные шаманским и в первую очередь осуществлял связь между мифологическими мирами. а такие сюжеты как испытание при посвящении, способность к перевоплощениям, демонстрация сверхъестественных качеств и умений, знахарские состязания находят многочисленные аналогии в традиционных верованиях и обрядах народов севера и сибири, связанных с шаманским комплексом. отсутствуют многие важные элементы шаманизма, в частности - камлание, но можно предположить, что техника ритуального впадения в транс была известна древним коми и исчезла в связи с ранней христианизацией. неслучайно в колдовском эпосе смерть наиболее великих знахарей связывается с деятельностью первого миссионера стефана пермского. вероятно, шаманизм, разрушенный или не сложившийся как система, как мировоззрение, отразился в виде отдельных элементов в традиционных верованиях коми, в том числе и в представлениях о знахаре-колдуне.
интересен вопрос об отношении соседних народов к коми знахарям и колдунам, так же как и отношение коми к знахарям, колдунам другой национальности. зырянский край славился как край колдунов, известных искусством напускать болезни и вылечивать их. в верхневычегодских селениях во время i мировой войны за сильных колдунов прослыли ссыльные военнопленные немцы . выделяются материалы об отношении коми-ижемцев к ненецким шаманам. ижемцы, подчас прислушиваясь к пророчествам ненецких шаманов, испытывая известный страх перед их силой, все же отмечали их беспомощность в лечении болезней, пренебрежительно оценивали шаманские камлания по поводу изгнания злых духов болезней.
в настоящее время вера в реальное существование знахарей-колдунов как особых представителей сверхъестественного начала в человеческом обществе постепенно исчезает. в то же время значительно повысился интерес к личности и медицинской практике знахарей, занимающихся врачеванием. хорошо зная характеры, родословную своих соседей, воздействуя на психику внушением и гипнозом, они помогают больным в довольно сложных случаях. при безраздельной вере больного и окружающих в действенность традиционного лечения и в могущество знахаря магические обряды вызывают значительный психотерапевтических эффект. кроме того, в магический обряд лечения включаются средства, целебные свойства которых были выявлены в процессе наблюдений над природой и повседневной практической деятельности по ее освоению. и на сегодняшний день знахари являются основными носителями традиционной медицинской культуры коми, хранителями знаний о народных средствах и методах лечения.
http://chernoknizhie.ru/showthread.php?t=1490&p=23624#post23624
[показать]
Владимир Серкин - профессор, возглавляет кафедру психологии в Северном международном университете в Магадане, опубликовал более 80 научных работ.
[показать]- Сколько вам лет?
[показать]- С бубном все гораздо сложнее, чем я написал. Бубен можно купить и в Москве, но это будет просто барабан. Когда настоящий шаман готовит бубен, он делает его с привязанностью к той местности, где собирается работать. На бубен накладывается карта местности и карта звездного неба. И когда неба не видно, то шаман все равно видит его на своем бубне. У них же образное мышление. Он может держать по бубну, то есть по звездному небу, направление, может предсказывать погоду. Это я еще подробно не описывал. И вообще это нигде не описано.
[показать]Отрывки из книгиПоложите на ладонь грецкий орех и начните «сбрасывать» на него негативную энергию, которая накопилась в вашем организме.
Затем зажмите орех ладонями и «попросите» духов избавить вас от негативной энергии .
Положите орех на открытый огонь . Очень хорошо с орехом работать на обычной газовой конфорке. Не отрываясь, смотрите, как нагревается орех.
Медитируйте на него наблюдайте, как раскаляется скорлупа ореха. Сейчас орех представляет из себя жерло, в котором сгорает вся негативная информация, накопленная в вашем организме.
Не прекращайте сбрасывать негативную энергию до тех пор, пока орех полностью не сгорит. Медитировать на раскаленный орех лучше в темноте.
С помощью ореха можно увести даже очень сложную магическую работу. Но для этого вам необходимо будет жечь 7 орехов. В этом случае каждый орех отожествляется с чакрой и перед тем как отправиться в огонь прикладывается к телу в месте расположения чакры.
Автор: Андрей Городовой.
Магическая сила ритуальных специалистов не раз становилась предметом исследования в науке [Максимов 1994; Малиновский 1998; Эванс-Причард 1992, Добровольская 2001; Щепанская 2001 и др.]. Вместе с тем до сих пор в русской этнологии не существует определения магической силы, способов ее существования и возобновления.
На наш взгляд, можно выделить несколько типов русских знающих на основе различных признаков сила и знание. Представляется, что Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/01/978-5-88431-188-6/ © МАЭ РАН 262 Н.Е. Мазалова эти два понятия следует разделять. Можно выделить несколько видов магической силы. Прежде всего, существуют представления о магической силе, которой человек наделен от рождения. Такие «знающие» считаются самыми сильными ритуальными специалистами. Это магическая сила ведьм и «природных» колдунов («колдунов-самородков», «рожаков»), которая представляется как некая субстанция, локализованная в их теле.
Достаточно четко дифференциация понятий «магическая сила» и «тайное знание» прослеживается на примере колдуна. Колдун получает магическую силу и тайное знание в результате прохождения обряда инициации. Одна из форм обряда посвящения — поглощение неофита огромным животным: собакой, змеей, лягушкой. Это архаический обряд посвящения, во время которого неофит переживает «временную смерть», отправляясь в царство мертвых, а затем возрождается, наделенный особым знанием и магической силой в виде помощников: «Мужик один колдовство перенять решил, в баню с колдуном пошел, а в бане собака. Колдун велел ему в пасть броситься, и тут у его бесей в помощниках стало, стал он им задачи задавать, людей портить» [Добровольская 2001: 98]. Чем больше помощников получал колдун, тем более сильным ритуальным специалистом он считается: «Слабый колдун мог отдавать приказания двум-трем чертям, сильный колдун, словно генерал, командовал легионами [Логинов 2000: 181].
После прохождения обряда инициации неофит получал некое «высшее» знание, иначе — «понимание», «видение». Так, колдунья спрашивает у посвящаемой, побывавшей в утробе лягушки: «Все ли ты видела, все ли теперь знаешь?». «Та сразу же все поняла и стала с тех пор колдовать» [Никитина 1994: 186]. Одно из определений восприятия «тайного» знания — «понять» в значении «взять». Он «внутренне усваивает» это знание [Топоров 1993: 17]. Сакральное, или вещее, знание (сверхзнание), полученное после пребывания в «ином» мире, заключается в способности колдуна владеть помощниками (животными, чертями). Так, возможность колдуна вступать с ними в контакт называется знаться с чертями, колдуна также называют чертознай. Это знание проявляется и в способности к превращениям в животных (колдуна — в волка, медведя, собаку и др., колдуньи — в собаку, кошку, свинью, лошадь, лягушку и др.), Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/01/978-5-88431-188-6/ © МАЭ РАН Русский колдун и его помощники 263 в стихии (например, в вихрь), а также в способности колдуна превращать животных других людей, умерщвлять их магическими способами.
Помощники колдуна могут иметь облик животного. Например, северно-русская икота предстает в виде хтонических животных (лягушки, ящерицы, мыши, реже — мушки, паука, комара). В соответствии с более поздними (христианскими) представлениями помощники имеют «облик дьявольский» — чертей. Нередко помощники колдуна имеют антропоморфный облик, именуют их маленькие, мальчики, солдатики, шишки и т.п. [Мифологические рассказы 1996]. Колдунов и колдуний иногда номинируют по их помощникам: так, колдунья — чертиха, бесистая, чертистая, колдун — чертистый, вражной (от враг — черт).
Магическая сила колдуна проявлялась в способности колдуна портить людей, вселяя в них помощников, и лечить их. Она определяет его провидческие способности: благодаря помощникам он может узнавать будущее, определять вора и т.п. Колдун находится с помощниками в особых отношениях. Он именуется как их «хозяин», т.е. помощники находятся в зависимом от него положении: например, в заговоре порчу, которая вызвана вселением помощника в жертву, отправляют к «хозяину в пяту» [АМАЭ. № 1644. Л. 3]. Однако отношения эти могут быть и равноправными: по другим представлениям, колдун называет помощников «товарищами». Нередко отношениям колдуна и помощников приписывается кровно- родственный характер: так, помощники колдуна-икоты называют колдуна «батюшкой», а колдунью — «матушкой».
Вместе с тем колдун также находится в своеобразной зависимости от помощников: он должен постоянно приносить им жертвы. Так, «бесованный» Тарас — колдун, у которого помощники — бесы в виде маленьких солдатиков, должен был постоянно их кормить: «Их солдатиков. Кормить надо. Также едят, как люди» [Мифологические рассказы 1996: № 343]. Чаще всего их кормят зерном, кашами. В.Я. Пропп следующим образом объяснял мотив вкушения пищи сказочным героем в царстве мертвых: «Пища мертвых придает им специфическую волшебную, магическую силу, нужную мертвецам» Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/01/978-5-88431-188-6/ © МАЭ РАН 264 Н.Е. Мазалова [Пропп 1986: 67]. Вероятно, вкушение мифологическими персонажами обычной пищи можно рассматривать как приобщение их к миру людей. Кроме того, зерно является жертвой помощникам.
Помощники колдуна постоянно требуют от него «работы» — «вселить их в кого». Основная функция колдуна, по народным пред- ставлениям, — портить людей. Колдун вселяет помощника в тело жертвы. По традиционным представлениям русских, помощники, внедрившиеся в тело больного, похищают его жизненную силу. Так, в сибирском заговоре «От живой порчи» встречается образ порчи — нечистой силы, которая «ломает кости», «сушит сердце», «пьет кровь», «ест тело», т.е. уничтожает целостность организма и забирает жизненные силы больного:
«Отойди, нечистая сила,
от крестьянского сердца (имярек),
не пей горячую кровь,
не ешь белое тело»
[Русский календарно-обрядовый фольклор Сибири 1997: 393].
Состояние испорченного человека определяется как «сохнет», «чахнет». Слово сохнуть имеет значение — о человеке «худеть», о растении — «засохнуть, умереть» [Даль 1: стлб. 781�; слово чах- нуть — родственно — «исчезать, усыхать» [Фасмер 4: 319], имеет значение «терять жизненные силы, болеть, сохнуть» [Словарь XI– XVII 26: 256]. Мифологический персонаж, внедрившийся в тело человека, «пожирает» его жизненную энергию, поддерживая, таким образом, свою силу. Кроме того, заимствование жизненных сил людей способствует его существованию в человеческом мире так же, как вкушение пищи людей.
Если знахарю удалось извлечь порчу или икоту (в виде мыши, лягушки или ее икры и т.п.), ее следовало немедленно сжечь в печке, где она кричала страшным голосом, и крестить заслонку: «Как в печь на огонь бросить, они заревут на всякий голос, как человек. Если на улицу выбросить, они в человека войдут» [АМАЭ. № 1644. Л. 34]. Если икоту закопать в землю или просто выбросить на улицу, она старалась проникнуть в новую жертву или вернуться Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/01/978-5-88431-188-6/ © МАЭ РАН Русский колдун и его помощники 265 к своему хозяину-колдуну. По некоторым представлениям, только колдун, наславший порчу, может вылечить больного, т.е. «извлечь» помощников из его тела.
Если колдун не смог внедрить помощников в тело жертвы, они причиняли вред ему самому: «Колдуны обязаны давать работу своим помощникам. По данным из Слободского уезда (Нижегородской обл. — Н.М.), подвластные колдуну черти каждый 10-й и 40-й день приступают к нему и просят работы, т.е. позволения мучить болезнями людей. Если нет работы, то малоопытных и пьяных колдунов черти коверкают и мучат. Поэтому над домом колдуна бывает слышен стон, гам, писк и крики» [Никитина 1994: 190]. Слова «коверкать», «мучить» сопоставимы с «портить» в значении ‘ломать, гнуть, причинять вред, нарушать целостность’. Если колдун постоянно не портит людей, «он теряет чары, хиреет и умирает» [Новичкова 1993: 243]. «Незанятые» помощники могут замучить колдуна до смерти: «А не дашь работу, они тебя затерешут, жива не будешь» [Мифологические рассказы 1996: № 341].
Следовательно, колдун вынужден быть «злым» и причинять вред окружающим, задавая работу помощникам. Так, одна из трудных задач для них — перебрать зерно: «Дал другой (колдун. — Н.М.) меру овса и меру льняного семени, велел обе смешать и отобрать по зернышку» [Максимов 1994: 95]. Зерно — средоточие вегетативной силы, символ плодородия, возрождения жизни, бессмертия, вечного обновления, здоровья; наделяется продуцирующей и защитной символикой; как и другие мелкие сыпучие предметы, имеет значение множественности и богатства. Перебирая зерно, помощники магическим способом восстанавливают свою силу. Хлеб, зерно — доля человека и сила, в мотиве трудных задач его можно рассматривать как замену человека, которого может испортить помощник. Как уже говорилось, колдун кормит помощников зерном, восстанавливая их силы.
Другая задача колдуна помощникам — пересчитать листья, хвою на дереве. Мотив счета имеет архаическую семантику восстановления: «Числа становились образом мира и отсюда — средством для его периодического восстановления в циклической схеме развития для преодоления деструктивных хаотических тенденций» [Топоров Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/01/978-5-88431-188-6/ © МАЭ РАН 266 Н.Е. Мазалова 1991: 629]. Вершина дерева соотносится с верхним миром, рождением («упал с груши» — обозначение рождения), птицами, оттуда приходят дети. С вершиной дерева связаны русские посвятительные обряды колдуна. На ней помощники восстанавливают силу магическим способом: считая хвоинки или листья.
Вместе с тем деревья, с которыми связано выполнение трудных задач (ель, осина), соотнесены с комплексом отрицательных представлений, прежде всего о смерти. Таким образом, «материал», который использован в обряде возобновления магической силы помощников, подтверждает ее связь с миром мертвых.
Еще одна трудная задача колдунов помощников — «вить бесконечные веревки» из песка или золы. Технологические процессы завивания, навивания (на основу), растягивания, завязывания связаны с идеей роста, увеличения в объеме, распространения в пространстве, т.е. с главной идеей жертвоприношения как «первоначально- го» способа заполнения безжизненной пустоты [Топоров 1989: 24]. Свивание — ритуальное действие, имеющее защитные продуцирующие функции, оно соотносится с соединением, собиранием разрозненного в целое, зарождением, ростом, приумножением, но также и с вредоносными действиями нечистой силы. Здесь помощники тоже имеют дело с «неправильными» материалами, которые в на- родных представлениях связаны со смертью.
Представляется, что цель обрядовых действий помощников (перебирание зерна, счет листьев, витье веревок) заключается в обретении ими новой силы. Эти действия заменяют другую жертву — поглощение жизненной силы человека. Таким образом, занятия («работа») помощников также направлены на восстановление их силы и являются заменой их назначения портить людей.
Помощники колдуна могут находиться как вне колдуна, так и в его теле. Они могут «внедряться» в него, и тогда магическая сила заключена внутри «знающего»; так, умирающий колдун поместил своих помощников в стакан с водой, которую передал мальчику, «после смерти колдуна стали слышаться голоса, раздающиеся из этого мальчика: “Давай нам работы, давай нам работы!”» [Никитина 1994: 182]. Ребенок не может совладать с этой силой и вскоре умирает. Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/01/978-5-88431-188-6/ © МАЭ РАН Русский колдун и его помощники 267
Черти вселяются в колдуна, если он не использует их в обрядах наведения порчи или не занимает иначе: «А если работы не дает, дак самого колдуна-то, как приступы трясет, мучает» [Мифологические рассказы 1996: № 198]. В том случае, если колдун не передал помощников, они внедряются в его тело и не дают ему умирать или после смерти заставляют его возвращаться в мир живых.
Потеря помощников приводит к утрате магической силы колдуна, а иногда — к его смерти. «Знающий» — пастух, помощниками которого были черви, заболевает и утрачивает силу после их сожжения (Вологодская обл.). Жена колдуна в его отсутствии сжигает в печи чертей, живущих в пестере, это приводит к его смерти: «Ох, они все тамака запищали». Колдун бежит домой: «Вывернул, в дыру башку- то запихал. Больше ему нельзя жить-то, черти сгорели! Тамака и умер — башка в дверях» [Шумов 1991: № 249].
Помощники могут проникать в колдуна и локализоваться в его теле, иначе говоря, колдун способен «вмещать в себя духов» [Широкогоров 1919], особенно если колдун не обеспечивает их работой: «А если работы не дает, дак самого колдуна-то, как приступы, как трясет, мучает» [Кузнецова 1997: № 124]. Особые психофизиологические состояния колдуна во время проведения магических обрядов определяются тем, что в него вселяются помощники и по крови передвигаются по телу. По представлениям белорусов, «колдун чародействует, «когда кроǔ ему вочи зальець, когда нячистая сила к голове подступиць, у голову удариць» [Богданович 1895: 140].
При вмещении помощников в собственное тело колдуна он ими управляет, осуществляя контакт с потусторонним миром. Один из важнейших признаков пребывания в особом, «сверхчеловеческом» состоянии — «магический жар» (термин М. Элиаде). Магическая сила колдуна сравнима с огнем. Это универсальное представление, во многих культурах магическая сила выражается с помощью понятий «жар» [Элиаде 1999: 437]. Так, колдуна «мает» перед обрядом наведения порчи, т.е. он испытывает ощущение жара и тяжести. Помощник колдуна может иметь название Жар. Магический жар свидетельствует о том, что колдун во время проведения обрядов утрачивает человеческую сущность и приобретает новое состояние — «состояние духа» или «состояние животного» [Элиаде 2001].
268 Н.Е. Мазалова Другие определения ощущений магической силы — на колдуна «находило» («находит» — 'охватывает'), «накатывало»: 'перепол- нять', в переносном значении 'о тягостных, гнетущих ощущениях': на него иногда то-то находило, накатывала какая-то сила, и он ста- рался уйти из дому на несколько дней»; «прет из него эта сила, беда тогда ему попасться на глаза <…> родную дочь испортит» [Никитина 1994: 189]. Таким образом, магическая сила имеет свои параметры: она воспринимается как тяжесть и как жар и временами требует выхода.
Основные признаки психофизиологического состояния колдуна во время отправления магических практик — дрожь, беспокойство, ощущение жара. Колдун во время проведения обряда может потерять сознание: в Радзивиловской летописи XV в. «кудесник же лежаще оцепенев и шибе им бес» [Словарь XI–XVII 14: 91]. Оцепенеть — очень емкое понятие: его значения в словаре В.И. Даля: «Приходить в бесчувствие, замирать, остывать, леденеть, твердеть внезапно» [Даль 2: стлб. 2014], это признаки мертвого. Затем колдун бьется в судорогах, его охватывает дрожь. С. Широкогоров и другие исследователи рассматривают дрожь как симптом шаманского избранничества и его квалификации, а также как показатель вселения духов [Широкогоров 1919; Мастроматеи 2001].
С.В. Максимов приводит описание обряда отыскания вора и на- ведения на него порчи. Колдун смотрит в горшок с водой, в это время его корчит, сводит судорогой, он испытывает дрожь: «Начало его корчить и передергивать… А вода та в горшке так и ходит, так и плещет, а ему харю так и косит» [Максимов 1994: 102]. И далее: во время проведения вредоносной акции: «Колдун тем временем ну шипеть, ну реветь, зубами, как волк, скрежещет. А рыло-то страшное. Глаза кровью налились» [Там же]. Корчить — сводить судорогами, в памятниках древнерусской литературы это состояние обозначает вселение злого духа: «Дух же лукавый не малу ей пакость творяше; овогда же корчаша жилы ея и лице ея назадъ обращашеся» [Словарь XI–XVII 7: 350]. Нет свидетельств о том, что помощником колдуна является волк. Вместе с тем возможно, это следы ранних представ- лений о помощнике-волке. В.Я. Пропп отмечал, что неофит наде- Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/01/978-5-88431-188-6/ © МАЭ РАН Русский колдун и его помощники 269 ляется способностью превращаться именно в то животное, которое служит ему помощником [Пропп 1986], а, как известно, колдун чаще всего превращается в волка.
Во время отправления магических практик у колдуньи идет пена изо рта, ее бьет дрожь, у нее безумные глаза, она на время теряет сознание и падает: «Она повернулась: вся раскосмачена стоит, во- лосы распустила и таки бешены глаза у нее — ой-е-ей! Ну, она ково там — я не знаю, че она делала там. Бешены таки глаза. Ну, она — раз! раз! — ково-то по избе круга три дала, как-то пена из рта пошла. У-ю-юй! Но она че? Я, не знаю че. Может, колдовала че ли… Я тут ворвался и помешал, может. И вот я не могу уйти и все… И вот она ходила-ходила, потом упала, старуха-то. Я думаю: “Ну, померла, все, меня счас повяжут за эту старуху”. Упала, минут пять полежала где- то, раз! — встала. Потом нормально все. Сходила, помылась, волосы подобрала» [Зиновьев 1987: № 237].
По народным представлениям, нечистая сила, которая летала в женщине в виде огненного змея, могла заставить стать ее ведьмой. Так, в Новгородской области бытовали рассказы о том, как тоскующая по отсутствующему или умершему мужу женщина вступала в связь с огненном змеем (здесь его называют «носак»). Он начинал носить ей молоко и деньги, которые воровал у соседей [Щепанская 2005: 623]. В одной из деревень Пошехонского у. Ярославской губ. змей навещает «пожилую девицу», которая становится богатой кол- дуньей [Русские крестьяне 2006: 197].
Эти факты напоминают сексуальное избранничество духов у шаманов [Штернберг 1936]. Но и здесь, как справедливо отмечает Е.С. Новик, анализируя становление шамана, отбор производился самим коллективом, а «поведение неофита во многом навязывалось соответствующими социальными нормами и обычаям» [Новик 1984: 197]. Женщина, жизнь которой не соответствовала общепринятым нормам (старая дева, вдова или женщина, у которой временно отсутствовал муж), по народным представлениям, могла стать колдуньей.
Зафиксированы достаточно редкие указания на то, что колдун меняет пол. Вероятно, это происходит в результате прохождения об- Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/01/978-5-88431-188-6/ © МАЭ РАН 270 Н.Е. Мазалова ряда посвящения. В сборнике О.А. Черепановой приведена быличка, в которой мужчина-колдун наделен некоторыми физическими при- знаками женщины. Он носил женскую одежду, выполнял некоторые не свойственные мужчинам обязанности (например, доил корову) и проводил свободное время в женском коллективе: «Его звали Оля- дева. Голос-то у него был женский. Так он платок оденя и пел с женщинами. Может и спортить, и наладить» [Мифологические рассказы 1997: № 296]. Прояснить этот вопрос может исследование мифологического персонажа — икоты, который выступает в роли помощника колдуна и вселяется в женщин. Обычно в женщину вселяется икота мужского пола, она имеет мужское имя, заставляет больную надевать мужскую одежду, поведение больной становится соответствующим мужскому стереотипу.
Основная характеристика колдуна в русских представлениях — злой. Колдуны вынужденно злы, они заложники своих помощников. С одной стороны, помощники помогают осуществить их притязания — стремление к власти над природой, людьми, к богатству. С другой стороны, колдуны обязаны постоянно давать работу своим помощникам — наводить порчу, иначе они будут причинять вред им самим, без этого их сила может иссякнуть.
Библиография
Богданович А.Е. Остатки древнего миросозерцания у белорусов. Гродно, 1895.
Былички и бывальщины: старозаветные рассказы, записанные в Прикамье / Сост. К. Шумов. Пермь, 1991.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб., 1912.
Добровольская В.Е. Народные представления о колдунах в не сказочной прозе // Мужской сборник. Вып. 1. Мужчина в традиционной культуре. М., 2001.
Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М.: Наука, 1991.
Логинов К.К. Колдуны Заонежья: истинные и мнимые // Мастер и на- родная художественная традиция Русского Севера. III Международная конференция «Рябининские чтения». Петрозаводск, 2000.
Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1994.
Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998.
Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/01/978-5-88431-188-6/ © МАЭ РАН Русский колдун и его помощники 271
Мастроматеи Р. Дрожь как признак шаманского признания и квалифи- кации // Материалы Международного конгресса. Шаманизм и иные тради- ционные верования и практики. М., 2001.
Мифологические рассказы и легенды Русского Севера / Сост. и автор комм. О.А. Черепанова. СПб., 1996.
Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири. Новосибирск, 1987.
Никитина Н.А. К вопросу о русских колдунах // Русское колдовство, ведовство, знахарство. СПб., 1994.
Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. (Опыт сопоставления структур) / Отв. ред. Е.М. Мелетинский. М.: Наука, 1984.
Памятники русского фольклора Водлозерья: Предания и былички / Сост. В.П. Кузнецова. Петрозаводск, 1997.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы «Этнографического бюро» князя В.Н. Тенишева. Т. 2. Ярославская губерния. Ч. 1. Пошехонский уезд. СПб.: Изд-во «Деловая типография», 2006.
Русский демонологический словарь / Сост. Т.А. Новичкова. СПб., 1995. Словарь русского языка XI–XVII.
Топоров В.Н. Из славянской языческой терминологии: Индоевропейские истоки и тенденции развития // Этимология 1986–1987. М., 1989.
Топоров В.Н. Об одной индоевропейской заговорной традиции (избран- ные главы) // Исследования в области балто-славянской культуры: Заговор. М., 1993.
Топоров В.Н. Числа // Мифы народов мира. М., 1991. Т. 2.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. М., 2008.
Широкогоров С.М. Опыт исследования основ шаманства у тунгусов // Ученые записки историко-филологического факультета. Владивосток, 1919. Вып. 1.
Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936.
Щепанская Т.Б. Сила (коммуникативные и репродуктивные аспекты мужской магии) // Мужской сборник. Вып. 1.
Мужчина в традиционной культуре. М., 2001. Щепанская Т.Б. Сожительство с животным // Мужики и бабы: Мужское и женское в русской традиционной культуре. М., 2005.
Эванс-Причард Э.Э. Колдовство, оракулы и магия у азанде // Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. М., 1994.
Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/01/978-5-88431-188-6/ © МАЭ РАН 272
Н.Е. Мазалова Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М.; СПб., 1999. Источники АМАЭ. Ф. 1. Оп. 2. № 1644. Архангельская обл. Пинежский р-н. — По- левые материалы автора