– начиная с сохранения и передачи их текстов и заканчивая собственно применением.
Например бытует поверье, что тексты заговоров нельзя передавать людям старше по возрасту – от этого они могут потерять свою волошебную силу. Поэтому хранители заговоров («знаткие люди», «чаровальники» и т.д.) передавали их преимущественно тем, кто в дальнейшем должен был продолжать практику применения заговоров.
Заговор произносится на особый манер – нарочито изменённым голосом (громче либо тише обычного, нашёптыванием, бормотанием и т.п.) и сопровождается учащением либо напротив замедлением дыхания, в зависимости от предназначения заговора и личного практического опыта человека, читающего заговор.
Нередко произнесение текста заговора (вербальная часть) сопровождается теми или иными действиями (акциональная часть) с использованием определённых предметов (реальная часть). Триединство этих составляющих также основано на «Законе подобия» - сказанные слова «закрепляются» предметно-действенной составляющей.
Таково, например, связывание тряпиц или нитей, символизирующих судьбы (вернее, Нити судеб) двух людей, кои необходимо соединить (при чтении приворотных заговоров), сжигание или отпускание по воде каких-либо предметов, символизирующих то, от чего человеку необходимо избавится (при чтении лечебных заговоров) и т.п.
В ряде заговоров важна ещё и пространственная ориентация – как правило, лечебные и обережные заговоры произносятся лицом на восток. Указание на это в ряде случаев содержится в тексте самого заговора:
Стану я (имярек)
Пойду из избы дверьми,
Из двора - воротами
Во чисто поле,
В восточную сторону
Заговоры, связанные с наведением порчи и проклятий (т.н. «тёмные заговоры») произносятся лицом на запад:
Стану я (имярек)
Пойду нижней тропой,
Волчьей норой
Стану на Заход лицом
На Восход хребтом
Заговоры, связанные с конкретной ситуацией как, например, остановить кровотечение, наговариваются непосредственно на объект – в данном случае рану. Лечебные заговоры, равно как и заговоры на снятие порчи также наговариваются обратясь к больному, но так чтобы заговаривающий был обращён лицом на восток.
Ход заговорного действа во многом повторяет структуру большого Кологодного Обряда, принятого ныне в среде последователей традиционной дохристианской культуры. В этом также проявляется органическое Единство Большого и Малого, проявление Воли Богов на всех уровнях Мироздания. По сути, заговор и сопровождающие его чтение действа и являются малым Обрядом.
Ход Кологодного Обряда таков:
1. Освящение места.
2. Речение кощун.
3. Зачин.
4. Славления и положение треб.
5. Круговая братина. Воспринятие Силы Богов.
6. Заключение.
Далее приведём очередность действий, сопровождающих чтение заговора, из чего станет наглядно видно сходство Кологодного Обряда и Обряда заговорного.
1. Подготовка места
В зависимости от предназначения заговора и прочих факторов, весь комплекс действий связанных с его произнесением начинается с подготовки места, необходимых предметов и т.д. Здесь же место «очищается», для чего произносятся особые обережные слова, способствующие удачному проведению всего комплекса действий, связанных с чтением заговора.
2. Обращение к Богам
Затем, как правило, может следовать принесение требы либо просто словесное обращение к Тому из Богов, Кого человек наиболее почитает, либо к Тому, Кто отвечает за ту сферу Мироздания, к которой обращён заговор.
3. Зачин заговора
Произнесение собственно текста заговора можно условно разделить на несколько частей.
Текстам большинства заговоров предшествует зачин – более или менее стандартная словесная формула, обычно выглядящая следующим образом:
Стану я (имярек)
Пойду из избы дверьми,
Из двора – воротами…
В первую очередь зачин - это описание магического путешествия, символ ухода человека читающего заговор в Сакральное Пространство, в Мир Богов, Предков и Духов.
Стану я (имярек)
Пойду из дверей дверьми,
Из ворот воротами
На восток, в восточную сторону,
К Окиян-морю…
В целом зачин призван обеспечить человеку определённый настрой, избавить его от неподобающих в данное время и в данном месте мыслей, с тем чтобы ввести его в Магическое Пространство, в котором происходит непосредственное взаимодействие с теми Силами, к которым обращён заговор.
Нередко в зачине присутствует описание «одевания» человека в зримые проявления Высших Сил, обозначающее символическое единение человека с Природными Стихиями:
Медвяной росой умываюсь,
Красным Солнцем утираюсь,
Облаками облекаюсь,
Частыми Звёздами опоясываюсь…
Либо:
Небом покроюсь,
Зорею подпояшусь,
Звездами отычусь…
4. Вхождение в Дольний Мир
Далее следует описание вхождения в Дольний Мир и описание самого Сакрального Пространства, в котором как правило перечисляются основные, фундаментальные мифологические объекты (Камень, Древо) являющие собой с точки зрения мифологического мышления Основу Мироздания, соприкосновение с которыми само по себе мыслится благоприятным.
На Синем Море-Окияне
На Острове Буяне
Стоит Дуб кверху корнями
Да ко низу ветвями…
Характерно, что определённое количество заговоров не имеют слов зачина и начинаются непосредственно с описания Сакрального Пространства. Также зачин отсутствует в тех случаях, когда вербальная часть - собственно, слова зачина - заменена акциональной - теми или иными действиями.
5. Взаимодействие с Богами и Стихиями
После описания магического путешествия и Сакрального Пространства следует собственно заклинательная часть, содержащая в себе просьбу, побуждение или требование определённого характера, в зависимости от предназначения того или иного заговора:
- Гой еси, Солнце Жаркое,
Солнце Жаркое, Свет-Даждьбоже
Не пали не пожигай ты
Овощ и хлеб мой
А пали-пожигай ты
Куколь и полынь-траву…
Либо:
Как дождь воды не пробил
Так бы меня (имярек) Именем Перуновым
Мечи да стрелы не пробивали
Тело моё было б крепче Белого Камня
И как от воды каменья отпрядывают
И пузыри отскакивают
Так бы от меня (имярек) Именем Перуновым отскакивали
Стрелы да копья-сулицы…
Нередко вербальная заклинательная часть может сопровождаться определёнными действиями. Такими например, как «смывание» водой, «сдувание» воздухом, «сжигание» огнём болезней или порчи.
6. Замыкание
Заговорный текст завершается закрепляющей концовкой - подтверждающей, «замыкающей» весь описанный выше комплекс:
Будь ты, мой приворот,
Крепче камня,
Крепче железа,
Век по веку,
Отныне и до веку!
Гой!
Либо:
Крепко моё слово, а несть иного!
Гой!
Так как заговор имеет статус магического текста, воспроизведение которого должно быть как можно более точным, часто замыкание призвано ещё и нейтрализовать либо исправить различные неточности, возможно, имевшие место быть при произнесении предыдущего текста:
Будьте слова мои и наговоры
Некоторые недоговоры
Исполным-полна крепки-лепки,
Крепче Огня-пламени,
И Алатырного Камени!
Гой!
Либо:
Будьте слова мои,
Кои договорил и не договорил,
И кои переговорил,
Слово в слово,
Передние наперед,
Задние на зад
Середние в середке.
Также, в рамках современной традиционной культуры, функцию замыкания может исполнять и просто короткий слог – «Гой!»
Вышеуказанная последовательность действий является общей тенденцией и заговоры, обладающие такой структурой, ныне признаются «классическими». В тоже время существует масса отклонений от данной схемы – известно множество заговоров, не сопровождающихся указанными действиями и не обладающих столь сложной структурой. Такие заговоры произносятся в зависимости от конкретной ситуации в которой оказывается человек либо в зависимости от влияния на человека разного рода внешних факторов – к примеру, таковы заговоры на остановку кровотечения и т.д.
Существует ещё и группа так называемых «одноразовых» заговоров – их тексты составляются сведущими людьми исключительно для какого либо одного-единственного случая.
Таков, в общем и целом, круг вопросов связанных с использованием заговоров.
Странник
Серия сообщений "Т Е О Р И Я сложения заговоров, заклинаний, молитв":
Часть 1 - Структурные элементы заговорного текста.
Часть 2 - Напутное к Заговорной Волшбе
Часть 3 - Малость о Заговорной практике.
Часть 4 - МАТУШКА СТЕФАНИЯ. Глава 3, 4.
...
Часть 16 - Зачем ворожее замок и ключик?
Часть 17 - Тема: "Перекрёсток и всё что с ним связанно ".
Часть 18 - Привороты, заговоры и другие ритуалы ведьм
В этом малом слове оборотимся к такой стороне ведовства - как заговор. По сути заговор есть одно из простейших воздействий на Богомирье, язык наш богат и полон тайн, за коими сокрыто дивное…
Разговор пойдет скорее не о заучивании неких готовых традиционных иль не совсем текстов, и применении оных в урочных случаях а о том, как подойти к тому, что- бы самому творить свой заговор.
Заговор, Наговор…( Замова, Намова…).
Говор - по сути речь, Слово. Заговор то, что идет за говором, как мыслеобразы, так и определенные действа, в случае с Наговором - то что накладываем на говор, скажем на науз, воду иль обереги какие… Приговор - то что приговариваем, то что при говоре., - сюда же можно отнести ныне модные колославы всяческого толка.
Тако же мы можем разделить заговорную практику, - где важен ритм, и слова, как правило произносятся тихо, шепчутся ( заговаривать- шептать, бабка отшепчет, шептание- заговорная практика на Северщине и не только…) и Заклинания( проклинания, праклены…) - где слова выкрикиваются ( кличутся - клич,- громкое слово).
Давайте кратенько наметаем основы построения традиционного заговора.
Наперво действо должно проводиться в состоянии Лада и Покоя, внутренний взор шептуна праз свое единое Я ( не личины обыденные…) соединяет себя и нити Уреченного – того полотна Богомирья вне времени… Так вместе с заговором наши помыслы, суть мы сами, уносятся в горнее иль дольнее, в зависимости от потребы. Здесь есть множество величин - традиционных головных образов - своеобразных якорей и в тоже время путеводителей - остров Буян, камень Алатырь…
Дале наибольшая часть заговоров строиться на Законе Ряда - можно сказать Цепи – Верви - Уз. Суть сего закона сводится к необходимости и возможности связать желаемое действие с бесспорно наступающими событиями, посредством традиционной и естественной по природе своей верви. Веданье подобных естественных рядов и умение их ладно выстраивать и есть по сути основной ключ к возможности строить Свой заговор,- да таков, что-бы тот был рабоч!
Я сторонник того, что заговор должен иметь ритм, что его обособляет к примеру от заклинаний- кличей ( хотя и те имеют ритм), боле того наличие ритма в заговоре нашептыванием обязательно. Он достигается наперво дыханием и влияет на верную постановку сознания, надобную для доброго результата такой практики.
Дале, помогает, особливо по первости в заговорной практике использование всевозможных предметов, при помощи коих мы и получаем необходимый настрой и вход в горнее- дольнее, а тако же выполняя определенные действа с предметом - укрепляем и завязываем по факту нужный нам результат. Используя предметы- вещи в заговорах надобно соблюдать традиционный и естественный по природе своей Ряд. Скажем единя людей - связываем нити, заговаривая дорогу пускаем перо по ветру… Подобное к подобному!, однако строго разделяя Ряды десный и шуйный ( Солнце- Месяц…)
Не стоит забывать и о Ряде Места и Времени, эти двое должны ладно ( гармонично ) вплетаться в само действо заговора.
Основное здесь - горнее - Усход ( поясно), дольнее- Заход ( распоясно).
Я думаю не след много говорить о том, что Сила вашего Слова будет наперво зависеть - от Силы вашего слова в повседневной жизни, ибо коли Богомирье не зрит вас в силе- то и никогда не допустит к Слову способному волеизъявлять и воздействовать…
Я не сторонник заучивания определенных заговорных текстов, хотя по первости подобное где- то и необходимо( и даже традиционно), хотя-бы для заучивания основных заговорных ключей.
Ежели вы только начинаете осваивать заговорную практику, - то я бы посоветовал под эту работу подготовить особливое место, не будет лишним коли вы его пометите - выделите из общего пространства и завяжете, как на себя, так и по сторонам Всесвета. Время выбирайте, по первости, когда вам покойно, а в дальнейшем перейдете на узловое.
Самое простое с чего можно начать - это выучить некий заговор не простой по своей структуре, и в тоже время не сложный ( не несущий нечто существенное- меняющее, просто некое пожелание доброго, ладного), однако имеющий Ряд.
Таков как Зачин (урочное место- узловое время- ваш путь) Величина ( к коей обращаешься и на что завязка идет) - само Действо ( возможно манипуляции с некими предметами, иль статями) - и конечно Замок (завершающий венец - крепящий ваш заговор).
Практикуйте его, подберите ваш ритм, ваш шепот, введите мыслеобразы того - о чем речь, наладьте контакт с величиной - к примеру ( Месяц, Заря, Буян, Алатырь…), не стоит тупить и со временем, скажем в летний солнечный день- работать на Маладик…
Попробуйте тако же ввести некое действие - скажем связывание нитей, желательно не синтетики…, иль вырезание ( не в красе дело) из какого мягкого древа, скажем липа, - остро отточенных ножей по началу избегайте… Однако, самое простое с действами - это движения вашего тела, как такового ( кто интересовался ратоборческими практиками - поймет).
Пытайтесь вначале освоить Слово ( ибо речь о заговоре, в данном случае оно первое в сем Триглаве), дале совместить с Мыслью, и потом уже с Действом. Триглав вкупе дает наилучший эфект.
По первости идет наработка именно вашего: от зачина и до замыкающих ключей, подход прост, - творите так - как вам Ладно, тогда когда вам Ладно, там - где вам Ладно… Это Ладно - будет расти совместно с вашей практикой… У вас появятся некие пристрастия и особенности - не сторонитесь их.
Здесь , как и везде все идет от простого к сложному, насколько? - решать вам. С практикой вам будет доступно некое количество заговоров на определенное, часто волнующее вас и ваше окружение.
При должной практике. По его окончанию вы уже будете ведать сработал ли он, и коли да ( и даже ежели нет - причина в вас) - я бы посоветовал благодарить ту часть Богомирья, кою вы ввели в Ряд заговора.
Не стоит практиковать по первости на своих близких, даже коли те и не совсем близки вам…, берегите себя, вообще не стоит работать с заговором сути коего не понимаешь, особенно, когда уже начинает что- то получаться ( скажем мыслетечение, иль науз- резьба…).
Ну вот , собственно, кратенько и ознакомительно… Кто будет делать – у того получится. Тем, кто будет. - Успеха!