Улучшаем навыки общения
Доводилось ли вам когда-либо в ходе вашего рассказа о какой-то проблеме быть прерванным подобным замечанием: "По-вашему, это плохо? Вот я вам расскажу сейчас о случае со мной, когда..."? После чего вмешавшийся переводит разговор на себя, оставляя вас не выслушанным и забытым.
Нет ничего легче, чем закрыть или охладить разговор. Сознательно или бессознательно мы делаем это постоянно.
Существуют так называемые «саботажники общения», которые подрывают нашу коммуникацию с другими. Вот несколько примеров:
Несвоевременные советы (Когда человек просто хочет быть выслушанным) - "Если бы ты навел порядок на своем письменном столе, у тебя не было бы причин для паники"; "Почему ты не сделал это вот так?"
Смена темы - "Это очень интересно... А я смотрел вчера смешной фильм..."
Соревнование - Я попал на прошлой неделе в ужасную аварию... - Это что, ты бы посмотрел на мою...
Похвала с подвохом - "У вас так хорошо получаются отчеты, вы не напишите еще один?"
Убеждение логикой - "Нечего тут расстраиваться. Все это довольно логично"
Сокрытие информации (Реплика-ловушка) - "Вам этот проект придется по душе" - не сказав, что с ним связано
Угрозы (Вызывают страх, подчинение, обиду, враждебность) - "Если вы не можете вовремя приходить на работу, нам придется подумать о возможности вашего увольнения"; "Делайте, как сказано, или..."
Приказы (Когда мы прибегаем к власти над другими) - "Срочно зайдите ко мне в кабинет"; "Не спрашивайте почему, делайте так, как вам сказано"
Слова –«Должники» - "Вы должны вести себя более ответственно". "Вы должны смотреть на факты"; "Вы не должны так сердиться"
«Саботажники общения», подобные вышеприведенным, знакомы многим и легко убеждают нас, что основные требования, предъявляемые к нормальному человеческому общению, в данном случае не соблюдаются. Быть может, впечатление, полученное от подобных замечаний, было вовсе не преднамеренным. Быть может, более осторожный подбор слов произвел бы более позитивное впечатление; однако и это не очень поможет в том случае, если подлинная преграда к общению заключается в вашем общем отношении к данному человеку.
Если вы хотите, чтобы ваши отношения с людьми были хорошими, ваша манера общения должна передавать им, что вы:
- расцениваете их как равных и не собираетесь подчинять их своей воле;
- уважаете их право на личное мнение и не собираетесь всеми правдами или неправдами убедить их встать на вашу точку зрения;
- уважаете и цените их решения и не будете перечеркивать их;
- уважаете их ценности и опыт.
Проанализируйте свой стиль общения, когда вам кажется, что вы отрезаны или заблокированы. Какие ваши действия вызвали у других такую реакцию? Что они сделали, чтобы вызвать у вас эту реакцию? И помните, что никогда не поздно улучшить свои навыки общения.
Источник: материалы книги Х.Корнелиус «Конфликт».
http://www.miralt.ru/vozm/114-obsh