«Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица».
Об истории создания этих всемирно известных, выдающихся шедевров русского хореографического искусства мы и расскажем в этой главе.
«Лебединое озеро»
В наше время, когда «Лебединое озеро» танцуют во многих странах мира самые лучшие танцовщики, когда существуют различные постановки этого балета, трудно себе представить, что первая постановка этого балета в общем-то провалилась. Да, да, провалилась! Как же это произошло?
Итак, все по порядку.
Гениальный русский композитор Петр Ильич Чайковский любил балет, особенно «Жизель», постоянно посещал балетные спектакли, и он с радостью встретил предложение написать музыку для балета.
Сценарий «Лебединого озера», который был основан на «лебединых» мотивах сказок, встречающихся у разных народов, написали Гельцер и Бегичев. Клавир нового балета был закончен Чайковским через семь месяцев.
Партитура «Лебединого озера» поставила в тупик деятелей балета своей необычностью. Почему? За долгие годы стало привычным, что музыка в балете полностью подчинялась танцу, а здесь танцу приходилось подчиняться музыке. Вот тут и начались неприятности.
Во-первых, танцевальное воплощение балета не удалось. Балетмейстер Рейзингер широко применил свои «новые методы» разрешения танцев. Как писала критика того времени, у него было «замечательное уменье вместо танцев устраивать какие-то гимнастические упражнения».
Во-вторых, дирекция по материальным причинам оказалась вдруг не в состоянии сделать новые декорации и костюмы, которые пришлось переделывать или подбирать из старья.
В-третьих, артист Ар. Гиллерт, исполнявший роль принца, был крайне беспомощен, а замены ему не было, а на партию Одетты неожиданно была назначена малоопытная танцовщица Карпакова.
20 февраля 1877 года "Лебединое озеро" наконец увидело свет рампы Московского Большого театра.