[показать]ИСТОРИЯ БОНСАЙ
Изначально бонсай были карликовыми деревьями буддийских монахов в их поисках истины и способах познания законов природы для гармоничного слияния с ней. Жители Востока видят в растениях связующее звено между небом и землей, точку равновесия между всеми силами, господствующими в окружающем нас мире.
[показать]
Из-за определенных условий среды, препятствующих нормальному развитию растения, в природе встречаются карликовые формы деревьев и кустов.
[показать]Их пример подвинул людей Востока на развитие целого ряда приемов, способствующих получению того же результата, но уже искусственным путем. Отсюда появляется стиль бонсай: растения на подставках, кажущиеся естественными и восстанавливающие утерянную гармонию между человеком и природой.
[показать]На Дальнем Востоке выращивание деревьев в стиле бонсай является культурным явлением и приобрело статус искусства, поддерживаемое мудрыми руками с незапамятных Времен. Первые достоверные письменные источники, касающиеся возникновения этого стиля, исходят из Китая и относятся к эпохе династии Тан (VIII—X вв.), где впервые в настенной живописи появляется изображение пеньцзай, созданного природой растения и затем пересаженного в горшок. Эти необычные и причудливые экземпляры выращивались буддийскими монахами, вероятно, за несколько веков до нашей эры и впоследствии превратились в одно из занятии и развлечении местной знати.
[показать]
С XII в. формы этих растений разрабатывались человеком, что привело к появлению рукотворных карликовых деревьев, и параллельно начали распространяться агротехнические приемы выращивания и знания об этом стиле. Возникают пейзажные композиции, состоящие из нескольких пеньцзаев, и знать уже не обладает исключительным правом на их выращивание, а в Японии обнаруживаются первые упоминания о стиле бонсай.
[показать]
Постепенно делаются попытки имитировать естественную среду, в которой развивается каждый вид растения, добавляются детали, копирующие горы, реки, землю и т. д. Таким образом, камни, песок, мох и папоротники появляются на посадочных блюдах, еще больше подчеркивая очарование этих растений.
[показать]
В Японии буддийские монахи стали родоначальниками этого оригинального стиля, окончательно утвердившись в эпоху династии Камакура (XII—XIV вв.). Распространение стиля бонсай происходит таким же порядком, как и в Китае.
[показать]
Сначала знать, а затем и представители других более низших классов ввели в обиход культуру бонсай. Здесь развились два варианта стиля бонсай: первый — представляющий одно-единственное деревце в основе композиции, и второй — банкей — ансамбль гармонично растущих деревьев, воссоздающих естественные пейзажи окружающей природы.
[показать]Эти основные направления получили распространение в странах Запада в конце прошлого века с появлением глубочайшего интереса ко всему восточному. Влияние восточной культуры сказалось на различных областях западной жизни, сказалось оно и на садоводстве, в котором появился новый взглядна эстетику растительных культур, иное отношение к форме и композиции.
[показать]Были периоды большего или меньшего признания стиля бонсай, но ему удалось удержаться в рамках западной культуры. Развитие стиля происходило более медленно, но всегда были энтузиасты, которые свое трудолюбие и время посвящали формированию и уходу за молодым деревцем, чтобы получить затем дерево бонсай. Само слово происходит от японского bonsai, означающего «дерево, растущее на блюде». В этих двух словах, может быть звучащих слегка претенциозно для небольшого деревца, и заключена вся суть этого стиля. Поместив в небольшом контейнере миниатюрную копию величественного и загадочного дерева, выращивающий его садовод приобщается к законам природы, которые налагают на него огромную ответственность. Необходимо найти компромисс между требованиями,предъявляемыми растением к своему развитию, и специфическими условиями содержания, которые противостоят природным, естественным для дерева.
[показать]
Стили Бонсай:
В природе внешний вид деревьев формируется в зависимости от их места произрастания и под воздействием природных факторов. Ствол дерева, растущего из-под камня, вначале изогнется, повторяя его форму, и лишь выбравшись на свет, пойдет прямо вверх. Форма дерева может быть задана направлением преобладающих ветров. Некоторы природные формы могут быть воссозданы в бонсай в соответствии с различными стилями, имеющими японские названия. Существую также особые стили для ланшавтов и групп деревьев.
1.ЧОККАН
(формальный вертикальный стиль)
[показать]
Подходит для ели, лиственницы, можжевельника, дзельквы и гинкго. Если дерево не испытывает конкуренции со стороны других деревьев, не подвергается воздействию сильных преобладающих ветров, имеет достаточно питания и воды, оно будет расти строго вверх, а его ствол будет иметь коническую форму. Ветки деревьев-бонсай не должны быть симметричными,верхние ветви должны быть короче и тоньше нижних. Ветви должны отходить от ствола горизонтально, а некоторые нижние ветви могут немного изгибаться вниз. Чтобы контейнер не опрокидывался, его вес и вес деревца должны быть приблизительно равны.
2.ШАККАН
(наклонный стиль)
[показать]
Подходит для большого количества видов.
Под воздействием сильных преобладающих ветров дерево вырастает с наклоном, такая же форма может наблюдаться у растения, растущего в тени и тянущегося к солнцу. Ствол дерева, который может быть прямым или несколько изогнутым, должен быть наклонен под углом от 70 до 90° по отношению к поверхности контейнера. С одной стороны деревца корни развиты сильно, и кажется, что они прочно держатся за почву, а со стороны наклонившегося ствола — уходят в землю.
3.МОЙО-ГИ
(неформальный
вертикальный стиль)
[показать]
Подходит практически для всех видов деревьев.
Этот стиль широко встречается и в природе, и во многих бонсай. Ствол дерева имеет ряд изгибов, нижний из которых должен быть ярко выражен. Как и в случае формального вертикального стиля, ствол имеет коническую форму, ветви располагаются симметрично, а крона соответствует толщине ствола.
4.КЕНГАЙ
(стиль каскад)
[показать]
Подходит для сосен, кизильников, пираканты и можжевельника. Не рекомендуется для деревьев с крепкими, плохо гнущимися стволами.
Дерево, растущее на крутом обрыве, может изогнуться по многим причинам — из-за падающих камней, под собственным весом или тяжестью снега, из-за недостатка света. Это и есть стиль «каскад», созданный самой природой. Применительно к бонсай это означает, что крона деревца должна располагаться ниже верхней кромки контейнера. Довольно трудно поддерживать растение стиля «каскад» здоровым, поскольку оно стремится
расти вверх.
5.ХАН-КЕНГАЙ
(полукаскадный стиль)
[показать]
Подходит для всех видов, за исключением крепких, плохо гнущихся деревьев.
Этот стиль, как и «каскад», встречается в природе у деревьев, растущих на крутых склонах, по берегам рек и на болотах. Из-за близости воды ствол растет не вниз, а, скорее, в горизонтальном направлении. У деревьев - бонсай полукаскадного стиля крона только немного опускается ниже верхней кромки контейнера.
6.БУДЖИНГИ
(литературный стиль)
[показать]
Подходит для большинства хвойных или широколиственных деревьев.
Этот стиль берет свое название от манеры рисования, которую использовали китайские художники, рисуя воображаемые деревья. Особенность этого стиля: элегантно изогнутая линия ствола, при полном отсутствии нижних веток крона располагается только в верхней части дерева. Подобные деревья мы можем встретить и в лесу, когда из-за недостатка солнечного света и тесноты у них отмирают нижние ветки, а ствол выглядит шишковатым и грубым.
7.ХОКИ - ДАЧИ
(стиль "метелка")
[показать]Подходит для широколиственных деревьев с тонкими ветвями, таких как дзельква, вяз и граб.
В природе этот стиль практически идеально наблюдается у Zeikova (дзельквы). При создании бонсай этот стиль может использоваться и для некоторых других видов. Ствол — строго вертикальный, но не слишком длинный, все ветви расходятся из одной точки. Крона — сферическая и очень плотная. Благодаря множеству тонких ветвей дерево имеет привлекательный вид даже без листвы. В целом дерево напоминает старинную метелку.
8.ШАРИМИКИ
(стиль "мертвая древесина")
[показать]
Подходит для можжевельника.
У можжевельников, растущих на горных склонах, значительные части ствола не покрыты корой и отбелены солнцем. В бонcай эти участки мертвой древесины особенно важны и должны быть хорошо заметны. Они создаются искусственно путем срезания определенных участков коры и их последующего отбеливания.
9.СЕКИДЖОДЖУ
(стиль "обнаженные корни на камне")
[показать]
Подходит для всех видов с сильно развитыми корнями, например, клена, китайского вяза, сосны и можжевельника.
На каменистых почвах некоторые растения выживают благодаря тому, что их корни, охватывая валуны, забираются под них в поисках воды и питательных элементов, накапливающихся в трещинах и пустотах. Корни, открытые ветрам и подверженные различным превратностям погоды, вскоре начинают походить на ствол. Важным элементом бонсай является эффектное сплетение корней, которые выглядят старыми. Само дерево может быть выращено в любом стиле, но формальный вертикальный и «метелка» не будут лучшим выбором. Поскольку растение черпает питание из контейнера, уход за ним не намного сложнее, чем за растениями других стилей. Проведите пересадку так, чтобы камень с корнями был хорошо виден.
10.ИСИ - ДЗУКИ
(стиль "обнявшие камень")
[показать]
Подходит для сосны, клена, цветущей айвы и рододендрона.
В композиции этого стиля деревья растут из трещин в камнях. Корни как бы уходят в камень и оттуда растение получает все необходимое питание и воду. Для бонсай такого стиля очень важен регулярный полив, поскольку запас влаги в трещинах ограничен. Для обеспечения высокой влажности окружающего воздуха камень можно разместить в неглубоком блюде с водой. Посадив несколько деревьев, можно создать пейзаж.
11.СОКАН
(стиль "сдвоенный ствол")
[показать]
Подходит для всех видов деревьев. Такой силуэт широко распространен в природе. Из одного корня вырастают два ствола, причем один — гораздо мощнее второго. В бонсай этот стиль может быть создан искусственно, когда второй ствол формируется из нижней ветви. Убедитесь, что ветка не расположена
слишком высоко, иначе образуется «вилка», которая не вписывается в стиль бонсай.
12.КАБУ - ДАЧИ
(стиль "спрут")
[показать]
Этот стиль подходит для всех видов деревьев.
Все стволы растут от одного корня и не могут быть разделены. Это основное отличие этих растений от группы отдельно растущих экземпляров. Он схож со стилем «сдвоенный ствол», но здесь речь идет о трех или более стволах.
13.ИКАДАБУКИ
(стиль "упавшее дерево")
[показать]
Подходит для всех видов деревьев.
Иногда упавшее дерево может выжить, выбрасывая вверх боковые ветви, из которых образуются стволы новых деревьев. Старый горизонтальный ствол по-прежнему остается виден. Этот стиль часто используется в бонсай, в особенности при наличии исходного материала, у которого ветви располагаются с одной стороны. В отличие от группы отдельных растений в этом стиле расстояние между отдельными стволами не изменяется
[показать] [показать] [показать] [показать]
[показать] [показать] [показать] [показать] [показать]
[показать] [показать] [показать] [показать] [показать]
[показать] [показать] [показать] [показать] [показать]
[показать] [показать] [показать] [показать]
[показать] [показать] [показать] [показать] [показать]
[показать] [показать] [показать]
[показать]Источник | |
|