Зубная боль.
Ехали калеки, чераз три реки, лазу ламали, зуб замавляли.
Шептать на сучок в палене.- Сучища, крутища сабери мае боль с зубища. А як тваей ветке не шуметь, так маяму зубу не балеть.( 3 или 9 раз)
Или.- Зубищи балища, идите на сучища, па дубищам гуляйте, а мяне( иль имярек) не чапайте.
Или.- Дубища, дубища , вазьми свае зубища, касти не лами, скулы не пухли, зубы не бали.
В поле сорвать какой нибудь спелый колос( рожь, пшеница, овес, ячмень…), далее держать его на уровни зубов и из чары лить воду( лучше криничную, колодезную). Шептать.- Лейся, лейся, свята Вадица на спелы колос, иди, иди, боль с зуба на духмяна поле, у поли табе квисти, а ад мине ( иль имярек)адысти.( 3 раза)
У речки ляжать два камяни, вадою амываеть- боли не знаеть, у лесу стаять два дубки ветрам авявають- боли не знають. Так и зубы( имярек) крепки як камни, здаровы як дубочки.( 3 раза( замок)).
В традиции рябина связана со многими действами,( в принципе это отдельная тема, древа и хвори, вероятно отдельно о сем и погутарим, в отдельной- же статье.) для избавления от хворей и далеко не в последнюю очередь с зубной болью . Все действа делаются втайне.
Так стругать рябиновый колышек, но не вниз, а вверх, и говорить при том, именно что бы заныл, а не перестал.- Рабина, рабина я не буду тябе, ни секчы, ни ламати, тольки зубы занывати.( повторять 3, 6 иль 9 раз).
Нередко от зубной боли на рябине делается зарок,- в таком случае в дальнейшей жизни человек не тревожит сие древо, в том числе не употребляет ягоды.
Рабина кудрава, ягада чырвона, а и век тябе не чапать, зубной боли не знать. Даруй мне .
Я (имярек) прышов да тябе Рабина кудрава, ягада красна. Поки жить буду тябя не секчи, не рубать нибуду, хоть у поли маем стаять будяшь, даруй мне ад зубов зняменне.
В лиственное время года,( лучше весной) до восхода( что лучше), иль после захода найти молодую рябинку, отломать небольшую веточку( можно и кору), и дотронуться( можно и подержать) ее до больного зуба, далее обратно веточку приложить к рябинке. Подобное делается и с калиной, но реже.
И сказать.- Рабина, рабина, не стану ни ломить, не рубить, тольки зуб занямить.
Или.- Рабина кудрава не бяду тябе не сечь, ни ламить, ни краить, хай у мяне( иль имярек) зуб не балить. Ты няма, у мяне зуб нем.
Или. – Рабина як тваих ягад не ев, шоб так зуб у меня не балев.
Или.- Рябинушка, дявчынушка, я прышов да тябе не щыпать, не ламать, тольки зубы замавлять.
Также рябину можно грызть, при том говоря.- Рабина, рабина занемей зубы, а не занемеють - усю тебе погрызу.
Птаха па небу лятаеть, мядведь па лесу ходить, рыба у море плаваеть. Як тим траим у кучу не схадицца, за тясовыя сталы не садицца, з адной чары вина не выпивать, з адной миски стравы не ядать, так и ( имярек) зубы хай не балять.( замок.)
Есть у свете тры гаспадары. На небе- гаспадар Месяц, на зямле- гаспадар Дуб, у акиян море- гаспадар Алатыр. Як тим гаспадарам у кучу не схадицца, за дубовыя сталы не садицца, скатерти не застилать, чары не падымать, так у ( имярек) зубы не балять.( замок)
А на небе Месяц святлея, а у поли Камень синея, а у лесе Дуб зялянея, Як тия браты сайдуцца, будуть пить, да гуляти, будуть петь, да ядати, так у мяне( иль имярек) зубы забаляти.( замок.)
Пытався малады у старога, а ти балить зуб у малога. На гаре стить вялики дуб, а у ( имярек) у роте зуб. Тады будуть зубы балити, як мы на тым свете будам вино пити.
Як маяму( если шепчет кто,- то тваему) батьки( женщине- матки) с таго света не вставать, так у мяне ( иль имярек) няхай зубы не балять. А у мертвага зубы не балять, так и у мяне( иль имярек) зубы, не калотять, не свярбять, не ржавеють , не краснеють.( замок)
В лесу отыскать старый пень, без молодого пороста, подойти к нему и сказать.( если говорит знахарь- то повторять за ним.)- Як гэтаму пнищу, каранищу не цвисти, не буять, так у меня( иль имярек) няхай зубы не балять.
Говорить на Маладик( молодой месяц) еще такая особенность, ежили творить на Месяц, иль привязку от Месяца на себя, иль иного кого,- символами, то не стоит это делать голой рукой.)), оборотясь к нему, с поклоном. - Витаю тябе Месяц малады, ад боли зубов и галавы. Табе Месяц малады- рог залаты. А мине залаты зубок, каб нибалев ниразок.
Или. - Витаю тябе Месяц малады, ад боли зубов и галавы. Пытается Малады у Старога,- а ци балять зубы у памерлага? -Не не балять, так и маим зубам боли невидать.
Или.- Витаю тябе Месяц малады, ад боли зубов и галавы. Месяц малады,- табе неба, а мне доля. Шоб нибалели зубы у мяне николи.
Месяц малады, у тябе зубик залаты, а ти був ты на том свете?,- Був. А ти балять зубы у памерлага? - Не не балять. - Хай и мине боли не знать.
Или.- Маладик малады, у тябе рог залаты, а як табе моладому век не жаницца, и жаны не меть, так маим зубам век не балеть.
От ячменя ( чирье на веке.)
Почти все заговоры сопровождаются дулей( кукишем) направленной в хворий глаз, иль помазать слюной хворого места, иль плюнуть в хворий глаз. Почти завсегда шепчется трижды.
Ячмень, ячменек, з лева зайду, тапорик вазьму, тябе парублю.
Ячмень, ячменек, на табе грашок, кабылку купиш, кабылка сдохне, ячмень ссохне.
Сонца на захад, день на сход, ячмень на извод.
Ячмень, ячменек, вазьму тапарок, изрублю папярок.
З дулей хажу, дулю пакажу, Дед вядунок замовь ячменек. Сярпом пасяки у поле звяди, ад вока сайди.
Месяц малады, у тябе рог залаты, табе светлыя ночи, мине светлые вочи. Табе прыбытак, а мне здаровье.
Головная боль.
Шептать глядя на молодой месяц. – Маладик, маладик, дзе ты быв. – На тым свете быв. – А ти бачив батьку маяго( у деки- матку)..- Бачыв. - А ти балить галава у батьки маяго? – Не не балить. - А то балела- да знямела. Каб и у мяне знемела.
У чыстам поли груша стаить, пад той грушай девка красна сядить, книжку мудру чытая, пра все хваробы зная. Яна книжку чытая, а у (имярек) з галаву боль выганяя. Тут табе боль не балети, тут табе не гуляти. То не я казав, а то девка красна казала, что хваробы знала.( 3 раза)
На поли дуб стаить, на ем листва шумить, ты ветяр гулять у поле иди, ту шум у галаве( имярек) прапади. На поли дуб стаить, на ем листва не шумить, а у ( имярек) галава не балить. Ветяр у палях гуляя, боль з галавы( имярек) знимая.( 3 раза)
Зара зараница красна дявица рання( иль вечерня) памашница. К табе да мора иду, у тябе пытаю, боль у галаве унимаю. Як ты Зара зараница расходишся, так и боль расходицца. Як ты Зара зараница стухаешь, так и боль стухая. А як мора шумить, як галава балить, як мора стихая, так и боль стихая. Як вада ападая, так и боль ападая. ( замок.) Голову облить водой.
Замавляю, боль з галавы знимаю, на мора атправляю, де ветяр не вея, де сонца не грея, де месяц не светить. Там табе боль хадити гуляти, а у галаве( имярек) не бывати. Там табе быть а (имярек) здаровья набыть.Я из словам , я из словам, а Бог с помаччу.( коли шептать себе, то сказать.- То не я шапчу, а та бабка, что пуп адразала, да завязала.)
От вывиха( звиха).
На льняной нити повязывать 6 раз по 3 узла( или 9 раз по 3 узла). Шептать.- Три звихи, три удары, трыдевять суставав, костка на костку, сустав на сустав, кааб звих и удар перестав, а кожны сустав на места став.( 3 раза). Дале нить повязать на хворое место- и ходить до прекращения болей.
На льняной неокрашенной нити вязать 3 иль 9 узлов, и на каждый завязанный шептать.- Звих, звих иди на свой вих. Дале эту вервь повязать на больной сустав и носить не снимая, пока сама не потеряется, иль боль не уйдет.
Взять три льняных верви. Шептать трижды поочередно завязывая по 9 узлов, сначала на первой, во второй раз на второй… Шептать.- Першим разам, добрым часам ( Вторая вервь- 2 раз…) - Не адин( вязать первый узел), не два( второй узел)…- не девять( девятый узел). И так три раза по числу вервей. Далее обвязать этими вервями хворое место, носить пока боль не уйдет.
В поле сорвать 9 стеблей жита, так что- бы было по три коленца в каждой соломине, далее их связывают вместе и шепча заговор повязывают на хворое место. Шептать. – Ехав Дед, шо неведая бед, чераз калинавы лог, на залатых колах, на вараных канях. Як гетым колам не паламацца, як гетым каням не спатыкацца, так у ( имярек) звиху не бывать, кости не ломить, боли невидать.(замок). Ходить с повязкой пока хворь не сойдет.
Вы чыстым поле, во зяленом море хадили три девицы, кровные сястрыцы, хадили у поли, у Матки доли пытали, да тры травицы рвали. Первая травица красная, другая травица - жовтая, трейтяя травица - белае. Матка травицы у дочак брала, да у места составляла. Травицы саставляецца,- звих у ( имярек) замавляецца.( замок.)
Ехав Ягорка на залатых колах, краснай вясной, теплай расой. Золато светам светить, вясна цветам цвитеть, раса жита даеть. Ехав Ягорка, да шаптав тихонька.- Сабирайся кров да крови, як свет к свету, кость да касти, як цвет к цвету, жылка к жилке, як жыта к житу. А кожен сустав на места став. Касти не ламить, крыви не чарнить.( замок.)
Шов добрым вечарам( время заговора) звих, да девку красну сустрев.- Ты куды девка красна идеш? – Я звих иду гуляти. - А я девка красна иду звих у ( имярек) замавляти.( 3 раза)
Звих, звих не буди лих, як у небе туча разыходицца, так у (имярек) удар разыходицца.
Ехали Баги, праз тры мураги, на сивым кани, конь спаткнувся, а звих минувся.( з раза)
Ехав звих па жалезным масту, на чорным кани, конь спаткнувся, мост зламався, а звих на места сустався.( 3 раза)
Звих, звих не будь к ( имярек) лих, не грызи ты белы кости, а грызи у сыром балоте трости.
продолжение следует...)