Каждому путешественнику, побывавшему в уютных уголках приветливого Крыма, всегда есть чем удивить и поделиться. Но тем, кому повезло пройтись залами шикарных крымских дворцов, можно просто завидовать. Огромные, насыщенные свежестью парки, гигантские и прекрасные в своем несовершенстве башни, просторные комнаты, хранящие в себе труд сотен тысяч людей – это только малая часть того, что унесете вы в своих воспоминаниях.
Дворцы, построенные здесь, пропитанные странной тягой к изяществу и красоте, до сих пор привлекают все новых и новых зрителей. И одним из таких чудес крымского полуострова является величественный и гордый Воронцовский (Алупкинский) дворец.
Дворец расположился в сердце Алупки, среди гор и зелени и стал неотъемлемой частью местного рельефа. Да-да, именно рельефа. Многие, рассматривая стены и башни дворца, отмечают необъяснимое сходство силуэта здания и очертаний крымских гор, выступающих фоном дворцу.
[500x375] Дворец должен был служить летней резиденцией для широко известной и почитаемой личности – М.С. Воронцова (1782-1856), бывшего на то время генерал-губернатором Новороссийского края.
М.С. Воронцов, будучи сыном русского посла в Англии, получил в той стране отличное образование и вернулся на Родину. В возрасте девятнадцати лет стал активным участником военных действий и дослужил до звания генерал-лейтенанта (1815-1818), став командиром русского оккупационного корпуса в Париже. В 1823 г. стал генерал-губернатором Новороссийского края, а спустя еще 21 год – и Кавказа. Незадолго до смерти был удостоен генерал-фельдмаршала. В эпоху развития России стал инициатором возведения многих отраслей – виноградарства, виноделия, табаководства и т.п. и, тем самым, обеспечил себе безбедное существование. Воронцов скупал все земли и обустраивал их по своему вкусу.
Проект Воронцовского дворца разрабатывался достаточно долго, потому как долго подбирался подходящий архитектор. Но конец поискам положил англичанин Эдуард Блора (1789-1879), Алупкинский дворец которого стал венцом его творчества.
[500x433] МирСоветов хотел бы отметить, что процесс строительства, начавшись еще в 1830 г., затянулся почти на целых 20 лет. Изначально проектом занимался одесский архитектор, и уже были готовы эскизы, когда Воронцов, будучи в это время заграницей, отменил свой заказ. Возможно, он хотел построить дворец, не уступавший бы по своей красоте ни одному известному замку, но и не отличавшийся бы скучностью и привязанностью к нормам. Именно это и помог осуществить Эдуард Блора, увлекавшийся и изучавший в свое время памятники старины и готического искусства. Проект был подготовлен за год. И в 1832 г. возведение дворца было продолжено.
Впервые ступив на территорию этого Воронцовского дворца, я поняла – сюда возвращаются, и не раз. Огромный, полный разнообразных редких растений парк, каменные глыбы, будто специально уложенные на пути гостя, да и сам дворец, выросший среди гор и этого чудного парка… Все это заставляло глаза расширяться все больше и больше, а голос только и шептал: «Ну ничего себе!». Действительно, побывав во многих дворцах Крымского полуострова, такого величия и такого размаха я не встречала нигде.
Во-первых, поразил сам материал, из которого построен дворец. Гид учтиво объяснил нам, что это – диабаз, и что он здесь не зря, Крымский полуостров, оказывается, насыщен этим хрупким камнем вдоволь. Почему хрупким, потому что при неаккуратной работе с ним камень обидчиво рассыпается! Но если уж удалось привести его к надлежащему виду – его стойкости и мощности можно только позавидовать. Воронцовский дворец, действительно, выглядит очень могучим и крепким. И могуч он не только по виду – да будет известно читателям МирСоветов, что диабаз не только не уступает по крепости известному граниту, а даже превозмогает его в целых два раза! Так вот, зеленовато-серый оттенок камней, как маскировочное убранство дворца – так четко и так естественно вписывает здание в окружающую среду.
Но во внешнем облике Воронцовского дворца больше всего поражает совершенно другое. Дело в том, что вся его архитектура представляет собой смесь архитектурных течений. Здесь каждая башня, каждый корпус относится к разным эпохам! Здесь можно увидеть огромный каменный коридор с щелями для стрел, высочайшие башни с до сих пор (!) работающими часами и многое другое.
Это надо увидеть (тем более, что передать весь список использованных архитектурных направлений мне вам вряд ли удастся).
В общем, до того момента, как экскурсия привела нас внутрь дворца, я уже была полна эмоций и впечатлений. Но это было только начало. Вот здесь удивило все. Нет-нет, действительно все!
Голубая комната, сплошь укрытая ручной (!) гипсовой росписью… Ее убранство, ее аромат! Все таит в себе гордость лет и хрупкость времени. Безумно удивило наличие в комнате белого рояля, принадлежащего самому хозяину этого дома. Нам рассказали, что после второй мировой войны, когда большинство экспонатов этого дома-музея были распроданы и разграблены, был утерян и этот дорогостоящий инструмент. Лишь спустя несколько лет после тяжелых времен добродушный покупатель рояля просто вернул его музею. И теперь старый домочадец гордо занимает почетное место в этой чудной Голубой комнате.
[500x375]
[500x557]
[500x667]
[500x611]
[500x375]