• Авторизация


СЕМИОТИКА 31-05-2011 11:12 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

СЕМИОТИКА

Статья из прекрасной сетевой энциклопедии Кругосветкоторая не только присвоила себе права авторов статей, но, увы, даже не считает нужным их указывать.


С. - наука о знаках. Семиотика появилась в начале 20 в. и с самого начала представляла собой метанауку, особого рода надстройку над целым рядом наук, оперирующих понятием знака. Несмотря на формальную институционализацию семиотики (существуют семиотическая ассоциация, журналы, регулярно проводятся конференции и т.д.), статус ее как единой науки до сих пор остается дискуссионным. Так, интересы семиотики распространяются на человеческую коммуникацию (в том числе при помощи естественного языка), общение животных, информационные и социальные процессы, функционирование и развитие культуры, все виды искусства (включая художественную литературу), метаболизм и многое другое.

Идея создания науки о знаках возникла почти одновременно и независимо у нескольких ученых. Основателем семиотики считается американский логик, философ и естествоиспытатель Ч.Пирс (1839–1914), который и предложил ее название. Пирс дал определение знака, первоначальную классификацию знаков (индексы, иконы, символы), установил задачи и рамки новой науки. Семиотические идеи Пирса, изложенные в очень нетрадиционной и тяжелой для восприятия форме, да к тому же в далеких от круга чтения ученых-гуманитариев изданиях, получили известность лишь в 1930-х годах, когда их развил в своем фундаментальном труде другой американский философ – Ч.Моррис, который, кроме всего прочего, определил и структуру самой семиотики. Дальнейшее развитие подход Пирса получил в работах таких логиков и философов, как Р.Карнап, А.Тарский и др.

Несколько позднее швейцарский лингвист Ф. де Соссюр (1857–1913) сформулировал основы семиологии, или науки о знаках. Знаменитый Курс общей лингвистики (курс лекций) был издан его учениками уже после смерти ученого в 1916. Термин “семиология” и сейчас используется в некоторых традициях (прежде всего французской) как синоним семиотики.

В 1923 немецкий философ Э.Кассирер опубликовал трехтомный труд, посвященный философии символических форм.

Несмотря на общую идею необходимости создания науки о знаках, представления о ее сущности (в частности у Пирса и Соссюра) значительно различались. Пирс представлял ее как “универсальную алгебру отношений”, т.е. скорее как раздел математики. Соссюр же говорил о семиологии как науке психологической, некоторой надстройке прежде всего над гуманитарными науками.

В основе семиотики лежит понятие знака, понимаемого по-разному в различных традициях. В логико-философской традиции, восходящей к Ч.Моррису и Р.Карнапу, знак понимается как некий материальный носитель, представляющий другую сущность (в частном, но наиболее важном случае – информацию). В лингвистической традиции, восходящей к Ф. де Соссюру и позднейшим работам Л.Ельмслева, знаком называется двусторонняя сущность. В этом случае вслед за Соссюром материальный носитель называется означающим, а то, что он представляет, – означаемым знака. Синонимом “означающего” являются термины “форма” и “план выражения”, а в качестве синонимов “означаемого” используются также термины “содержание”, “план содержания”, “значение” и иногда “смысл”.

Другое ключевое понятие семиотики – знаковый процесс, или семиозис. Семиозис определяется как некая ситуация, включающая определенный набор компонентов. В основе семиозиса лежит намерение лица А передать лицу Б сообщение В. Лицо А называется отправителем сообщения, лицо Б – его получателем, или адресатом. Отправитель выбирает среду Г (или канал связи), по которой будет передаваться сообщение, и код Д. Код Д, в частности, задает соответствие означаемых и означающих, т.е. задает набор знаков. Код должен быть выбран таким образом, чтобы с помощью соответствующих означающих можно было составить требуемое сообщение. Должны также подходить друг к другу среда и означающие кода. Код должен быть известен получателю, а среда и означающие должны быть доступны его восприятию. Таким образом, воспринимая означающие, посланные отправителем, получатель с помощью кода переводит их в означаемые и тем самым принимает сообщение.

Частным случаем семиозиса является речевое общение (или речевой акт), а частным случаем кода – естественный язык. Тогда отправитель называется говорящим, получатель – слушающим, или также адресатом, а знаки – языковыми знаками. Код (и язык в том числе) представляет собой систему, которая включает структуру знаков и правила ее функционирования. Структура, в свою очередь, состоит из самих знаков и отношений между ними (иногда говорят также о правилах комбинирования).

Семиотика разделяется на три основных области: синтактику (или синтаксис), семантику и прагматику. Синтактика изучает отношения между знаками и их составляющими (речь идет в первую очередь об означающих). Семантика изучает отношение между означающим и означаемым. Прагматика изучает отношение между знаком и его пользователями.

Результаты семиотических исследований демонстрируют параллелизм семантики языка и других знаковых систем. Однако, поскольку естественный язык является наиболее сложной, мощной и универсальной знаковой системой, непосредственное перенесение семиотических методов в лингвистику малоэффективно. Скорее наоборот, методы лингвистики, и в том числе лингвистической семантики, активно влияли и влияют на развитие семиотики. Можно сказать, что логически семиотика по отношению к лингвистике является объемлющей дисциплиной, но исторически она сформировалась как результат обобщения знаний об устройстве и организационировании естественного языка на знаковые системы произвольной природы. Тем не менее в лингвистике 20 в. семиотический подход в целом и основные семиотические понятия, такие, как “знак”, “коммуникация” и “семиозис”, сыграли огромную роль.

В 20 в. семиотика развивалась в очень разных направлениях. В американской семиотике объектом изучения стали различные невербальные символьные системы, например жесты или языки животных. В Европе, напротив, первоначально главенствовала традиция, восходящая к Соссюру. Семиотику развивали прежде всего лингвисты – Л.Ельмслев, С.О.Карцевский, Н.С.Трубецкой, Р.О.Якобсон и др. – и литературоведы – В.Я.Пропп, Ю.Н.Тынянов, Б.М.Эйхенбаум и др. Лингвистические методы переносились и на другие области. Так, Я.Мукаржовский использовал методы, разработанные в Пражском лингвистическом кружке, для анализа искусства как знакового феномена. Позднее структурные методы для анализа социальных и культурных явлений использовали французские и итальянские структуралисты Р.Барт, А.Греймас, К.Леви-Стросс, У.Эко и др.

В СССР взаимодействовали два основных семиотических центра: в Москве (Вяч.Вс.Иванов, В.Н.Топоров, В.А.Успенский и др.) и Тарту (Ю.М.Лотман, Б.М.Гаспаров и др.). В то же время с большим основанием говорят о единой Московско-Тартуской (или Тартуско-Московской) школе семиотики, объединившей исследователей на основе как содержательных, так и организационных принципов.

Первым крупным семиотическим мероприятием в СССР стал Симпозиум по структурному изучению знаковых систем. Он был организован совместно Институтом славяноведения и балканистики АН СССР и Советом по кибернетике в 1962. В программу симпозиума входили следующие секции: 1) естественный язык как знаковая система; 2) знаковые системы письма и дешифровка; 3) неязыковые системы коммуникации; 4) искусственные языки; 5) моделирующие семиотические системы; 6) искусство как семиотическая система; 7) структурное и математическое изучение литературных произведений. На симпозиуме были сделаны доклады по машинному переводу, лингвистической и логической семиотике, семиотике искусства, мифологии, невербальным системам коммуникации, ритуалу и пр. Первое заседание открыл А.И.Берг. В симпозиуме участвовали П.Г.Богатырев, А.К.Жолковский, А.А.Зализняк, Вяч.Вс.Иванов, Ю.С.Мартемьянов, Т.М.Николаева, Е.В.Падучева, А.М.Пятигорский, И.И.Ревзин, В.Ю.Розенцвейг, Б.В.Сухотин, В.Н.Топоров, Б.А.Успенский, Т.В.Цивьян и др.

В это время возник термин “вторичные моделирующие системы”. Язык понимался как первичная знаковая система, надстроенные же над ним знаковые системы рассматривались как вторичные. Термин был предложен Б.А.Успенским, в частности с целью избежать частого употребления термина “семиотика”, поскольку он вызывал неприятие со стороны официальной идеологии.

В Тарту центром семиотики стала кафедра русской литературы, на которой работали М.Ю.Лотман, З.Г.Минц, И.А.Чернов и др. В 1964 здесь вышел первый сборник Трудов по знаковым системам, и в этом же году состоялась первая Летняя школа по вторичным знаковым системам, объединившая два центра, а также ученых из других городов. В течение десяти лет было проведено пять Летних школ. Школы в 1964, 1966 и 1968 прошли в Кяэрику на спортивной базе Тартуского университета, школы в 1970 и 1974 году – в Тарту, причем последняя официально называлась Всесоюзным симпозиумом по вторичным моделирующим системам. Значительно позднее – в 1986 – состоялась еще одна, последняя школа. Во второй Летней школе (1966) принимал участие Р.О.Якобсон.

В рамках Московско-Тартуской школы семиотики объединились две традиции: московская лингвистическая и ленинградская литературоведческая, поскольку именно к последней принадлежали Ю.М.Лотман и З.Г.Минц.

В основе московской лингвистической традиции лежали методы структурной лингвистики, кибернетики и информатики (в частности, поэтому одним из основных стало понятие вторичной моделирующей системы). Для Ю.М.Лотмана ключевым стало понятие текста (прежде всего художественного), которое он распространил на описание культуры в целом.

Для начального этапа работы Московско-Тартуской школы было характерно чрезвычайное разнообразие охватываемой тематики, при этом было широко представлено исследование “простых” систем: дорожных знаков, карточных игр, гаданий и т.д. Постепенно, однако, интересы членов школы сместились к “сложным” знаковым системам: мифологии, фольклору, литературе и искусству. Основной понятийной категорией, используемой в этих исследованиях, был текст. К семиотическому анализу текстов в самом широком смысле слова относятся, например, исследования основного мифа (Вяч.Вс.Иванов, В.Н.Топоров), фольклорных и авторских текстов (М.И.Лекомцева, Т.М.Николаева, Т.В.Цивьян и др.). Другое направление, связанное с этим понятием, представлено в работах М.Ю.Лотмана. В этом случае речь идет о тексте культуры, а само понятие культуры становится центральным, фактически вытесняя понятие языка.

Культура понимается как знаковая система, по существу являющаяся посредником между человеком и окружающим миром. Она выполняет функцию отбора и структурирования информации о внешнем мире. Соответственно, различные культуры могут по-разному производить такой отбор и структурирование.

В современной российской семиотике преобладает именно эта традиция, однако с активным использованием лингвистических методов. Так, можно говорить о семиотике истории и культуры, основанной на лингвистических принципах (Т.М.Николаева, Ю.С.Степанов, Н.И.Толстой, В.Н.Топоров, Б.А.Успенский и др.).

Особый интерес представляют рефлексия по поводу Московско-Тартуской семиотической школы и осмысление ее как особого культурного и даже семиотического феномена. Основная масса публикаций (в том числе чисто мемуарного характера) приходится на конец 1980-х и 1990-е годы. Среди различных описаний и интерпретаций Московско-Тартуской школы можно выделить статью Б.А.Успенского К проблеме генезиса Тартуско-московской семиотической школы (впервые опубликована в Трудах по знаковым системамв 1987), основные положения которой, по-видимому, общепризнаны. Наиболее же дискуссионной оказалась статья Б.М.Гаспарова Тартуская школа 1960-х годов как семиотический феномен. Она была впервые опубликована в Wiener Slawistischer Almanach в 1989 и вызвала целый ряд откликов. Гаспаров рассматривает школу как целостное явление (он практически не упоминает имен), для которого характерна западническая ориентация, герметизм, эзотеризм и подчеркнутая усложненность языка, утопизм, своего рода внутренняя культурная эмиграция из советского идеологического пространства.

СЕМИОТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ, профессиональные объединения и группировки ученых, в той или иной степени изучающих явления семиотики в разных сферах деятельности. Семиотика – это наука, изучающая строение и функционирование знаковых систем. Сама семиотика как отдельная область науки формировалась в начале второй половины 20 в., но лишь в 1969 в Париже при активном участии Р.Якобсона, Э.Бенвениста и К.Леви-Строса было решено создать Международную организацию семиотических исследований (IASS). Официальным периодическим изданием этой ассоциации стал журнал “Semiotiсa”, а его главным редактором – Т.Себеок. Первым президентом ассоциации стал Э.Бенвенист, а генеральным секретарем – А.Греймас.

В настоящее время в США выходят журналы: “Ars Semiotica. International Journal of American Semiotics”, Philadelphia; “Semiotic Scene. Bulletin of the Semiotic Society of America”, Medford; “The American Journal of Semiotics”, Bloomington ; “Semiotica. Journal of the International Association for Semiotic Studies”, Bloomington. Существует специальный европейский журнал по семиотике: “Semiotics and Mentalities. European Journal for Semiotic Studues”, Wien – Barselona – Budapest – Perpignan. Журналы семиотического направления выходят в Канаде, Бразилии, Эстонии, Италии, Израиле, Германии, Австрии, Норвегии и других странах.

Определение “семиотика” и “семиотический” к концу 20 в. постепенно вытеснило некоторые прежние именования соответствующих областей исследования (такие, как “знаковые системы” или “структурная поэтика”). Как пишет один из основоположников семиотики Ч.Моррис, “отношение семиотики к наукам двоякое: с одной стороны, семиотика – это наука в ряду других наук, а с другой стороны – это инструмент наук”. Как метод семиотика используется практически во всех исследованиях человеческой деятельности. Так, существуют исследования семиотики городской дороги, семиотики гадания, семиотики театрального пространства, семиотики жестов, семиотики туризма, семиотики масок, семиотики часов и зеркал и др. Рассматриваемая как наука, семиотика сопоставима практически со всеми науками о человеке. Например, широко представлены исследования на тему “семиотика и психоанализ”, “семиотика и народная культура”, “семиотика и исследования литературных текстов”, “семиотика и прагматика”, “семиотика и лингвистика”, “семиотика и теория катастроф”, “семиотика и теория прототипов” и др.

Среди “основоположников” семиотики – Ч.С.Пирс, Ф. де Соссюр и Ч.Моррис.

Чарлз Сандерс Пирс (1837–1914) был логиком; его работы по семиотике стали известны уже в 1930-е годы. Пирсу принадлежит разделение семиотических знаков на индексы (знаки непосредственно указывающие на объект), иконы, или иконические знаки (знаки с планом выражения, сходным с феноменом изображаемой действительности) и символы (знаки с планом выражения, не соотносящимся с обозначаемым объектом). Пирс различал экстенсионал, т.е. широту охвата понятия (множества объектов, к которым применимо данное понятие), и интенсионал, т.е. глубину содержания понятия. В анализе предложения им были введены понятия Субъекта, Предиката и Связки; при помощи понятия Связки, играющей важную роль в его теории, Пирс обозначал противопоставление (в современных терминах) предложения и высказывания.

Судьба Фердинанда де Соссюра (1857–1913) сходна с судьбой Пирса – оба жили в одно время, их труды получили признание после смерти. Одно из основных положений семиотической теории Соссюра – трактовка знака как двусторонней психической сущности: понятие + акустический образ. Знак становится таковым, когда он приобретает значимость (valeur) в системе – т.е. когда он занимает определенное место в системе противопоставлений. Второе важное положение в этой теории – идея произвольности, или немотивированности, языкового знака (имеется в виду, что между понятием и акустическим обликом обозначающего его слова нет никакой естественной связи, что доказывается самим фактом существования различных языков, по-разному называющих одни и те же вещи). Соссюр ввел в семиотику (которую он называл “семиологией”) различение синхронии и диахронии, различение langue (языка как системы) и parole (речевой деятельности). Существенным и “лозунговым” на многие поколения явился тезис де Соссюра об автономном существовании языка: “единственным и истинным объектом лингвистики является язык, рассматриваемый в самом себе и для себя”.

Чарльз Уильям Моррис (1901–1978) включил семиотику в энциклопедию знаний в 1938. Признавая, что характерной чертой человеческого интеллекта является порождение знаков, Моррис говорит о том, что семиотика призвана решить задачу унификации наук. Он различает семиотику как совокупность знаков (и науку о них) и процесс, в котором нечто функционирует как знак, – процесс семиозиса. Моррис вводит понятие метазнаков, т.е. знаков, сообщающих о знаках, и разъясняет тот факт, что знаки, указывающие на один и тот же объект, не обязательно имеют те же десигнаты (понятийные совокупности). Не все десигнаты связаны с реальными объектами (денотатами). Моррису принадлежит общепринятое теперь подразделение измерений семиозиса на отношение знаков к их объектам (семантика), на отношение знаков к их пользователям, или интерпретаторам (прагматика) и на отношение знаков друг к другу (синтаксис).

Школы и направления семиотики во второй половине 20 в. можно определять по доминирующему объекту исследования, по территориальному признаку (часто объединяющему сторонников одного метода) и по теоретическому кредо исследователей одной школы. Можно говорить о следующих относительно автономных семиотических направлениях: французская школа семиотики и структурализма; семиотическое направление Умберто Эко; Тартуская семиотическая школа; Московская семиотическая школа; Польская семиотическая школа; школа Рурского университета г.Бохума; семиотические работы российских ученых, не объединенных в группы и направления.

Французская семиотическая школа представлена прежде всего именами Р.Барта, Ф.Солерса, Ю.Кристевой, Ц.Тодорова, Ж.Деррида, Ж.Фая и др., группировавшихся в 1960-е годы вокруг журнала “Tel Quel”. Журнал этот был создан в 1960 Ф.Солерсом и его единомышленниками и сразу заявил о себе как основная трибуна французского литературного авангарда. Просуществовал до 1982, постепенно теряя влияние. Генезис школы определяется сложным сплавом воздействия со стороны теоретиков и практиков так называемого “нового романа”, влияния русских филологов – В.Я.Проппа, М.М.Бахтина, “формальной школы” русского литературоведения и мощной струи философско-психологического плана, представленной такими мыслителями, как Г.Башляр, Ж.Лакан, М.Фуко.

Особое место во французской семиотической школе занимает К.Леви-Строс.

Российское направление семиотики опиралось на большое число ярких и разнообразных предшественников: школу “русских формалистов” (Ю.Н.Тынянов, Б.М.Эйхенбаум, В.Б.Шкловский), Московский лингвистический кружок (Р.О.Якобсон, Г.О.Винокур, А.А.Реформатский и др.), С.О.Карцевского, школу психологов (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия и др.), теоретические работы С.М.Эйзенштейна и т.д.

К началу 1960-х годов в Москве сформировалась группа исследователей, пришедших к семиотике разными путями: от структурной лингвистики и автоматического перевода, от компаративистики, общего языкознания. Часть из них стала сотрудниками сектора структурной типологии Института славяноведения Академии наук СССР, которым с 1960 по 1963 год руководил В.Н.Топоров, с 1963 по 1989 год – В.В.Иванов. Именно они стали идеологами той семиотической ветви, которая впоследствии получила имя Московской семиотической школы. В эту группу вошли сотрудники сектора – А.А.Зализняк, И.И.Ревзин, Т.Н.Молошная, Т.М.Николаева, Т.В.Цивьян, З.М.Волоцкая и др.

В 1962 этой группой был проведен Симпозиум по структурному изучению знаковых систем, на котором рассматривался не только естественный язык, но также семиотические аспекты искусства и литературы, семиотика невербальных знаков коммуникации, математические аспекты стиховедческого анализа и др. После проведения Симпозиума вышел ряд сборников, подготовленных той же группой, где были представлены работы многих семиотиков, в том числе математиков, физиологов и литературоведов. Однако последовавший вскоре разгром этого направления официальными властями заставил семиотиков Москвы принять с благодарностью идею Ю.М.Лотмана о проведении Первой школы по знаковым системам в Кяэрику (Эстония) и о публикации московских работ в Трудах по знаковым системам, издаваемых в Тарту. Хотя вначале группа московских исследователей занималась разными областями приложения семиотической теории, в дальнейшем ее интересы переключились в основном на семиотический анализ художественного текста и мифологии, что было названо “вторичными моделирующими системами” (имеется в виду, что и те и другие строятся на базе языка, который рассматривается как “первичная моделирующая система”). Две основных теоретических позиции – установка на билатеральность знака в художественном тексте, где переклички содержательного плана коррелируют с перекличками в плане выражения, и понимание текста как особым образом структурированного пространства – дали возможность провести ряд новых исследований текста.

В частности, было реконструировано особое ментальное пространство древнего человека, характеризовавшееся неразличением художественного, исторического и интеллектуального. Такой способ видения мира был назван Вяч. Вс. Ивановым и В.Н.Топоровым “мифопоэтическим”. Одним из основных результатов, достигнутых этой школой, следует считать работы по реконструкции так называемого “основного мифа” индоевропейцев, т.е. текста о борьбе антропоморфного героя с зооморфным противником, об измене жены “громовержца”, о потере ею детей, превращенных в хтонических существ или в растения, об испытаниях младшего сына и т.д. Разработанный на славянском и балканском материале (работы Иванова, Топорова, Цивьян и др.), текст мифа прояснил некоторые непонятные места индоевропейской и славяно-балканской мифологии и дал возможность интерпретировать некоторые фразеологизмы и обороты. Особое место занимают работы Топорова по построению так называемого “гипертекста”, надстроенного над совокупностью отдельных произведений (таков “Петербургский текст”, “Текст безвременно погибшего младого певца-юноши”, “Лизин текст” и т.д). Сферу интересов Иванова составили исследования по асимметрии полушарий, по семиотике кино, семиотике культуры. Важный вклад в семиотику сделали Б.А.Успенский, Е.В.Падучева, А.К.Жолковский, Ю.К.Щеглов и др.

Существенно важными для развития семиотики в России были книги Ю.С.Степанова – его собственная монография Семиотика, а также опубликованная в 1983 с его составлением, редактированием и вступительной статьей книга-антология, в которой русский читатель мог познакомиться с идеями Ч.С.Пирса, Ч.Морриса и др.

Широко известна Тартуская школа, которую возглавлял Ю.М.Лотман. Важным моментом в творческой биографии Лотмана было знакомство в начале 1960-х годов с кругом московских семиотиков (В.Н.Топоров, Вяч. Вс. Иванов, И.И.Ревзин и др.). Комплекс новых идей начала 1960-х годов – кибернетика, структурализм, машинный перевод, искусственный интеллект, бинаризм в культурологическом описании и др., привлек Лотмана и заставил его пересмотреть марксистскую ориентацию.

В 1964 в Кяэрику (Эстония) под руководством Лотмана была организована Первая летняя школа по изучению знаковых систем. Эти школы затем собирались каждые два года до 1970. Сближение Москвы и Тарту воплотилось в создании серии Трудов по знаковым системам, издававшейся в Тарту (в 1998 вышел 26-й выпуск), долго существовавшей в качестве единственной свободной трибуны новых семиотических идей.

Большую роль в развитии европейской семиотики сыграла польская семиотическая школа (М.-Р.Майенова, Е.Фарино, Ст.Жулкевский, Е.Пельц, А.Богуславский и др.), развивавшаяся в середине 20 в. Семиотика понималась здесь как структурная и формализованная поэтика (особенно в специальном секторе, созданном в Польской Академии наук, в Институте литературных исследований, которым руководила М.-Р.Майенова). Значительное влияние на школу оказали работы Д.Чижевского, Р.Якобсона и представителей структурализма в “соседнем” чешском литературоведении – Я.Мукаржовского и И.Левого. Переход польской структурной поэтики к собственно семиотике начался в 1960 с конференций в Польше по вопросам поэтики под руководством М.-Р.Майеновой; начиная с середины 1960-х годов в Польше проходили семиотические симпозиумы. В 1968 в Варшаве прошел Конгресс по семиотике, результатом которого явилось создание Международного семиотического общества.

В особую группу можно выделить немецких семиотиков, связанных с Рурским университетом г. Бохума (В.Кох, У.Фигге, К.Аймермахер, М.Флейшер, В.Айсман, П.Гжибек; последние два работают в г.Грац, Австрия). Эта группа издает работы теоретического и культурологического характера.

ЛИТЕРАТУРА

Труды по знаковым системам, вып. 1–26. – Ученые записки Тартуского университета. Тарту, 1964–1996 
Иванов Вяч. Вс., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М., 1965 
Степанов Ю.С. Семиотика. М., 1971 
Семиотика и искусствометрия. М., 1972 
Иванов Вяч. Вс., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974 
Структурализм: за и против”. Сборник переводов. М., 1975 
Тодоров Ц. Поэтика. – В кн.: Структурализм “за” и “против”. М., 1975 
Иванов Вяч. Вс. Очерки по истории семиотики в СССР. М., 1976 
Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. – В кн.: Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М., 1977 
Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977 
Бремон К. Структурное изучение повествовательных текстов В.Проппа. – В кн.: Семиотика. М., 1983 
Греймас А.Ж. и Курте Ж. Семиотика. Объяснительный словарь теории языка. – В кн.: Семиотика. М., 1983 
Моррис Ч.У. Основания теории знаков. – В кн.: Семиотика. М., 1983 
Семиотика. Составление, вступительная статья и общая редакция Ю.С.Степанова. М., 1983 
Текст: семантика и структура. М., 1983 
Тодоров Ц. Семиотика литературы. – В кн.: Семиотика М., 1983 
Топоров В.Н. Пространство и текст. – В кн.: Текст: семантика и структура. М., 1983 
Исследования по теории текста. М., 1987 
Топоров В.Н. Древнегреческое sem- и др. (знаковое пространство, знак, мотивировка обозначения знака; заметки к теме). – В кн.: Балканские древности. Балканские чтения 1. Материалы по итогам симпозиума. М., 1991 
Жак Деррида в Москве: деконструкция путешествия. М., 1993 
Топоров В.Н. Эней – человек судьбы. М., 1993 
Барт Р. S/Z. М., 1994 
Топоров В.Н. “Бедная Лиза Карамзина. Опыт прочтения. М., 1995 
Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. Избранное. М., 1995 
Из работ Московского семиотического круга. Составление и вступительная статья Т.М.Николаевой. М., 1997 
Аймермахер К. Знак. Текст. Культура. М., 1998 
Иванов Вяч. Вс. Очерки по предыстории и истории семиотики. – В кн.: Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры, т. 1. М., 1998 
Московско-тартуская семиотическая школа. История, воспоминания, размышления. М., 1998 
Почепцов Г.Г. История русской семиотики. М., 1998 
Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб, 1998 
Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры, т. 1, 1998; т. 2, 1999

http://philologos.narod.ru/semiotics/semiotics.htm

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
У Моисеев В.И., 1999 Семиотика – это наука о знаках и знаковых системах. Знаковые системы – это например, языки, системы дорожных знаков на дороге, награды, вручаемые героям в какой-нибудь стране, математические формулы, и т.д. Основу любой знаковой системы составляет знак. Знаком может быть вообще все что-угодно, например, мох на какой-то стороне дерева может быть знаком направления на север, морщины на лбу могут быть знаком плохого настроения, слово “мама”, написанное на доске, - это знак мамы, моей или вашей, и т.д. Как же тогда определить знак, что же делает какую-то вещь знаком, если знаком может быть в конце концов все что-угодно? Общее во всех знаках не то, как они выглядят, - здесь огромное разнообразие, - а то, что делают знаки, какую функцию они выполняют. Как например совершенно разные люди могут делать одно дело, например, читать стихотворение Пушкина “У лукоморья дуб зеленый…”, и тогда общее между этими людьми будет состоять именно в том, что они все будут читать это стихотворение, так и все знаки делают одно дело, хотя все эти знаки могут быть во всем остальном очень разными. То общее дело, или та общая функция, которую выполняют все знаки, - это обозначение чего-то. Например, слово “мама” обозначает маму, дорожный знак “stop” обозначает приказ остановиться, медаль на груди человека обозначает признание государством каких-то заслуг этого человека, и т.д. Все знаки что-то обозначают, и, кроме того, то, что обозначает знак, отличается от самого знака, например, слово “мама” отличается от мамы, знак “stop” отличается от приказа остановиться, медаль отличается от признания поступка, которое она обозначает, и т.д. Если знак обозначает сам себя, то это уже не знак, - это просто предмет. То, что обозначается знаком, называется по-разному – “смысл”, “значение”, “содержание” знака. Мы будем здесь использовать термин “содержание” для того, что обозначает знак. Кроме того, каждый знак имеет форму, например, форма знака “мама” - это слово русского языка “мама”, форма знака “stop” - это, например, железный круг на столбе и на круге написано латинскими буквами слово “stop”, и т.д. Сам знак – это и не только форма, и не только содержание, это и то и другое, это единство формы и содержания. Знак изменится, если изменится хотя бы что-то одно в знаке – либо форма, либо содержание, либо и то, и другое. Итак, знак – это пара “форма-содержание”. Форма должна отличаться от содержания, чтобы знак был настоящим знаком. Знаки с одним содержанием и разной формой – это синонимы, знаки с разными содержаниями и одной формой – это омонимы. Таким образом, содержания и знаки могут быть связаны друг с другом тоже по-разному. Наука стремится создать такой строгий язык, чтобы там разным формам знаков соответствовали разные содержания (не было бы синонимов), разным содержаниям соответствовали разные формы (не было бы омонимов). Такие знаки, где за каждой формой зафиксировано свое единственное содержание, называются терминами. Слова обычного языка никогда не бывают терминами. Например, когда два человека говорят одно слово “стол”, то каждый представляет немного свое содержание. Один человек вспомнит стол, который стоит дома, другой человек подумает о столе на работе, и т.д. Это не значит конечно, что в содержаниях знака “стол” у этих двух людей все будет совершенно разное, но в то же время эти содержания никогда не будут и совершенно одинаковые. Как же тогда люди могут понимать друг друга, используя например слово “стол”? Дело в том, что, несмотря на различия в содержаниях этого знака у разных людей, одновременно в этих содержаниях может быть и много общего, и люди могут использовать знаки только в меру этого общего, пытаясь понять друг друга. Например, во всех столах есть так называемые “существенные признаки” - это такие признаки стола, с исчезновением которых исчезнет сам стол. Стол не исчезнет, если в нем изменится цвет и форма, так как есть столы совершенно различных цветов и форм. Могут быть столы с четырьмя, тремя, одной ножкой, могут быть столы вообще без ножек, так что число и виды ножек тоже не относятся к существенным признакам стола. Существенные признаки стола – это признаки, которые есть у любых столов и только у них. В конце концов это должна быть какая-то опора и часть плоской поверхности, но и этого мало. Нужно также, чтобы мы рассматривали этот предмет “как стол”, т.е. как средство расположения предметов на некотором участке плоскости в некотором возвышении от пола или земли, что облегчает нам – как прямоходящим существам – деятельность с этими предметами (ведь тем людям, которые изобрели столы и пользуются ими, труднее делать какое-то дело на полу, чем на столе). Существенные признаки того предмета, который обозначается знаком, - это часть содержания знака. Когда человек использует слово “стол”, то он вместе с существенными признаками стола может мыслить и образ какого-то индивидуального стола. Такой образ также отностится к содержанию знака и обычно называется “представлением”, т.е. содержание обычно богаче только существенных признаков. Существенные признаки как часть содержания знака – это то, что обычно называется “смыслом” того предмета, который обозначается знаком, а сам этот предмет так и можно называть – “предмет”. Итак, содержание знака оказывается состоящим из нескольких основных элементов. Это: 1)предмет, обозначаемый знаком, например, стол для слова “стол”, 2)смысл предмета как существенные признаки предмета, например, существенные признаки стола, 3)представление предмета как различные индивидуальные особенности содержания знака, например, индивидуальный образ стола при использовании тем или иным человеком слова “стол”. Попробуйте потренироваться и выделить указанные элементы содержания в таких видах знаков, как дорожный знак “stop”, медаль “За отвагу”, мох на северной стороне дерева как знак направления на север. Заметим, что предмет в содержании слова “стол”, - это не какой-то отдельный стол, это стол-вообще, обладающий только существенными признаками стола. Такого стола мы нигде в конкретной нашей жизни не увидим, мы всегда видим какие-то отдельные и конкретные столы. Отдельный индивидуальный стол может стать через свой образ частью представления стола в содержании слова “стол”, но он не является предметом в этом содержании. Чтобы знак возник, нужно, чтобы была способность за вещью видеть не ее саму, а что-то другое. Это способность воспринимать вещь не как вещь, а как знак, т.е. как информацию о чем-то, не совпадающем с этой вещью. Для такой способности нужно обладать возможностью представить то, чего в данный момент нет. Такую способность можно называть воображением. Обычно мы считаем, что воображением обладает только сознание или психика, а материя обладать воображением не может. Так ли это? Когда мы нечто воображаем, например содержание слова “роза”, то мы вызываем в нашем сознании розу как предмет, смысл розы и какое-то конкретное представление розы, например, воображаем какой-нибудь чувственный образ розы, ее запах, и т.д. Роза появляется в нашем воображении как образование нашего сознания, но реально она от этого еще не начинает существовать. В то же время наше воображение – это тоже некоторый вид существования, хотя и не такой сильный, как реальная роза. Воображение розы – это некоторое слабое существование розы, или: потенциальное ее существование. Все, что существует в сознании, существует не так сильно как вещи, - это существование слабое, потенциальное, но все-таки тоже существование. Такие слабые виды существования в воображении мы будем называть виртуальной реальностью. Итак, сознание и воображение даны нам как некоторая виртуальная реальность. Это реальность промежуточная – она не такая сильная, как существование материальных вещей, но это все-же и некоторая реальность, не совершенная пустота. Например, когда идея в голове ученого реализуется в виде какой-нибудь новой машины, здания, технологии, то в этом случае виртуальная реальность сознания превращается в сильную материальную реальность, как бы усиливается материей, своим воплощением в ней. Следовательно, виртуальная реальность может усиливаться, превращаться в материальную реальность, влиять на нее, проявляя свою собственную активность. С другой стороны, и всякая материя всегда сопровождается собственной виртуальной реальностью. Например, ни одна материальная вещь никогда сразу не проявляет все свои свойства, - в одной ситуации в вещи реализуются одни свойства, в другой – другие, и так можно до бесконечности выявлять в вещи все новые и новые ее свойства. Но куда деваются непроявленные свойства вещи в тот момент, когда проявлены другие свойства вещи? Например, при комнатной температуре вода находится в жидком состоянии, при температуре ниже нуля она превращается в лед, при 100 градусах и выше вода превращается в пар. Куда же делись свойства воды как льда и как пара в тот момент, когда вода находится в жидком состоянии? Эти свойства не исчезли в воде, они содержатся в ней потенциально, они в данный момент находятся в виртуальной реальности, т.е. в состоянии слабого, потенциального, существования, и в любой момент могут выйти из этого состояния и начать свое реальное существование. Таким образом, вода никогда полностью не вмещается в границы сильного, реального, существования – часть ее свойств существует сильно, а часть свойств потенциализирована. Если реализовать ранее потенциальные свойства, то потенциализируются те свойства, которые ранее были реальны. Так мы будем только перебирать по отношению к реальности наборы свойств воды, но никогда все эти наборы свойств не смогут одновременно реализоваться. Словно мы вынуждены будем рассматривать свойства воды как большую картину через маленькое отверстие, - посмотрев на одну часть картины, мы закроем другую ее часть, и наоборот. Таким образом, вся вода в целом, в единстве всех своих свойств, - это объект, охватывающий собой сильную и виртуальную реальность в их единстве. И это верно по отношению к любой материальной вещи и процессу. Вещь в единстве своих реальных и виртуальных свойств мы будем называть объектом, вещь как только проявленные реальные свойства будем называть реализацией, а вещь как ее виртуальные свойства будем называть потенциалом. Далее, представим себе взаимодействие двух материальных тел, например, столкновение двух бильярдных шаров. В результате этого столкновения каждый из шаров меняет характер своего движения, т.е. каждый из них после столкновения проявляет себя в реализации иначе, чем это было до столкновения. Следовательно, в шарах изменяются и сотношения их реализаций и потенциалов. Если опять использовать аналогию с картиной, то каждый шар – это всегда некоторое отверстие, через которую видна часть картины, и не видны (или слабо видны) остальные части. До столкновения отверстия находились в одном месте, после столкновения они сместились у обоих шаров. Таким образом, взаимодействие двух бильярдных шаров привело к изменению их реализаций, т.е. затронуло взаимоотношение виртуального и реального в существовании шаров. Это не могло бы произойти, если бы шары взаимодействовали на уровне только своих реализаций. Следовательно, шары провзаимодействовали не только на уровне своих реализаций, но и на уровне своих потенциалов. Можно еще сказать и так, что шары провзаимодействовали как два целостных объекта, целостность каждого из которых объединяет в себе реальные и виртуальные свойства объекта. Следовательно, в момент взаимодействия один шар влиял на другой не только на уровне своей реализации, но и на уровне своего потенциала, своих виртуальных свойств, - как один целостный объект на другой целостный объект. Тогда и влияние одного шара на другой может быть разделено на актуальное и виртуальное влияние. Один шар не только актуально взаимодействует с другим шаром в плане своих реализаций, но одновременно один шар как-то соотносится со всеми остальными, виртуальными, определениями второго шара, относясь к нему как к единому объекту. Но эти виртуальные свойства другого шара и даны могут быть только виртуально первому шару. Это напоминает способ, каким в нашем сознании передается содержание знака в форме знака. Форма знака реальна, а содержание знака виртуально. Подобно этому, и в случае столкновения двух шаров один шар дан другому в своей реализации актуально, а во всей своей целостности – виртуально. С этой точки зрения во всяком материальном взаимодействии может быть выделен некоторый природный знаково-информационный процесс, формой которого выступает взаимодействие реализаций объектов, а содержанием – взаимоотношение объектов как единства своих реализаций и потенциалов. Один объект не только материально влияет на другой, но и сообщает о себе в целом через это влияние как знак. Посредством реализаций объектов как знаковых форм протекают взаимовлияния объектов в целом. Это позволяет нам говорить о некоторой способности природного воображения в объектах, через которое один объект в целом может соотнестись с другим объектом в целом. Конечно, это природное воображение сильно отличается от воображения человека, но оба эти воображения объединяет по крайней мере одно – они оба принадлежат к сфере виртуальной реальности. Природное воображение не является сознательным, это бессознательное и даже допсихическое движение виртуальной реальности. Здесь конечно и знаков настоящих нет, но в природном воображении есть способность использовать одно как представление другого, что очень напоминает знак и может быть названо предзнаком. В рассматриваемом нами случае предзнак – это представление одного объекта другому объекту через реализацию первого объекта. Здесь реализация является формой предзнака, а сам объект – содержанием предзнака. Взаимодействуя в своих реализациях, объекты одновременно представляются друг другу как целостные объекты, но такое представление уже выходит за рамки только реализаций объектов. Оно захватывает потенциалы объектов, существующие в виртуальной реальности. Здесь можно использовать такой графический образ. Материальные взаимодействия в природе всегда сопровождаются информационными процессами, позволяющими одному объекту вступать в отношения с другим объектом. Таким образом, можно говорить о своего рода предъязыке природных процессов, позволяющем объектам “узнавать” друг друга через свои реализации. Если человек видит звездное небо над головой и воспринимает его как знак величия и красоты Природы, то нельзя говорить, что такая знаковость звездного неба – это нечто только в нашем сознании, не имеющее никакого отношения к объективным процессам в физическом мире. Каждый объект в природе объединяет в себе не только свои реализацию и потенциал, но каждый объект – это еще и часть каких-то систем и одновременно система собственных элементов. Все эти определения объекта также входят в объект, хотя и более виртуально, чем существование самого объекта. Поэтому потенциал любого объекта в той или иной мере включает в себя все иные объекты и их отношения. С этой точки зрения любой объект может быть рассмотрен как предзнак других объектов и в конечном итоге – мира в целом. Потенциал объекта может быть разделен на две части: 1)внутренний потенциал объекта – это свойства объекта, находящиеся в виртуальной реальности в данный момент, 2)внешний потенциал объекта – это другие объекты, виртуально присутствующие в данном объекте, т.к. объект всегда находится в отношениях со всеми объектами в мире. Выступая как единство своих реализации и потенциала, объект объединяет в себе оба вида потенциала – и внутренний и внешний потенциал. Единство реализации объекта и его внутреннего потенциала – это независимый объект, рассматриваемый относительно независимо от всех остальных объектов в мире. Единство реализации, внутреннего и внешнего потенциала образуют зависимый объект, т.е. объект, взятый в единстве со всеми другими объектами в мире. Соответственно, возникают и две природные знаковые ситуации, в которых участвует любой объект, - это: 1)предзнак как единство реализации (форма) и независимого объекта (содержание) – внутренний природный знак (внутренний предзнак), 2)предзнак как единство независимого объекта (форма) и зависимого объекта (содержание) – внешний природный знак (внешний предзнак). В последнем случае объект выступает как предзнак Природы вообще. Конечно, когда мы рассматриваем звездное небо как знак величия Природы, то мы используем здесь сознательное воображение и образуем настоящий знак. В самой неживой Природе нет настоящих знаков, как нет и настоящего сознательного воображения. Но многие поспешили сделать отсюда вывод, что в природе вообще нет никакой знаковости и никакого воображения. Это тоже крайность. В природе есть природное воображение и есть предзнаки. Это промежуточное состояние по отношению к крайним позициям перенесения на живую Природу свойств человека, в том числе и способности действовать со знаками, и полного отрицания в неживой Природе всякой знаковости. В Природе нет настоящих знаков, но в Природе есть предзнаки и природное воображение. Природное воображение дано в природных формах виртуальной реальности, в виде потенциалов объектов. Предзнаки даны как представленности в реализации независимого объекта (внутренний предзнак) и в независимом объекте зависимого объекта (внешний предзнак). Системы объектов образуют в этом случае системы предзнаков, взаимодействия объектов сопровождаются функционированием предзнаков – так возникают предъязыки Природы: движения предзнаков в природных процессах. Такие предъязыки можно еще называть природными языками или языками Природы, не забывая, что слово “язык” используется здесь в смысле предъязыка. Например, можно говорить о предъязыках цвета, звука, предъязыке форм и движений, и т.д. Сегодня наука хорошо себе представляет, что различные природные процессы подчиняются различным законам, например, падение камня подчиняется законам гравитации, движение электрона в электромагнитном поле подчиняется законам электромагнетизма, и т.д. Но что это значит “подчиняться закону”? Сам закон, например, второй закон Ньютона о пропорциональности механической силы ускорению, не является материальным объектом. Любой закон природы – это отношение материальных объектов, никогда во всей своей полноте не присутствующее ни в одном конкретном материальном процессе. Когда камень падает под действием силы тяжести, то в этом падении реализуется второй закон Ньютона, но сам закон – это нечто большее, чем данное, конкретное падение камня. Закон – это то универсальное и необходимое, что присутствует в бесконечном разнообразии какого-то класса природных процессов. Хотя закон и исполняется в том или ином из этих конкретных процессов, но никогда закон не может быть сведен только к своему исполнению. Таким образом, природные законы, с одной стороны, реальны, а, с другой стороны, в конкретных природных процессах мы никогда непосредственно самих законов не видим, мы можем наблюдать только исполнения, реализации этих законов. Здесь мы имеем ситуацию, очень напоминающую отношение реализации и потенциала в объекте. Как и объекты в целом, законы природы принадлежат одновременно актуальной и виртуальной реальности. Законы природы принадлежат виртуальной реальности, если эти законы рассматривать в их чистоте, независимо от их реализаций (такую форму существования закона можно, по аналогии с потенциалом объекта, называть “потенциалом закона”). Когда же закон исполняется в том или ином конкретном природном процессе, то закон начинает существовать как образование актуальной реальности, как “реализация закона”. Итак, закон природы объединяет в себе свои потенциал и реализацию. В конкретных природных процессах законы проявляются только как свои реализации, но одновременно законы существуют и как необходимые и всеобщие правила “природной игры” - как потенциалы законов. Если бы в эксперименте или наблюдении ученый мог непосредственно наблюдать природный закон в его чистоте, то законы природы не надо было бы открывать, для этого не нужно было бы никакого искусства, - достаточно было бы просто воспринять закон нашими органами чувств. Однако, сложность научного познания как раз в том и состоит, что законы природы непосредственно органами чувств воспринять нельзя, можно воспринять только реализации, исполнения законов в тех или иных конкретных случаях. Реализации законов не совпадают с потенциалами законов, т.е. с законами в их чистоте и всеобщности. Реализации законов – это природные знаки потенциалов законов, и точно так же, как Шампольон бился над расшифровкой древнеегипетских иероглифов, пытаясь прочесть язык древних египтян, так же и ученому нужно еще расшифровать реализацию закона как знак закона в его чистоте. Даже в простейшем случае, когда в лабораторном опыте мы измеряем величины силы тока (I) и напряжения (U) для проводника с одним и тем же сопротивлением (R), мы никогда не увидим точную обратную пропорциональность между I и U, как это описано в формуле для закона Ома, и, если мы не знаем заранее, что такая зависимость есть, то нужно еще догадаться, что полученный набор величин – это реализация гиперболы, выражающей точную формулировку закона Ома (потенциал этого закона). Объекты реализуют в своем движении потенциалы законов, но эта ситуация является частным случаем еще более общего природного семиотического процесса. Объекты реализуют в своем движении и существовании разного рода математические структуры. Например, конкретное физическое пространство реализует собою некоторую идеальную структуру пространства, химические элементы реализуют в своей организации структуру Периодической системы, открытой Д.И.Менделеевым, процессы в квантовой механике могут быть представлены как физические реализации процессов в бесконечномерном функциональном пространстве, и т.д. Язык современной точной науки – это язык математики, а математика – это наука о структурах. Структура – это, например, множество натуральных чисел вместе с операциями и отношениями на нем, множество векторов в трехмерном пространстве. В простейшем случае структура – это 1)множество некоторых элементов (например, натуральных чисел 1,2,3,…), 2)множество операций, заданных на этом множестве (например, операции сложения и умножения на натуральных числах), 3)множество свойств и отношений, также заданных на множестве элементов (например, свойство “быть четным числом”, отношения равенства и “быть меньше” на натуральных числах). Математика исследует различные структуры и строит теории об этих структурах – вводит понятия и их определения, аксиомы, доказывает теоремы. Теории о структурах строятся с использованием специальных символических языков и строгих логических рассуждений (логических доказательств). Структуры в чистом виде нигде нельзя наблюдать через наши органы чувств, например, нигде нельзя увидеть числа “два” или “три”, мы всегда видим какие-то конкретные два или три предмета, например, два яблока, три дерева, и т.д. В то же время нельзя сказать, что число “два” не имеет никакого отношения к двум яблокам. Например, если мы к числу “два” прибавим число “три”, то получим число “пять” – и все это происходит пока только в рамках чистой математической структуры. Но оказывается, что если к двум яблокам прибавить три яблока, то также получится пять яблок. Таким образом, число яблок подчиняется тем же законам, что и числа вообще, - это законы структуры. Итак, число яблок – это в какой-то мере и просто число, и в этом смысле можно изучать различные числа предметов, изучая число вообще. Математическая структура может реализовывать себя в чувственном мире, который мы наблюдаем через наши органы чувств. Реализация структуры – это уже как бы частный случай структуры, когда элементы структуры даны в виде конкретных наблюдаемых предметов. Но операции, свойства и отношения остаются в этом случае теми же, что и в математической структуре. Таким образом, реализации структур – это природные знаки структур в их чистоте (“потенциалов структур”), а сами потенциалы структур принадлежат виртуальной природной реальности. Реализации законов как природные знаки потенциалов законов можно называть номологическим предзнаками (от “номос” - закон), реализации структур как природные знаки потенциалов структур можно обозначать как структурные предзнаки. Некоторые философы говорят, что законы и структуры реально не существуют в природе, это удобные фикции, помогающие нам познавать мир. Но тогда непонятно, а с чем связано это удобство, если мы имеем дело только с фикциями, не имеющими никакого отношения к реальности. Другие философы полагают, что законы и структуры существуют в природе точно так же, как наблюдаемые вещи и процессы. Однако, как уже говорилось выше, мы нигде не можем непосредственно наблюдать закона в его чистоте или структуры в ее чистоте, мы всегда имеем дело только с реализациями законов и структур, в той или иной степени отличающихся от самих законов и структур. Избегая крайностей обоих философских направлений, мы утверждаем, что в природе есть два способа существования – актуальное и виртуальное, и потенциалы объектов, структур и законов существуют в природе, но существуют виртуально, не так, как их реализации, существующие в актуальной реальности. В этом случае природное событие в целом (объект, структура или закон) существует как природный знак (предзнак), формой которого является реализация события, содержанием – потенциал события (объекта, структуры, закона). Наконец, к проблеме языков Природы можно подойти и с точки зрения цели природного процесса. В науке и философии издавна существовал спор – есть или нет цели в природе? В античности и Средние века считалось, что природные процессы обладают целью, затем стали отрицать наличие цели в природе, в последнее же время в физике вновь наметилась тенденция в той или иной степени рассматривать возможность целесообразности природных процессов. Наиболее ярким выражением этой тенденции является так называемый “антропный принцип” в современной физике. Современная астрофизика использует сегодня методы, позволяющие строить различные модели Вселенной. Каждая такая модель предполагает, в частности, возможность задания различных значений фундаментальных констант – таких, как постоянная скорости света, постоянная Планка, и т.д. С этой точки зрения каждая возможная Вселенная может быть охарактеризована как тот или иной конкретный набор значений фундаментальных констант, т.е как точка в некотором пространстве значений этих констант. Наша Вселенная оказывается одной из бесконечного числа точек в этом пространстве, и возникает естественный вопрос, а почему реализовалась именно такая возможность, а не какая-то другая? “Антропный принцип” и является возможным ответом на этот вопрос, он высказывает предположение, что при всех других значениях фундаментальных констант возникли бы условия, несовместимые с возможностью возникновения жизни и человека в такой Вселенной. Таким образом, предполагается, что не только условия возникновения Вселенной определили свойства человека, но и наоборот, свойства человека определили выбор из всех возможных Вселенных именно той, в которой мы сегодня проживаем. Тогда получается, что свойства и законы нашей Вселенной сначала были подчинены цели возникновения человека, а потом уже заставили считаться с собою возникших в этой Вселенной людей. В этом случае все природные объекты и процессы несут в себе некоторое соответствие, предрасположенность по отношению к природе человека. Но тогда такое соответствие должно проявляться во всяком природном событии. Если, например, человек видит красивые горы и его охватывают различные переживания при их созерцании, то в некоторой степени эти переживания являются результатом не только субъективной психики отдельного человека, но и результатом того, что эти горы существуют в такой Вселенной, которая наиболее близка из всех возможных природе человека, и, в частности, в ней существуют такие горы, которые тогда тоже наиболее близки природе человека из всех возможных гор во всех иных возможных Вселенных. По-видимому, по поводу таких гор человеку легче почувствовать соответствие своей природе, и, возможно, именно такое соответствие на примере гор становится одной из составляющих общего переживания человека при виде красивых гор. С этой точки зрения в горах как бы есть некоторое “человекоподобие”, являющееся природной основой испытываемых человеком переживаний по поводу красивых гор. Является ли тогда это переживание человека полностью субъективным, или в нем есть нечто, идущее именно от свойства “человекоподобия” природного объекта, что присуще и самому природному объекту, выражает его собственное природное свойство? Если мы принимаем принциа антропности, то ответ в этом случае кажется очевидным. Таким образом, если Вселенная антропна, или “человекоподобна”, то всякое природное событие приобретает еще одно знаковое содержание – оно становится “следом человека”, и мы возвращаемся к утверждению древнего философа Протагора о том, что “человек есть мера всех вещей – существующих, как они существуют, и несуществующих, как они не существуют”. Именно “мера человека”, согласно антропному принципу, привела к существованию нашей Вселенной – как соразмерной этой мере, и одновременно запретила существовать иным Вселенным, несоразмерным с “мерой человека”. Следовательно, в такой Вселенной всякое природное событие – это природный знак (предзнак) “меры человека”, антропный предзнак. Итак, природных знаков множество – это: 1)объектный предзнак, представляющий в реализации объекта его потенциал или объект в целом. Объектный предзнак можно разделить на внутренний и внешний объектные предзнаки. 2)номологический предзнак, выражающий в реализации (исполнении) закона потенциал закона. 3)структурный предзнак, выражающий в реализации структуры ее потенциал. 4)антропный предзнак – представление в природном событии свойства “человекоподобия” этого события, принадлежащего антропной Вселенной. Как организованы языки Природы, можно ли их понять и “заговорить” на этих языках? Во-первых, следует сказать несколько слов об организации всякого языка. В языке выделяется алфавит – как множество букв языка, т.е таких объектов, которые не делятся в языке на еще более мелкие части, представляют из себя как бы языковые атомы. На основе элементов алфавита как слов нулевого порядка (0-слов) по некоторым правилам строятся комбинации букв как слова 1-го порядка (1-слова) языка. Из 1-слов также по некоторым правилам строятся слова 2-го порядка языка (2-слова), и т.д. Например, в русском письменном языке буквы – это буквы русского алфавита, запятые, точки, скобки, тире, дефисы, двоеточия, многоточия, и т.д. Из этих букв строятся отдельные 1-слова, например, “ботинок”, “физика”, “кто-то”, и т.д. Одно из правил построения 1-слов в русском письменном языке состоит в том, что буквы ставятся друг за другом в линию и слева направо. 2-слова в русском письменном языке – это предложения, 3-слова – это тексты. Таким образом, язык образуется как множество k-слов, где k=0,1,2,… Возможно, что k конечно. Слова языка – это знаки, и каждое слово имеет форму и содержание. Правила построения форм слов называются синтаксисом языка, правила определения содержания слов называются семантикой языка (не путайте с “семиотикой” - названием науки о знаках и знаковых системах). Под грамматикой языка можно понимать правила определения слов языка, предполагающие обращение и к синтаксису, и к семантике языка. Например, определение глагола и существительного в русском письменном языке предполагает учета формы (синтаксиса) слова и его содержания (семантики). Структура языков природы отражается в языках тех наук, которые исследуют природу, например, в языках физики, химии, биологии. Ученые пытаются понять различные языки Природы и наиболее адекватно отразить их в научных языках. Наиболее развито представлены в языках научных теорий такие предзнаки как структурый и номологический предзнак. Наиболее развитое выражение научный язык получает в форме научной теории. Развитая научная теория, например, фундаментальные теории в физике, - это очень сложная знаковая система. Она обычно имеет свой математический аппарат и более-менее специализированный язык. Научная теория использует специальный алфавит, на основе которого строятся слова языка научной теории. Например, формулы физики – это слова некоторого специального языка этой теории, использующего математические символы. Законы природы отражаются в виде формул научного языка. Кроме того, у каждого научного языка есть своя семантика, т.е. содержание знаков этого языка. Чаще всего в качестве семантики языков научных теорий выступают разного рода модели природных процессов, описываемые различными математическими структурами. Таким образом, научные теории во многом работают со структурными и номологическими природными знаками. Фундаментальной структурой, лежащей в основании всех остальных математических структур, является структура на множестве натуральных чисел 1,2,3,… Важность этой структуры была выражена немецким математиком Кронекером в следующих словах: “Господь Бог создал натуральные числа, все остальное – дело рук человека”. В Древней Греции существовала философская школа, основанная Пифагором, которая считала, что миром правят числа, и в первую очередь это должно относиться к первым десяти натуральным числам. Все остальное есть те или иные сочетания и преобразования этих главных чисел. Таким образом, многие философы и ученые, как в древности, так и сейчас, полагают, что в основе природных процессов лежит некоторая фундаментальная структура и фундаментальные законы, образующая все остальные структуры и процессы. Близкие к этому идеи мы можем найти в китайской философии. С древних времен китайские философы выделяли в мире два великих начала, правящие миром, в том числе и миром Природы. Эти два начала они называли “ЯН” и “ИНЬ”. ЯН – это начало активности и избытка, начало положительное (как “плюс” в электричестве) и беспокойное. ИНЬ – это, наоборот, начало пассивности и недостатка, начало отрицательное (как “минус” в электричестве) и покоящееся. Эти начала могут проявлять себя в самых различных качествах, процессах и состояниях (см. таблицу). ЯН ИНЬ Свет Тьма Возвышенность Низменность Динамика Статика Сила Слабость Ясность ума Рассеянность Хорошая память Забывчивость Способность вспомнить Способность запоминать Точность Неясность мыслей Живость ума Серъезность Удовольствие Неудовольствие Шумливость Состояние покоя Радость Печаль Возмущение Самообладание Активность Пассивность Агрессивность Способность к восприятию Способность творить Консерватизм Беззаботность Осторожность Мужское Женское Выпуклое Вогнутое Лицевая сторона Тыльная сторона Чистота Нечистота Тепло Холод День Ночь Лето Зима Небо Земля Горы Долины Высокие тона в музыке Низкие тона в музыке Сильные, долгие звуки Слабые, короткие звуки Области неба с большой концентрацией звезд Области неба с малой Концентрацией звезд Суша Океан Утро Вечер Будем обозначать ЯН через 1, ИНЬ – через 0. Китайская философия утверждает, что из начал ЯН и ИНЬ состоит все. Эти начала могут образовывать разные комбинации между собой. Например, для двух вариантов мы получим четыре комбинации: 11 (ЯН-ЯН), 10 (ЯН-ИНЬ), 01 (ИНЬ-ЯН) и 00 (ИНЬ-ИНЬ). Для трех вариантов получим уже восемь комбинаций: 111, 110, 101, 100, 011, 010, 001, 000. Продолжая так и далее, мы можем получать все новые комбинации ЯН и ИНЬ, число которых будет стремиться к бесконечности. Китайская философия утверждает, что любое событие, процесс или вещь соответствует какой-то комбинации ЯН и ИНЬ – так образуется качественное разнообразие в мире. Здесь мы имеем дело с некоторым языком. Все, что есть, - это знаки этого языка. Например, летом, под вечер, мужчина сидит в долине. Лето – это ЯН (1), вечер – это ИНЬ (0), мужчина – это ЯН (1), долина – это ИНЬ (0). Описанное событие оказывается некоторой комбинацией ЯН и ИНЬ, например, 1010, или 1100, или еще какой-то (определить эту комбинацию в каждом конкретном случае очень трудно, для этого нужна большая мудрость). Таким образом, событие в данном случае становится знаком. Форма этого знака – само событие, содержание этого знака – та комбинация ЯН и ИНЬ, которая соответствует этому событию. Мужчина не просто сидит летом, под вечер, в долине, это событие теперь становится знаком определенного сочетания начал ЯН и ИНЬ. Все события, состояния, процессы, вещи – всё оказывается закодированным теми или иными сочетаниями двух высших начал, начал ЯН и ИНЬ. Комбинацию этих начал можно сравнить с аккордом в музыке – так за всеми процессами в мире звучит Музыка Мира, и любое состояние в мире – это аккорд в этой Мировой Симфонии. Преимущество такого подхода китайской философии к объяснению мира состоит в том, что язык ЯН и ИНЬ – это универсальный язык мира, та универсальная музыка, аккордами и мелодией которой передается все в мире. Познав этот язык, мы познаем некоторый “Всекосмический эсперанто”, на котором говорит все живое и неживое. Можно предполагать, что природный предъязык тесно связан с некоторым универсальным языком качеств, подобным языку ЯН и ИНЬ китайской философии, языку чисел в философии пифагорейцев. Каждый объект – это форма знака, кодирующего объект как определенное сочетание первичных принципов. Здесь мы встречаемся с пятым видом природного знака (предзнака), играющего, по-видимому, фундаментальную и синтетическую роль при организации природных процессов. Знаковость объекта, кодирующего собой первопринципы Природы, подобные ЯН и ИНЬ, можно назвать символическим предзнаком, т.к. объект в этом случае становится не просто предзнаком, но символом природных первокачеств, подобных китайским ЯН и ИНЬ. С этой точки зрения разнообразия объектов, их отношений и процессов в Природе могут быть рассмотрены как выражение универсального языка Природы, в котором всем событиям соотнесены свои глубинные аккорды или мелодии в составе единой Космической симфонии-жизни. http://www.vyacheslav-moiseev.narod.ru/PhilosScience/Textbook/Semiotics.htm


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник СЕМИОТИКА | Яна_Конева - Счастье?- не вопрос ! | Лента друзей Яна_Конева / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»