• Авторизация


Фильмы ужасов и психика ребенка 05-06-2012 09:25 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[300x381]
В современном мире телевизор и компьютер с выходом в интернет стали непременными атрибутами каждой семьи, а наши дети проводят возле них большую часть своего свободного времени, в результате, многие мамы и папы начали задаваться вопросом: можно ли ребенку смотреть фильмы жанра ужасы? Какое влияние могут оказать такие фильмы на еще не сформировавшуюся психику ребенка? Данные вопросы не остаются без внимания и у общества. Многие общественные организации опубликовали прогноз того, какое поколение появится под влиянием современных информационных технологий и кинематографа, того что ждет в будущем человечество в целом.

Не последнее место среди факторов, потенциально способных вызвать постоянные деструктивные изменения в психическом состоянии человека, занимает влияние информации из телевизионного вещания, эта информация очень часто содержит элементы ужасов и насилия, особенно сильное влияние телевизор оказывает на психику подростков и детей, внутренний мир которых только начал формироваться. Споры связанные с необходимостью ограничивать показ по телевидению фильмов, содержащих многочисленными сцены насилия, вроде бы, завершились в пользу сторонников организации государственного контроля за телевизионным эфиром для зрителей. Результатом стал, запрет Национального совета по вопросам радиовещания и телевидения трансляции фильмов содержащих сцены насилия до 22-х часов.

Правда такая постановка вопроса не удовлетворила многих родителей. Если обратиться к профессиональной литературе описано, то мы найдем множество исследований влияния информации с элементами насилия и агрессии на психику детей и подростков, но специальные исследования, посвященные изучению влияния фильмов ужасов на детей, практически отсутствуют. В результате, сейчас можно уверенно говорить лишь о том, что любая информация содержащая элементы ужасов вызовет у человека, а особенно у маленького ребенка, специфические ощущения, способные изменить его эмоциональное состояние и надолго оставить определенный след в формировании психического восприятия повседневной жизни человека. Но несмотря на это утверждение, на практике невозможно дать однозначный ответ по поводу как особенностей этих изменений, так и конструктивности или деструктивности их влияния на психику. Ну а простыми словами, на данном этапе остается без ответа практический вопрос: разрешать или нет детям смотреть фильмы ужасов?

Множество талантливых писателей, художников, кинематографистов настоящего и прошлого посвятили свои произведения человеческим страхам. В этих произведениях исповедуется в определенной мере религия деструктивных чувств, рассматривается переживание человеком ужаса, страха как уникальная возможность для расширения спектра эмоций, обогащения воображения, испытания силы духа на прочность и даже закалки характера человека. В наше время общедоступны комедии, боевики, триллеры и скачать ужасы бесплатно на киномане и множестве других ресурсов в сети интернет не составит никаких трудностей.

В фильмах ужасов, представляющих собой отдельный жанр киноискусства со своими законами, чаще всего события происходят в придуманном "символическом" мире, который существует только на телевизионном экране. Персонажи таких фильмов не встретятся в реальной жизни. Они жители другого, потустороннего, альтернативного мира или измерения. Такой мир чаще всего подчиняется другим законам и является непознанным, таинственным, а соответственно опасным и угрожающим. Персонажи этого мира возбуждают, "щекочут нервы", влекут, вызывают невероятно сложную смесь психологических ощущений, и напоминают нам о том, что может быть сейчас где-то совсем рядом находится Смерть. От сюжетов и персонажей фильмов ужасов веет могилой. Это и есть главная особенность данного жанра кинематографа, и его отличие от других жанров кино.

Вид чудовищ, монстров, человекоподобных животных, мертвецов всегда влияет на человеческое воображение, возбуждает ассоциации, которые находятся в глубинах человеческого сознания, и вызывает смешанные ощущения панического и непонятного внутреннего беспокойства, ощущения тревоги.

По данному вопросу русский религиозный и политический философ, представитель экзистенциализмa Николай Бердяев говорил, что "истинный, высочайший страх, или экзистенциальный ужас, люди способны ощутить не перед реальными опасностями повседневной жизни, а лишь перед вечной тайной бытия. Страх смерти является одним из наиболее вечных и глобальных страхов человека. По мнению немецкого философа Мартина Хайдеггера, не осознав этот страх человек не может состояться как высоко развитая личность. Само осознание смерти как границы существования дает людям возможность превращать энергию экзистенциального страха в стремление к самореализации и самоопределению со своим предназначением в обществе".

Отсюда следует что информация, содержащая элементы ужасов, не случайно практически всегда на бессознательном уровне или невольно используется родителями в процессе воспитания детей. Такие элементы можно увидеть даже в детских колыбельных песенках (к примеру, про серого волчка), которые мамы напевают своим грудным детям. Немного позднее подобного рода элементы ужасов проскальзывают в детских сказках и стишках, которые родители читают детям дошкольного возраста. Страшные истории и сказки воплощены и в детском фольклоре, к примеру, в "страшилках", передаваемых на протяжении столетий из поколения в поколение в устной форме. Данная информация по факту выполняет очень важную роль в формировании внутреннего самосознания у ребенка, а еще в ней содержится важный воспитательно-педагогический момент. Психологи приводят немало свидетельств того, что любимые детские фантазии достаточно часто действуют в долгосрочном плане, такие фантазии уже в детском возрасте способны запрограммировать будущее поведение взрослого человека в обществе.

Если рассмотреть реальную жизнь и педагогически-воспитательную практику, то они показывают, что "страшные истории" обладают актуальностью для большинства детей от 6 до 12 лет. Многие специалисты в области психологии говорят, что "детские страхи" должны быть рационализированы и "прожиты" именно в детском возрасте. "Непрожитые" детские страхи представляют собой хорошо известную проблему для практических психологов, которые утверждают, что существует множество взрослых людей, не преодолевших своих детские страхи в юном возрасте, которые гораздо лучше себя чувствуют ночью на темной, незнакомой улице, чем когда они остаются в собственном доме в одиночестве при закрытых дверях и окнах.

Детские "страшные" сказки, истории со "страшным" содержанием являются средствами, при помощи которых ребенок приобретает возможность наиболее эффективным образом и наиболее безболезненно преодолеть свои надуманные страхи. Эти истории можно приписать к своеобразным средствам тренировки таких качеств как храбрость, мужество, сила воли. Именно таким путем удовлетворяется исследовательский и познавательный инстинкты ребенка. Благодаря ощущениям от таких переживаний дети самоутверждаются и познают свою самоценность. При помощи этого дети тренируют и познают ощущения "личной границы", инстинкт самосохранения, а главное они это делают в относительно безопасных условиях.

Но по этому поводу существует и другое мнение, на самом деле абсолютное большинство родителей, как правило, не одобряют детской заинтересованности фильмами ужасов, и убеждены в их вредном влиянии на психику. Воспитатели, педагоги и родители уверены в том, что фильмы с элементами ужасов крайне серьезно могут травмировать незрелую психику ребенка, которая в таком возрасте на стадии формирования, и считают, что нельзя разрешать детям смотреть фильмы ужасов. В результате, недооценивается смысл и значение данной информации в формировании психики детей. Ребенок оказывается лишенными определенной части жизненно важных функций и интересов, что существенно обедняет его эмоциональную жизнь и приводит к односторонней и ранней интеллектуализации психики.

Результаты множества специальных исследований киноинтересов школьников констатируют, что фильмы ужасов по популярности среди детей стабильно занимают вторые или третьи позиции. Сложившаяся ситуация объясняется потребностью подростков в переживании острых ощущений, ярких эмоций, в зрелищности, и это абсолютно естественная реакция для психически здоровых, нормальных детей. А сам факт запрета, делает детей стабильными любителями данного жанра киноискусства, несмотря на все старания взрослых дома быстро появиться энциклопедия фильмов ужасов и фантастики.

Для справедливости, необходимо признать, что сторонников, имеющих противоположный взгляд на эту проблему, значительно больше. Но и делать однозначных заявлений тоже не следует. Ведь даже наиболее яростные противники фильмов ужасов, не оспаривают тот факт, что просмотр этих фильмов не влияет одинаково на всех подростков и детей. Фильмы ужасов оказывают деструктивное влияние только на тех детей, которые изначально настроены на деструктивное влияние и у этих детей еще не сформировалась естественная защитная реакция. Чаще всего такие дети уже находились перед началом просмотра фильма ужасов в состоянии фрустрации, или у них уже имелась так называемая "аккумуляция агрессивности".

В процессе размышлений по данным вопросам, вы, как родители, должны помнить о двух очень важных вещах.
Во-первых, информация, которая оценивается взрослыми как что-то ужасное, не всегда является таковой для ребенка.
Во-вторых, фильмы ужасов не влияют одинаково на разных детей, и тем более не оставляют в их сознании одинаковый опыт. Логично просто поднять вопрос о критериях, предопределяющих влияние вредной социальному осознанию информации, в частности, вредности фильмов ужасов, на психику ребенка.

Первым и самым ключевым критерием является непосредственно возраст ребенка. На самом деле даже достаточно осторожные детские психологи придерживаются мнения, что детям с 10 лет необходимо разрешать смотреть фильмы ужасов, но только вместе со взрослыми.

Вторым и не менее важным критерием является степень "психической зрелости" ребенка, в частности, степень сформированности у ребенка механизмов самосохранения и самозащиты. Если у ребенка уже сформированы механизмы самозащиты, то он на инстинктивном уровне может оберегать себя от большинства разрушительных влияний. Если вы заметили, что ребенок чувствует психологический дискомфорт при просмотре фильмов ужасов, то в большинстве случаев он сам старается избежать просмотра этих фильмов и таким простым способом обеспечивает безопасность своей психики.

К третьему критерию относится характер социального окружения, в котором находится ребенок. Такие факторы как, плохие взаимоотношения в семье, присутствие родительской депривации, наличие конфликтов в семье, неискренность в отношениях, излишняя авторитарность взрослых определяют направления восприятия ребенком окружающего мира. Наличие у ребенка ощущений незащищенности, нежелательности, одиночества крайне сильно повышает вероятность, что социально вредная информация повлияет деструктивно на его не сформировавшуюся психику. В случае когда подросток действительно приходит в ужас во время просмотра фильма ужасов, то, окружающим его взрослым, действительно есть над чем задуматься.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Фильмы ужасов и психика ребенка | Alexandera_Bender - Дневник Alexandera_Bender | Лента друзей Alexandera_Bender / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»