Полупроклятый роман.
«Зло можно использовать. Ради добра, разумеется…»
[516x700]
«Мастер и Маргарита» — могильная плита Булгакова, фейрверк из смеси людских пороков и наказующей их (как ни странно) нечистой силы. Вся эта история условно разделяется на три составляющие, по-разному окрашенные, по-разному понимаемые, но имеющие одно начало. Я называю этот роман полупроклятым, потому что все знают, сколько было попыток его экранизировать или поставить по нему театральное действо. От него веет мистикой и глубокими смыслами.
Составляющая N1. Мир обычных людей + присутствие Воланда со свитой.
[466x700]
Первая и очевиднейшая сторона — месть злом за зло. Особо раскрывать тут нечего, потому что всё итак понятно, но для точности, всё таки, немного раскрыть это надо: Воланд, он же сам Дьявол, выступает в роли судьи, у которого есть свои «палачи для справедливости» — Азазелло, Бегемот и Фагот. Троица, которая учиняет на своём пути разнообразные коварства для обычных, ничего не подозревающих людей. Людей, которых интересует лишь они сами, которые живут ради самодостатка, никому не приносят пользы и чувствуют себя безнаказанными. Для них, для оторвавшихся от духовных идеалов и выставивших на первое место материальные блага и «утехи» и начинается череда мистических неудач и кошмаров, из-за которых встаёт на уши весь город. Но неуловимые мстители не дадут себя рассекретить, они лишь делают своё дело под началом Князя Тьмы, который никогда не причинит зла тем, кто живёт правильно. Самое невероятное воплощение Сатаны — «добрый каратель бездуховных», пожалуй лучшее и наиболее приемлимое его существо, после которого реально задумываешься о своих неудачах и неудачах других. А вдруг свита Воланда рядом, готовая уследить за товой провинность?
Составляющая N2. Две истины.
[185x300]
«Мастер и Маргарита» — роман в романе, книга в книге. Роман Мастера о Понтии Пилате показывает нам незначительную, но печальную картину, из которой развивается вся основа предыдущей составляющей: взгляд человека на жизнь. Что есть мировоззрение Пилата и мировоззрение Иешуа? Один не признаёт ничего, кроме власти, другой знает что-то более человечное, более божеское. «Что такое истина?» — вопрос, существующий поныне. Действительно, она для каждого своя, но горестно то, что сейчас (а у Булгакова в его времена) истина была жестока, как Воланд, но, в отличие от него, совершенно несправедлива и глупа. Как есть — сильное государство со сводом мелочей, провинность в одной из которых может сделать тебя врагом народа. Особо сильно это касалось религии и веры. Железная хватка правительства старалась вытрясти из людей духовную часть, развивая в них алчность и жажду наживы, возвышение над другими за счёт хитростей и обмана. Итог этого — истина сейчас и вокруг.
[368x593]
Составляющая N3. Любовь.
Я очень долго оставался при мнении, что в мире много сил, которые ведут человека по дороге жизни. Но, как потом оказалось, всё осозналось в гораздо более интересном формате. Этому послужил слоган к фильму Майкла Бэя «Перл Харбор» — «Миром правит война и любовь». Свет во тьме! Простота и ничего более. Удивительно, что в романе (да и в фильме) оба эти понятия соседствуют чуть ли не вдружеских отношениях, идут бок о бок. И какова же их позиция? А она следующая: Бог есть Любовь, это знают все. По логике вещей дьявол придумал войну, чтобы нарушить любовь между людьми и уничтожить их. А теперь вспомним такие понятия, как «любовь на войне», «война из-за любви», «любовь, оставанвливающая войны»… не вспомнили? Правильно. Этих понятий нет нигде, потому что они не могут сочетаться ни в каком предложении, кроме вышеупомянутого слогана. А Булгаков смог доказать, что не всё так просто. Он действительно сотворил невероятную вещь: поместил любовь в сердцевину хаоса, причём совсем близко к самому дьяволу! И вот какая штука: этот самый дьявол помогает двум, можно сказать, убытим горем людям найти друг друга. Следует вспомнить, что ничего бы такого не произошло, если бы Маргарита не оказалась, ну, «королевских кровей». Однако сам факт того, что Воланд не только по её желанию вернул ей Мастера но ещё и устроил их жизнь (а потом и смерть), наталкивает на странную мысль, которая упомяналась как в книге, так и в фильме6 а Воланд-то тоже упоминал женщину! Невероятно, но в фантазии писателя ещё и не такие вещи могут созреть. А что же получилось — любовь, построенная при помощи нечистых сил, и тем не менее любовь. Что заслуживают люди, идущие на такое действие? Никак не Рай, раз уже обратились к помощи дьявола. Но нельзя забыть, что дьявол не дьявол, а каратель — это совершенно другое дело. И он не имеет права забирать Мастера и Маргариту в Ад, так как слишком тяжкая доля выпала на их жизни. Они заслужили покой. Ничего больше и ничего меньше.
Итог: надо просто понимать, что не всегда человек творец своей судьбы. Надо жить правильно, чтобы она не выкинула злую шутку.
Лигионер