27 -го - забивают курицу: в китайском языке «прибить цыпленка» созвучно со словосочетанием «большое счастье».
В этот день китайцы зарезают петуха, а также купаются, переодеваются в праздничную одежду, готовятся ко встрече Нового года.
Надо добавить, что Петух в китайской символике – очень почтенный и многозначный символ. Он считается птицей пяти добродетелей, а в качестве талисмана изгоняет зло. В периоды Чуньцю и Чжаньго (до 221 г. до н.э.) китайцы использовали петухов и кур, а также их кровь для изгнания зла. Поэтому петух был обязательным атрибутом в мероприятиях по жертвоприношениям. Возможно, именно с древним ритуалом жертвоприношения отдалённо связана сохранившаяся доныне традиция предновогоднего петуха поедания.
С древности и по сей день сохраняется ещё один обычай: во время праздника на оконное стекло наклеивают изображение петуха. Еще в гадальных надписях на костях и черепашьих панцирях (XIV - XI века до н.э.) в Китае встречался иероглиф, обозначающий «курицу» или «петуха». Таким образом, более трех тысяч лет назад здесь уже знали о петухе. Согласно преданиям, золотой Петух жил на Солнце, возвещал рассвет, возглашал о взошедшем на Востоке светиле. По мифам и легендам, он - предок трехногой птицы, жар-птицы и феникса. В древности бодрый и воодушевленный Петух считался символом радости и счастья, ему приписывались отличительные интеллектуальные и физические качества. В книгах периода Хань читаем: «Первый день первого месяца чжэн принадлежит петуху, второй – собаке, третий – свинье, четвёртый – овце, пятый – корове, шестой – лошади, седьмой - человеку».
Только после шести животных упоминается человек. Почему именно такая очерёдность? В одной древней книге «О домашних делах крестьянина» даётся три пояснения:
1. Животные выстроены именно в таком порядке, потому что такова последовательность приручения животных человеком. Прежде всего «одомашнили» цыплят, затем – собаку и т.д.
2. Животные расположены в таком порядке в связи с их размерами: маленькие начинают год, большие продолжают и заканчивают первую неделю.
3. Животных распределили в зависимости от того, насколько близко к человеку они живут: цыплята и собака могут жить прямо в доме, рядом с хозяином; свиньи и овцы – чуть подальше, даже в доме, но отдельно от людей; коровы и лошади – в отдельной, наиболее удалённой загородке, сарайчике.
Человеку отведён последний, седьмой день, очевидно, потому, что он, как существо разумное и творческое, появился на Земле позже животных.
А почему окна украшают изображением петуха? Потому что ему принадлежит первый день нового года. Петух возвещает и о начале года, и о начале дня. В древних записях говорится, что первым возвещает о заре небесный петух, живущий на вершине персикового дерева. Стоит ему прокукарекать, как все петухи на земле начинают оповещать людей о том, что солнце поднимается, показавшись из-за горизонта.
Кроме того, считается, что петух способен отпугивать злых духов, так что ему – самое место на двери или окнах. Петуха вырезали из бумаги и наклеивали на видном месте.
Наверное, многие слышали о знаменитом виде искусства цзяньчжи, которым славится Китай – тончайших вырезках из бумаги. А если кто-то видел подобные работы, то не мог не восхититься. Так вот, говорят, искусство это пошло именно от бумажных петушков.
К петуху издавна относились в народе с большим уважением и зазывали его «птицей пяти добродетелей» - у-дэ-чжи-цинь. О нём писали, что гребень гуань – символ ума, образованности, потому что этот иероглиф звучит так же, как слово «чиновник» гуань. Шпоры на его ногах помогают в драке, так что шпоры – вторая добродетель: воинская доблесть. На врага петух набрасывается не сзади, а лишь «глаза в глаза», и это его третья добродетель – храбрость. Четвёртая – гуманность, т.к. он, найдя пищу, созывает своих сородичей, а пятая – надёжность: петуху можно доверять, ибо он ночью бдит и никогда не прозевает восход солнца. Вот почему для петуха – почётное место в доме.
Людмила Исаева «Страна уехала на праздник»
Призываю вас, друзья, в свидетели:
Есть у петуха пять добродетелей.
Первая относится к УЧЕНОСТИ-
Это гребень на главе, как знак почетности.
Носит шпоры на ногах - стезя ВОЕННАЯ.
То вторая добродетель, неизменная.
Петуху не занимать ведь ХРАБРОСТИ,
Он не будет убегать в момент опасности.
(Храбрость - третья добродетель, вы могли ее заметить.)
Добродетелью четвертою является
То, что в нем ГУМАННОСТЬ проявляется.
Если петушок находит зернышки,
Курочек зовет, расправив перышки.
Добродетель пятая есть ВЕРА,
Чтоб пропеть нам, что наступит время.
Время перехода тьмы к рассвету.
Прокричит петух, будя планету.
Тьма уходит от греха, лишь заслышит петуха!
Притча. Пять добродетелей петуха
Ю Шусен, “Древнекитайские притчи”
Служа у герцога Аи из Лю, Тьен Чжао, раздосадованный тем, что его не ценят по достоинству, сказал своему господину:
– Я хотел бы улететь далеко, подобно снежному гусю.
– Что ты хочешь этим сказать? – спросил герцог.
– Видите петуха? – ответил Тьен Чжао, – Его гребешок – символ учтивости. Его мощные шпоры свидетельствуют о силе. Его готовность схватиться с любым врагом говорит о храбрости. Его привычка созывать других к месту, где есть пища, показывает великодушие.
Наконец, точность, с которой он всегда возвещает об уходе ночи, являет нам пример надежности. И все же, несмотря на пять добродетелей, петухов каждый день убивают, чтобы приготовить кушанье для вашего стола.
А снежные гуси покрывают расстояние в тысячи ли и отдыхая в вашем саду, ловят рыбу, черепах и клюют ваше просо. И вы цените и оберегаете их из-за того, что они редки. Вот поэтому я и мечтаю улететь подобно снежному гусю.
Еще одной красочной традицией праздника Прихода весны является изготовление ярких «весенних петушков» из хлопчатобумажной ткани.
Считается, что этот талисман приносит в дом владельца удачу в делах и здоровье детворе.
Согласно верованиям древних даоссов, наступление весны приносит всем живым существам новую жизненную энергию. Ветер с востока несет потепление, жизнь просыпается после зимней спячки.
Традиционная китайская техника «цзяньчжи»
Цзяньчжи — один из видов традиционного народного искусства Китая, который был отнесен ЮНЕСКО к числу мирового культурного наследия.
Искусство вырезки из бумаги имеет долгую историю, оно возникло во времена династий Шан или Чжоу и передавалось из поколения в поколение до наших дней. Основным сюжетом этих произведений из бумаги является труд и жизнь простого народа.
В древние времена китайцы часто вырезали из бумаги изображения разных предметов или фигурки людей и клали их в гроб вместе с телом покойного. Кроме того, эти оригинальные узоры были найдены в качестве украшений жертвенных даров на церемонии почитания богов и предков.
Вырезание из бумаги выполняется только вручную. Оно бывает двух видов: первый — вырезание при помощи ножниц; второй способ — вырезание при помощи ножа. Преимущество второго способа состоит в том, что он позволяет одновременно вырезать сразу несколько узоров.