Программа "Экспомузыка" на радио "Орфей" рассказывает о музее замечательного русского композитора из плеяды знаменитой «Могучей кучки», основоположника русского купеческого симфонизма – Александра Порфирьевича Бородина. А находится этот музей в селе Давыдово Камешковского района Владимирской области…
о музее А. П.Бородина |
Музей Александра Бородина в селе Давыдово насчитывает около восьмисот единиц хранения. Основа коллекции – музыкальная библиотека композитора и рукописи Дианина, исследователя творчества Бородина. Некоторые из рукописей еще не опубликованы. Также в коллекцию входят памятные музыкальные инструменты.
«Музей Бородина появился в 1980 году и был основан по завещанию Сергея Александровича Дианина, – рассказывает директор Камешковского историко-краеведческого музея Светлана Кудряшова. – Семью Дианина с Бородиным связывала огромная дружба. Эта дружба зародилась еще тогда, когда отец Сергея Дианина был учеником Александра Порфирьевича. Именно тогда он пригласил Бородина в село Давыдово. Это был 1877 год, и три летних отпуска подряд композитор провел здесь. Впоследствии благодарные жители села Давыдово сохранили память об этом композиторе. Так появился наш музей…»
О том, чем была отмечена жизнь Бородина в Давыдово, что заставило великого композитора заночевать в гробу, и какие произведения появились на свет в этом благодатном местечке русской глубинки, узнаете в программе.
Светлана Кудряшова рассказывает о том, какую роль в судьбе Бородина сыграла семья Дианиных, и кто заставил композитора «раскиснуть от удовольствия»…
Летом 1877 года А.П. Бородин приехал в Давыдово, на родину своего ученика и ассистента Александра Павловича Дианина, и поселился в доме его отца.
"Давыдовом я доволен донельзя, - писал по приезде Бородин, - как здесь хорошо!
Какие леса, рощи, бор, поймы. Что за воздух... погода стоит превосходная,
и я, собственно, теперь чувствую лето, всем существом чувствую. Очень хорошо здесь!"
В 1878-1879 годах композитор опять приезжал сюда на лето.
Пожар уничтожил дом Дианина, и Бородин поселился в другом конце деревни, в доме М.И. Володиной.
Каждый раз он оттягивал выезд в Петербург, с неохотой покидая полюбившиеся ему места, где он, одевшись в крестьянскую рубаху и высокие, пахнущие дегтем сапоги,
отмерял десятки километров по лесам, полям и болотам.
Под непосредственным воздействием народных песен, услышанных в округе,
был создан "Хор поселян" для четвертого действия оперы "Князь Игорь".
Время, проведенное композитором в Давыдове, было плодотворным.
Здесь им написаны и обработаны отдельные хоры и арии, части картин и действий.
Одновременно А.П. Бородин перерабатывал сценарий и либретто оперы.
Обладая незаурядным литературным дарованием, он сам писал тексты арий, хоров.
В 1879 году в селе Давыдово Бородин дописал Первый струнный квартет, над которым он, как всегда, урывками работал с 1875 года. Он с юных лет тяготел к камерным ансамблям — и как композитор, и как исполнитель,— и тяготение это с годами, ничуть не ослабело. «Я глубоко убежден,—читаем мы в письме к скрипачу Е. К. Альбрехту,— что камерная музыка представляет одно из самых могучих средств для развития музыкального вкуса и понимания». Теперь композитор обратился к этой сфере созревшим художником со сложившимися особенностями творческого почерка.
Квартет Бородина, импульсом к созданию которого послужил финал квартета Бетховена ор. 130, представляет собой ярко индивидуальное творение автора. Его четыре части — с вступлением русского песенного склада, бодрой жизнелюбивой и эмоционально взволнованной темами в первой, контрастирующей с ней медленной лирической второй, хороводом сказочно-фантастических образов, кружащихся в скерцо, и развернутым в широкую народную картину энергичным финалом — образуют стройный, классически уравновешенный по пропорциям, соотношению образов и тематически связям цикл. В проникнутой единством, напоенной русской песенностью музыке квартета, то мужественно-сильной, то по-особо светлой и глубоко лиричной, ясно проступают черты цельной гармоничной личности композитора.
Квартет отчетливо обнаруживает связи и с симфоническим, оперным творчеством Бородина. Виртуозность инструментов красочно подчеркнутыми тембрами, подражанием звучанию других инструментов (например, арфообразные пассажи альта и виолончели в репризе первой части), особыми эффектами звучности на основе применения флажолетов (скерцо) выводит эту квартетную партитуру на просторы оркестровой музыки.
Ещё о музее А.П.Бородина-
http://www.vladregion.info/articles/na-rodine-knya...kii-raion-avtor-nikolai-frolov
http://www.geocaching.su/?cid=3120&pn=101
http://centrkult.ru/node/289
http://www.osd.ru/txtinf.asp?tx=2438
http://orientiry.info/video/21627/