Ночь с 6 на 7 июля (с 23 на 24 июня по старому стилю) всегда, с незапамятных времен, считалась колдовской. Но было бы ошибкой думать, что для предков народов Европы, в том числе и славян, эта ночь была чем-то вроде фольклорного карнавала, праздника Солнца - веселого, бесшабашно-разудалого, когда люди обоего пола все вместе голышом отправляются купаться в речке. Охранительная магия - скрепляющая, привлекающая, а не развлекающая людей - пронизывала купальские обряды. Что стоит за этим древним ритуалом?
Танцующая Смерть
…В Европе их знали как «Менестрелей Морвана», и их эмблемой была «Танцующая Смерть». В самую короткую Купальскую ночь, когда Солнце на пике своей мощи, адепты древних культов Луны, извечные противники поклонников Солнца, отмечали один из своих важнейших праздников.
Непосвященному человеку это может показаться странным, ведь лето для нас - радостное время торжества тепла и света, и, казалось бы, лунопоклонникам для их темных празднеств больше подошла бы зима - печальное время мрака и холода. Однако если вспомнить, что в году два солнцестояния – зимнее и летнее, станет понятным, почему «Менестрелями Морвана» была выбрана Купальская ночь.
Зимой, достигнув своего минимума в зимнем солнцестоянии, солнце начинает «расти» (увеличивается продолжительность светового дня). Начало этой дороги в созвездии Козерога древние называли «вратами богов». Достигнув максимума в период летнего солнцестояния в созвездии Рака («врата людей») – дневное светило вступает на нисходящий путь - теперь световой день будет только сокращаться. Вот это-то начало угасания и отмечают издревле лунопоклонники как один из величайших своих праздников.
Историю вечного конфликта поклонников Солнца и Луны описал в своих трудах исследователь Грасе д’Орсе. Он утверждает, что христианство – религия эпохи смешения, и в ее рамках нашли прибежище оба древних культа – и солнечный, и лунный. А существовали они в форме секретных орденов - Менестрелей Мурсии и Менестрелей Морвана. Эмблемами солнечного ордена являются крест, изображение худой обнаженной женщины со змеями, голубь, пиковая дама. Эмблемы лунопоклонников - лунный серп, мертвая голова (череп), богато одетая дама в перчатках, женщина со струнным музыкальным инструментом. Дешифровка этих таинственных образов в старинных гравюрах, гербах, народных песнях и была предметом изучения д’Орсе.
Любопытно, что в рамках католицизма поклонники этих течений группировались вокруг праздников двух Иоаннов: Иоанна Богослова, близко расположенного к зимнему солнцестоянию (его фольклорное прозвище «Жан, который смеется») и Иоанна Предтечи, день которого приходится на летнее солнцестояние («Жан, который плачет»).
О ритуалах и праздниках солнечного и лунного орденов практически ничего неизвестно, за исключением того, что для солнцепоклонников они были связаны с понятиями Север и зимнее солнцестояние, а для лунопоклонников с понятиями Юг и летнее солнцестояние. По мнению историка д’Орсе, таинственные символы и ритуалы этих орденов – не пустой маскарад. Он считает, что ордена эти были сколь тайными, столь и могущественными, и счеты друг с другом сводили по-крупному, чему свидетели - жертвы Французской революции и многочисленных гладоморов в средневековой Европе.
Конфликт между светом и тьмой, Солнцем и Луной универсален для индо-европейских народов, и хоть адепты этих скрытых течений существуют в разных землях под разными именами, летнее солнцестояние для них неизменно общий праздник. Но если почитатели Луны празднуют «угасание» Солнца», то для солнцепоклонников летнее солнцестояние - это повод для консолидации перед атакой противника, перед темными силами «Танцующей Смерти». Поэтому обильные возлияния, безудержное веселье, сексуальная распущенность, да и вообще все то, что фантазия наших с вами современников рисует как «языческую свободу», к подлинной традиции отношения не имеет.
Народные предания славян предупреждают о необыкновенной активности нечистой силы на Купалу. В Купальскую ночь люди старались не спать и держаться вместе. Прогоняя от себя нежить, очищались огнем – прыгая через костер, и водой – окунаясь в реку или озеро. Но очищение водой было делом опасным, ибо, как говорили: «Черт огня боится, а в воде селится». И селится там, по древней легенде, с тех пор, как низвергнутые с небес падшие ангелы упали на Землю. Те из них, что угодили в воду, стали водяными. Случилось это в день летнего солнцестояния, и с тех пор каждый водяной справляет свои именины в ночь на Ивана Купалу. А потому опасно тревожить его стихию в это время - водяной может отомстить: подкараулив, испугать или даже утопить, утащив на дно пьяного или неосторожного одиночку. Именно поэтому окунаться лучше всем вместе и - скорее назад, на берег! Дикий, нечеловеческий хохот (так водяной любит пугать), внезапно раздавшийся из зарослей осоки, может до смерти напугать того, кто вздумал полезть в воду в одиночестве.
Даже просто гулять в одиночку у реки Купальской ночью категорически не следует. Представьте: ваши друзья греются у костра, а вы решили пройтись по берегу, вдыхая ароматы ночи. И тут знакомый голос окликает вас - кажется, это один из ваших приятелей? Вы делаете пару шагов в сторону голоса и… вместо симпатичного парня видите трехметрового детину, голого, с опухшим лицом и зеленой бородой по колени. Водяной способен искусно подражать голосам людей и многих, обманув голосом, утащил к себе на дно. Когда монстр чувствует, что обман удался и жертва в его руках, он от радости оглушительно хлопает в свои перепончатые ладоши…
Сергей КОРШУНОВ
Рубрика: Магический календарь
Информация о выпуске
[показать]
[показать]