Не помню, какие я видел фильмы с участием Элизабет Тейлор, кроме "Клеопатры", и когда, но лицо актрисы я хорошо знаю с детства...
Все дело в типе лица, в типе женской красоты, что я вынес из детства и ранней юности, это еще на родине на Амуре, и впоследствии узнавал всюду и на берегах Невы, и Москвы-реки, и на экране... Есть определенные типы женских лиц, как и мужских, их немного, из наиболее заметно выраженных, что я всегда «узнавал» даже при мимолетных встречах на улице, тем более если случалось встречаться еще и еще.
Так, нередко я встречал девушек, весьма похожих на молодую женщину, вышедшую замуж за моего дядю, моряка Тихоокеанского флота, вскоре после его демобилизации, пара была хоть куда, а она была красавица, из ранних, с дурной славой, что я принимал за клевету, ибо она была верной женой и хорошей хозяйкой, но к концу жизни она загуляла и запила, в чем, может быть, виноват и муж, слишком примерный, он единственный из мужчин в селе не курил и не пил вовсе.
[275x400]
Элизабет Тейлор я впервые запомнил, узнав схожесть в ней с женой моего дяди, разумеется, в ее лучшую пору. Этнические различия не имели значения. Один и тот же общий тип женской красоты в них столь явно проступал, что и характеры, и темперамент проявлялись в них сходные, определяя их личности. Вот только среда и судьбы, казалось бы, разительно разные.
Для ясности, о чем речь: Джина Лоллобриджида - у нее тоже тот же тип женской красоты, схожесть между актрисами вообще поразительная, в роли Клеопатры итальянка могла бы быть более кстати, если бы Элизабет Тейлор, родившись в обеспеченной семье в Лондоне, оказавшись с семи лет в Беверли Хиллз, с отроческих лет в Голливуде, а с юности в среде миллиардеров, чтобы с одним роман закрутить, за другого выйти замуж, с любовью к роскоши, с характером львицы и ко всему с талантом высокой пробы, хотя не получила каким-то образом профессионального образования, если бы она сама не претендовала на роль Клеопатры в кино и в жизни, что и разыграла еще во время съемок фильма в Италии с Ричардом Бартоном, принимая именно его и за Цезаря, и за Антония и в последующие годы, соответственно дважды выходила замуж, хотя актер со своей Клеопатрой в иные моменты не церемонился, мог прибить, но любовь и слава соединяли вновь, и пьянство тоже...
Что говорить, «и всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет». [400x400]
Сделаю выписки из истории актрисы, что звучит как юмореска.
«Клеопатра» - суперфильм Голливуда - свел Элизабет и Ричарда в 1961 году в Риме. Бартон был женат на актрисе, однако это ему не мешало уверенно и непоколебимо преследовать красивых женщин. И на глазах у публики началось представление в духе сексуальной революции. Это было неслыханно, почти чудовищно: Бартон и Тейлор открыто нарушали супружескую верность, прелюбодействуя, «служили дьяволу». Звезды бездумно освободили себя от лицемерия, стали символами для прорыва нового времени - эры раскрепощения сексуальности.
Ватикан был шокирован этими эротическими выходками. В Конгрессе США существовало серьезное мнение, что нужно немедленно отказать греховодникам во въездной визе.
Бартон блаженствовал: он завоевал лучшую, красивейшую и известнейшую женщину мира. Они оба развелись и заключили между собой новый брачный союз. Венчание состоялось в канадском городе Торонто. Они восхитительно провели свой медовый месяц. [332x400]
Друзьям и покровителям Бартона все это очень не понравилось. Из Лондона с предостережением телеграфировал Оливье: «Ты хочешь быть известным драматическим актером или стать фирменным товаром?» Все предостерегали Бартона относительно Тейлор, этого «чудовища», и напоминали ему, что он заключил фаустовский союз и продал свой талант за богатство и любовь. Но Ричард и Элизабет находились в любовном опьянении, длившемся долго и ставшем достоянием средств массовой информации. Элизабет тоже была очень активной в сексе; как и Бартон, она пользовалась дурной славой «винного клапана». Ричард называл ее «океаном», так как она была «без границ»...
Супружеская пара оставалась секс-аттракционом десятилетия. В Нью-Йорке необходимо было перекрывать улицы, когда выезжала чета Бартонов; перед отелями патрулировали охранники с автоматическим оружием. Люди зачарованно смотрели на этот чувственный союз...
[317x400]
«Я хочу быть богатым, богатым, богатым...» - провозглашал Ричард и постоянно увеличивал свою казну. Элизабет купила мужу одну из оригинальных картин Ван Гога за 275 тысяч долларов. Приобрели сверкающую белизной яхту, реактивный самолет... Он «увешал» ее шикарными драгоценностями, купленными у одного римского ювелира. Ричард заявлял: «Моя божественная, тяжеловесная, невыносимая, тронная жена коллекционировала бриллианты и алмазы...»
Ричард был на шесть лет старше Элизабет. Чем же он стал для знаменитой звезды? «Мое счастье, что я стала его женой, - откровенничала Элизабет. - Хочу быть женой Ричарда Бартона... Хочу быть его тенью. Может, мои слова вам покажутся смешными, но с ним я могу жить в пустыне и в шалаше...» На специальных самолетах из разных стран им доставляли те продукты и напитки, которые влюбленные желали. Свободное время они проводили в экзотических странах. В общем, они ни в чем себе не отказывали.
[332x400]
Супруги дополняли друг друга не только в сексе, но и в творчестве. Ведь Ричард Бартон, сойдясь с Тейлор, вынужден был уехать в Америку, где его не знали, и начать сначала свою жизнь в искусстве. Вместе с Элизабет они снялись в фильмах, которые принесли им признание: «Отель «Интернациональ», «Кто боится Вирджинии Вульф?», «Укрощение строптивой».
С Ричардом Бартоном Лиз стала приобщаться к горячительным напиткам... Постепенно пристрастие к выпивке превратилось в длительные и порой безобразные запои. После очередной пьянки они решили разойтись... Уже после развода Элизабет Тейлор, отвечая на вопрос: «Как вы относитесь к браку?», сказала: «В первый брак девушка обычно вступает от помрачения рассудка... И только во второй - от настоящей любви...» - «А что с третьим браком?» - «В третий - по страсти... А в четвертый - от опытности...» - «А как же с пятым?» - «В пятый - с надеждой...» - «А в шестой?» - допытывались дотошные журналисты. Божественная Лиз удивилась: «Минуточку, вы знаете женщину, которая вступила в брак шестой раз? - спросила она и воскликнула: - Дайте мне ее адрес!» Очень скоро, через каких-то пару недель, она сама вышла замуж в шестой раз - и вновь за Ричарда Бартона. Веселые журналисты послали ей ее собственный адрес.
Элизабет и Ричард дважды разводились и дважды вступали в брак, интуитивно чувствуя, что жить и творить друг без друга им очень тяжело. Да и божественная Лиз признавалась, что панически боится дня, когда она останется без Бартона: «Каждый день меня ждет опасность потерять его. Он нужен мне, чтобы я была счастливой... Он является центром моей жизни...» Первый брак Элизабет и Ричарда длился десять лет - с 1964 по 1974 год, второй - с 1975 по 1976-й...
В августе 1984 года его похоронили. Несмотря на то, что Бартон был уже мужем актрисы Стейли Хелл, а Элизабет Тейлор - женой своего очередного мужа, для нее смерть Бартона явилась ударом. Ее нервная система, подточенная большим количеством спиртного, была настолько истощена, что встал вопрос о жизни и смерти...
Через несколько месяцев после похорон Ричарда Тейлор сочеталась браком с богатым и умным Джоном Уорнером. Обаятельный стройный джентльмен с безукоризненными манерами, видный республиканец выдвинул свою кандидатуру в Сенат и в 1978 году был избран.
Знаменитый бал 1982 года, на который поздравить Элизабет Тейлор приехала вся Америка, стал для нее особенным не только по этой причине. Она последний раз публично появилась с Джоном Уорнером... И хотя с сенатором был уговор не высказываться об их разводе в печати, Лиз не выдержала: «Быть женой сенатора совсем нелегко. Существование ужасно одинокое, я бы никому не пожелала... Я действительно любила его, на самом деле любила. Я хотела быть лучшей женой на свете. Ходила на все приемы, слушала все эти скучные речи. Но для Джона жизнь - это работа. В ней ни для кого нет места. А моя жизнь не имеет смысла - все что мне оставалось, сидеть дома и смотреть телевизор».
Многочисленные романтические увлечения... Если верить прессе, то голландец Генри Уайнберг судился с нею за то, что кинозвезда якобы незаконно пользовалась его любимыми духами! С мексиканским адвокатом Виктором Луна она объехала весь свет в начале 80-х годов. Киноактер Уоррен Битти, символ секса в Голливуде, также был ее мимолетным увлечением... Лиз была в дружеских отношениях (возможно, перераставших в кратковременные связи) с [281x400]мультимиллионером Малколмом Форбстом, актерами Роком Хадсоном, Энтони Перкинсом и певцом Майклом Джексоном...
У Лиз Тейлор четверо детей. Трое своих и один приемный - девочка Мария родом из Германии. Она родилась в очень бедной семье и чудом после операции осталась в живых. Двое сыновей рождены от второго брака - с Майклом Уиндингом, а отцом дочери является Майкл Тодд.
«Я всегда мечтала о большой семье, - говорила актриса. - Дети самое лучшее для меня утешение в жизни. Хочу признаться, я никогда не ощущала себя лучше, чем в период, когда ждала ребенка. Его рождение - самое таинственное и непередаваемое земное чудо. Чудо из чудес!»
После развода с Джоном Уорнером Элизабет Тейлор приняла решение пройти курс лечения в спецклинике Центра имени Бетти Форд. Большая часть клиентов были молоды. В этой молодежной толпе, лечившейся и веселившейся, она своим острым взглядом выделяет мужчину средних лет. Им оказался тридцатидевятилетний строительный рабочий Лэрри Фортенски. Элизабет Тейлор влюбилась в него...
Увы, разводом завершился и этот брак. С Фортенски, который на поверку оказался далек от идеального мужчины, Тейлор рассталась в 1996 году. Когда известный телеведущий Ларри Кинг спросил у нее в прошлом году, не собирается ли она снова выйти замуж, Элизабет ответила: "Что? Вы шутите?!" В мужчинах она, похоже, разочаровалась.
В последние годы Тейлор практически не снимается. В феврале 1997 она перенесла сложную операцию по удалению опухоли мозга. И выдержала это испытание. А отсутствие Элизабет на экране не отразилось на ее популярности и славе. В том же 1997 году престижный британский журнал "Эмпайр" включил Элизабет Тейлор в список 100 лучших киноактеров всех времен и народов. На обложке журнала "Пипл" она появлялась 14 раз, уступив только принцессе Диане. Тейлор прославилась еще и как известный общественный деятель, превосходный парфюмер, создав коллекцию изысканных духов: "Страсть" (1987), "Белые бриллианты" (1991), "Бриллианты и рубины", "Бриллианты и изумруды", "Бриллианты и сапфиры" и "Черные жемчужины" (1995). Эти названия неслучайны — Элизабет владеет одной из лучших частных коллекций драгоценных камней в мире.
В мае 2000 года Элизабет Тейлор получила от королевы Елизаветы II почетный титул Dame, равноценный титулу баронета или рыцаря у мужчин.
Свое 70-летие легендарная актриса праздновала целую неделю. Она радуется жизни и не боится говорить о смерти. Недавно у Тейлор спросили, какую надпись она хотела бы видеть на своем надгробии. Кинозвезда усмехнулась и ответила: "Здесь лежит Элизабет. Она ненавидела, когда ее называли Лиз".
* * *
Близкие называли ее Лиз, видимо, из-за ее живости и маленького роста - 1 м. 57 см., а она хотела быть большой и была великой во всех проявлениях женской красоты и достоинства, не исключая и пороков. Она трех лет каталась на пони, возилась с кроликами и т.п, ловила бурундуков, рано начала сниматься в кино, и семья жила на ее гонорары, поскольку художественная галерея ее отца в Беверли Хиллз не приносила доходов, так что миллиардеры подвернулись весьма кстати, правда, первый муж оказался пьяницей со склонностью к жестокости, но уже никто не мог помешать ей стать настоящей актрисой, хотя бы потому, что она и на съемках оставалась сама собой, как ребенок или зверек. Такой оставалась и в браке, и в любви, «как беззаконная комета в кругу расчисленных светил».
В красоте Элизабет Тейлор есть что-то тяжелое, сила характера или знак ее страждущей души, быть может..В глазах ее изумруды, при ближайшем рассмотрении без блеска и выражения. Она любила баснословные драгоценности, но в благотворительных целях могла отдать их без сожаления.
Одри Хэпберн, Софи Лоррен, Джина Лоллобриджида - все они могли бы справиться превосходно с ролью Клеопатры, но некая тяжесть в облике, несомненно свойственная египетской царице, обнаружилась лишь у Элизабет Тейлор.
Царица, да, конечно, это чудо,
Предстала королевой Голливуда.
Через тысячелетья вновь
Играет и поет любовь.
И чья ликующая слава,
Когда и Рима власть - забава,
Игра веселая и флирт,
О чем весь мир с тех пор твердит?
Не встанут уж великих тени,
Не к ним несут восторгов пени,
А плоть живая кружит кровь
И возбуждает в нас любовь,
Светясь, колдуя, как в тумане,
На исчезающем экране.
© Петр Киле