• Авторизация


Образ жизниДля чего мы танцуем... 10-03-2010 01:45 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Образ жизни


Для чего мы танцуем



  • 21 Сентября 2009 13:35

  • Екатерина Коптелова

  • PSYCHOLOGIES №41


Вряд ли найдется тот, кто никогда не испытывал желания двигаться под музыку: на дискотеке, концерте или наедине с собой, под захватившую сердце мелодию. Быть может, танцевать – глубинная потребность нашей души?



Танцевать человечество научилось еще в древнейшие времена, на самой заре своей истории. Для наших далеких предков танец был средством общения с богами. Правда, сюжеты были земные: дождь для урожая, удача в охоте... «Изначально танец носил сакральный смысл, – объясняет психолог, педагог музыкального движения Аида Айламазян. – Племя имело свой тотем в виде животного и поклонялось ему в ритуальных плясках, отождествляя себя с этим самым медведем или тигром и копируя характер его движений. Такой танец исполнялся не для самих танцующих и не для зрителей, а для божества». Сакральная функция требовала от танцующего вхождения в особые состояния сознания. «Это была экстатическая практика выхода за пределы личности», – добавляет специалист по танцевально-двигательной терапии Александр Гиршон.


С течением времени сакральная сторона человеческой культуры отделилась от светской – примерно так, как разделились в нашем сознании душа и тело. В культовых ритуалах танец существенно потеснили песнопения и духовная музыка. А светские балы, увеселительные карнавалы, маскарады стали настоящим праздником тела и танца.


Выразить сексуальность


Даже в самые что ни на есть пуританские или викторианские времена бал давал исключительную возможность людям противоположного пола прикасаться друг к другу, вступать в близкий телесный контакт во время танца. А в повседневной жизни на подобные прикосновения существовало табу. «В истории цивилизации парные танцы являлись в том числе частью сексуальной культуры, – комментирует Александр Гиршон. – В этом смысле танец – это демонстрация себя, выбор и испытание партнеров. Это встреча через телесное, невербальное общение. Ту же роль играли и пионерские дискотеки советских времен и продолжают играть клубные вечеринки наших дней».


Танец – это также способ проживать свою сексуальность. «Ведь человек – это в том числе и эротическое существо, – объясняет Александр Гиршон. – Исключить из жизни эту сторону своей натуры удается немногим. И после них никого не осталось».


Обуздание, контроль над сексуальной энергией является одним из основополагающих моментов большинства современных религий с их институтами монастырей, системой постов и регламентацией сексуальной жизни. «К примеру, основная критика с христианских, церковных позиций была направлена против социальных (светских) танцев, а не танца как искусства и датируется (в основном) XVIII–XIX веками, – уточняет Александр Гиршон. – Для этого есть как минимум две причины. Первая – прагматическая: необходимость отмежеваться от языческих течений, где танец составляет часть ритуалов. Вторая – идеологическая: противопоставление души и тела, столь важное в христианстве. То есть не танец собственно, а свобода тела и его проявлений – вот что отвергалось». Так доминирование разума над животным началом символизирует победу души над телом.


Но тело неизбежно требует компенсации. «Человек всегда находит способ обмануть табу, – уверяет психолог, танцетерапевт Александра Вильвовская. – Карнавалы, например, возникли как потребность обойти запреты церкви». Скрывшись под маской (вроде бы «это не я, а кто-то другой»), можно было дать выход ежедневно обуздываемой сексуальности, свободно выражать ее, не опасаясь осуждения.


Образ жизни


Для чего мы танцуем



  • 21 Сентября 2009 13:35

  • Екатерина Коптелова

  • PSYCHOLOGIES №41



Почувствовать тело


Почему увлечение танцами стало так популярно сегодня? «Современная культура испытывает очень сильную потребность вернуть себе телесность, – констатирует Александра Вильвовская. – Популярность обращения к телу – фитнес, велнесс и вообще культ здоровья и молодости, всплеск популярности спа и прочих подобных услуг, возрастающая популярность танцев – все это попытки восполнить недостаток телесности. Современному человеку свойственна «разделенность» со своим телом. Поэтому порой даже в танце мы прикасаемся друг к другу, но не позволяем себе наполнить этот контакт чувством. Мы ощущаем другое тело, но не чувствуем его». Нам предстоит заново научиться воспринимать тело (со всеми его потребностями и проявлениями) как ценность, научиться чувствовать его. И танец дает нам такую возможность.


В гармонии с полом


Танец (как правило) требует четкой половой идентификации. «В настоящее время мужчинам и женщинам (с разной степенью комфорта) приходится играть смешанные социальные роли, – объясняет психофизиолог Вита Холмогорова. – В танце (парном и не только) это разделение очень четкое, он все ставит на свои места». Он наполняет нас ощущением гармонии, приносит осознание принадлежности к своему полу. Это дает нам ключ к гармоничному взаимодействию с полом противоположным – хотя бы в процессе танца.


Включить удовольствие


«Главный двигатель и любительских, и профессиональных занятий танцем – удовольствие, – уверена Александра Вильвовская. – Танец откликается сразу на много человеческих потребностей. Это красиво, это дает возможность общаться, быть среди людей. И это движение, ведь двигаться – естественно для человека. Через удовольствие танец для многих становится как минимум любимым хобби, отличным дополнением к остальной жизни».


Ключ к удовольствию от танца лежит в психофизиологии, считает Вита Холмогорова: «Движение получилось – и мозг сразу получает положительный сигнал. Танец вообще дает мощные сигналы подкрепления, ощущение «я могу». В процессе танца в организме согласовываются все внутренние ритмы: сердцебиение, дыхание, давление в сосудах, вибрации... И как только все системы начинают работать слаженно, подчиняясь единому ритму, это снимает напряжение во всем организме. Нечто подобное происходит, когда человек, например, барабанит пальцами по столу, – ему необходимо некое повторяющееся ритмичное действие для согласования систем».



Танец для двоих



Бальные танцы очаровывают многих. В частности, потому, что в них отношения мужчины и женщины предстают в желанном для нашего разобщенного мира идеальном виде, убежден Станислав Попов, президент Русского танцевального союза.


«В бальных танцах есть завораживающая красота, как говорят зрители, «не из нашей жизни». Многие чувствуют, что танцы дают им возможность прикоснуться к чему-то более прекрасному, нежели наша повседневность. Для меня так было всегда: помню, как в пятом классе я просил маму сшить пиджак, чтобы ходить на танцплощадку. Тогда в только что открытые Лужники люди в пиджаках и галстуках приходили танцевать фокстроты, вальсы. Танцы были парными, и пары были красивыми. Позже появился шейк, брейк... словно отражение того, что происходит с современным институтом семьи и брака. Сегодня мы более разобщены, и, глядя на волнующий танец партнеров, на их совершенные, слаженные движения, многие чувствуют ностальгию по такому идеалу близких отношений».


Образ жизни


Для чего мы танцуем



  • 21 Сентября 2009 13:35

  • Екатерина Коптелова

  • PSYCHOLOGIES №41



Исцелить – значит сделать целым


«В ходе занятий танцами в работу включаются те отделы головного мозга, которые раньше «спали», – объясняет Вита Холмогорова. – Синхронизируется работа правого и левого полушарий. Активизируются все сенсорные системы: мы учимся одновременно слышать звуки, ощущать ритм, отслеживать движения, и за счет этого восприятие мира становится шире, объемнее. Танец улучшает и нашу связь с самими собой».


Он связан с чувственной стороной нашей натуры, с движением эмоций, а не мыслей. «Увлеченность танцем расширяет наше сознание, наше существование обретает большую интегрированность, целостность, – продолжает Александр Гиршон. – Противоречие между интеллектуальным, аналитическим и чувственным способами восприятия снимается. Кроме того, танец дает нам опыт принятия на глубинном, невербальном уровне, причем это может быть принятие во многих аспектах: принятие как согласованность с партнером, принятие как одобрение группы или сообщества, принятие как удовольствие для самого себя».


«Я танцевать хочу!»


Многие из нас чувствовали в себе эту потребность, с восхищением наблюдая за грациозными па балерин или отточенными движениями хип-хоперов. А может быть, стоит сказать себе: «Я могу» – и впустить танец в свою жизнь? «Начать танцевать – значит открыться переменам, начать меняться изнутри, – уверена Александра Вильвовская. – Любые изменения в жизни взрослого человека требуют решимости, и не каждый к ним готов. Но в танце человек соприкасается с собой настоящим. Это очень важное и редкое переживание. И те, с кем случилось это соприкосновение, благодарны танцу именно за это».



Танец как психотерапия


«Он учит нас понимать язык своего тела, помогая обрести целостность и найти контакт со своими жизненными ресурсами», – уверена психотерапевт, специалист по танцевально-двигательной терапии Гюзяль Логинова.


«Танец – это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: танец с самим собой, с другими людьми и с миром. Задачей терапевта является создание безопасного пространства терапевтических отношений. Именно в нем, анализируя отношения на примере движений с танцетерапевтом или другими людьми (когда это групповая работа), человек может научиться взаимодействовать с другими и самим собой. Танцетерапевт помогает ему ощутить, понять причину симптомов, болей, разного рода телесного дискомфорта или ограничений в движениях.


Восстанавливается диалог с самим собой, человек учится понимать язык своего тела, развивает способность использовать движение для выражения полного спектра чувств. Один из инструментов этого метода – танцевальная импровизация: это моменты исследования и выражения эмоций, фантазий, снов, воспоминаний средствами символического движения. Дело в том, что, когда мы двигаемся спонтанно, мы выражаем себя точно и честно: в этом движении бессознательное становится видимым, обретает форму; мы воссоединяемся с ним и получаем доступ к своим внутренним психологическим ресурсам. В результате открываются дополнительные возможности к самопознанию и обретению личностной целостности. А это и есть основная цель психотерапии».



вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (31): вперёд»
СОлег 15-03-2010-22:24 удалить
Анюта, помнишь, я тебе рассказывал про одну книжку, про камни?.. Я ее нашел-таки дома, но там не только про камни... Там есть и про танцы. Много есть, все не наберешь, хочу показать лишь статью "В ритмах танца":

Каждый вид искусства несет в себе эмоциональный заряд. Танец по силе воздействия занимает одно из первых мест. По словам Лукиана, "пляска не только услаждает, на также приносит пользу зрителям, хорошо их воспитывает, многому научает. Пляска вносит лад и меру в душу смотрящего, изощряя взоры красивейшими зрелищами, увлекая слух прекраснейшими звуками и являя прекрасное единство душевной и телесной красоты".

Во все времена танцы почитались одним из лучших даров, ниспосланных небом. У индусов, например, согласно мифам, хореография занимала видное место во всей системе божеств. Однако значение танца выходит за рамки религиозного.

В Древней Греции танец носил образовательное значение. Крупнейшие древнегреческие философы считали это искусство идеальным для гармонического развития человека. Аристотель даже определял образование как сочетание музыки и гимнастики. Сократ полагал, что значение танца шире: тот, кто лучше других почитает в танце богов, тот отличится на войне. Существовали военные танцы. О них пишет в "Анналах" Тацит (около 58 - около 117 гг. н. э.): "Вслед за тем Сабин отряжает отборных лучников против тех смельчаков, которые по обычаю этого племени плясали и пели перед крепостным валом" (Тацит, Анналы, IV, 47). Военные танцы способствовали не только физической, но и психологической подготовке.

У ряда племен танцы имели медицинское значение. Так, демонические церемонии сингалезцев основывались на очень древнем народном воззрении, согласно которому больной считался одержимым дьяволом или каким-либо демоном. Смысл обряда заключается в том, что каждый танцовщик являлся, в свою очередь, тоже как бы одержимым дьяволом и в своем танце демонстрировал борьбу дьявола с человеком. При этом предполагалось, что человек выходит победителем, сбрасывает с себя дьявольское бремя и выздоравливает. Вера во врачующую силу танца держалась тем более стойко, что в некоторых случаях, при определенных заболеваниях, и в самом деле наблюдались исцеления. Любопытно, что в современном обществе танец предлагают как средство снятия напряженности, которое, как показали исследования, действует особенно эффективно, если во время исполнения перед мысленным взором танцующих проходят художественные образы.

По своей природе танец - это не просто искусство, которое можно безучастно наблюдать со стороны. Музыка и ритм неизбежно вовлекают зрителей в действо, делают их соучастниками представления. О силе воздействия говорит тот факт, что нередко во время исполнения шаманского танца - камлания - в экстаз входил не только шаман, но и некоторые присутствующие.

Все это вместе взятое привело к тому, что в глазах древних танец имел магическое значение. Ритуалы, связанные с танцами, хранились в тайне. Поэтому еще во времена Лукиана, когда кто-нибудь разглашал тайны, люди говорили, что он "расплясал" их.
Ответ на комментарий СОлег # действительно.. танец можно и подразумевать как безаботность веселие.. как в детстве.. бесились.. я тебе и раньше говорила что танец лично для меня поднимает настроение.. а если посмотреть док.фильмы про различные племена..так у них все обряды танцами проходят.. танец это сила.. танам можно показать чувства эмоции и т.д.
Ответ на комментарий СОлег # Эркин Мукашев - Танец Под Дождем
В небе проплывали облака
Высоко…
И за ними скрылась вдруг луна
От чего…
Ветер парить желтую листвой
Кружится над землёй

И по чёрным клавиш об зонтам
Ветер звонкий
Наиграет старый джаз нам вновь
Что же с ним
На асфальте мокром от дождя
Танцуешь ты одна

Танец под дождём
Только мы вдвоем
Под одним танцуем зонтом
Танец под дождём
И пока сейчас
Эта музыка звучит для нас
Мокрые от слёз
Может от дождя
Не забыть мне эти глаза
Танец под дождём
Мне напомнит грусть
Наиграет мне осенний блюз

Всё осталось где-то позади
Наши разошлись с тобой пути
От мотив печального дождя
Танцуешь ты одна

Танец под дождём
Только мы вдвоем
Под одним танцуем зонтом
Танец под дождём
И пока сейчас
Эта музыка звучит для нас
Мокрые от слёз
Может от дождя
Не забыть мне эти глаза
Танец под дождём
Мне напомнит грусть
Наиграет мне осенний блюз
[700x527]
Ответ на комментарий Анюта_оленник # .
[468x698]
СОлег 16-03-2010-21:49 удалить
Анюта_оленник, да, я помню, что значит для тебя танец :) Это здорово. А у меня танец ничего кроме усталости не вызывает, потому и не люблю танцевать. А уж для тебя танец под дождем представляю, что значит :) Жаль, что я так равнодушен к танцу.
Ответ на комментарий СОлег # просто тебе нужен хороший партнер)))
СОлег 16-03-2010-23:21 удалить
Ответ на комментарий Анюта_оленник # Вот кого-кого, но партнера мне не нужно... Партнерша еще куда ни шла :))))) Но даже идеальная партнерша ничего не добьется, если мне мешают, ну... эти, как их... ну, ты поняла... там еще жизнь по сути :)))
Ответ на комментарий СОлег # яйца тут не причем.. самое главное они в другом нужны))) а то если при танце торчать будет это не суть важно))наоборот хорошо...)))))
я и имела в виду девушку))партнера)))
СОлег 17-03-2010-21:28 удалить
Ответ на комментарий Анюта_оленник # Ага, хорошо... :)) Суть в том, что я танцор никудышный, а глядя на Лешку, понимаю, что я полный нуль :)) Ну, кому что дано Богом... Хм... хорошо, когда будут торчать?? :))) Анютка, Анютка... девушка-партнер :)))
Ответ на комментарий СОлег # самая главная как ты себя в музыке чувствуешь и расслабляешься.. а не как кто другой танцует и комплексовать
СОлег 17-03-2010-23:17 удалить
Ответ на комментарий Анюта_оленник # Я равнодушен к той музыке, под которую можно танцевать. То, что я обожаю, не танцуется, хотя... как правило, я не видел, чтоб танцевали под Рамштайн, Арию, КиШ, а это меня расслабляет и заряжает энергией одновременно.
Ответ на комментарий СОлег # знаешь иногда мы творим такие действия что раньше бы никогда не сделали.. так что не стоит зарикаться.. вот если бы мы жили поблизости я бы тебя заставила раслабиться и подвигаться под музыку и не задумываться как именно
СОлег 17-03-2010-23:53 удалить
Ответ на комментарий Анюта_оленник # Да, знаю, иногда находит... Но это необычное состояние, а в обычном - я не танцую... И мне интересно, как бы ты меня заставила :) Проблема-то не в том, что я не танцую, а в том, что не получаю от этого удовольствия.
Ответ на комментарий СОлег # со мной ьы получал))))))))
СОлег 18-03-2010-00:14 удалить
Ответ на комментарий СОлег # О-о-о-о-о, это уже интересно интересно, что бы я получал... по попе и в угол? А что, тоже удовольствие... Для меня уже угол, как наркотик, привык :))))))))
Ответ на комментарий СОлег # нет угол отподает.. ну можно в углу потанцевать тебе
СОлег 18-03-2010-01:30 удалить
Ответ на комментарий СОлег # Опаньки, Анюта не ставит в угол... Что бы это значило? :)))) ТЫ не заболела?.. А где здесь подвох? :)
Ответ на комментарий СОлег # танец под дождем есть такое)) ну вот угловой танец это что то новое.. для тебя индивидуальное)) може в таком танце будешь чувствовать себя удовлетворенно))))
СОлег 21-03-2010-15:22 удалить
Ответ на комментарий СОлег # Танцевать в углу?.. Хм... А места не маловато будет?... :))) А где возьмем дождь в углу? :))
Ответ на комментарий СОлег # я буду тебя с лейки поливать)))
СОлег 23-03-2010-19:34 удалить
Ответ на комментарий СОлег # Э-э-э-э, короткий будет дождик :))) Я даже шаг не успею сделать :))) Я бы посмотрел, как ты танцуешь, ведь для тебя танец значит нечто намного большее, чем для меня.
Ответ на комментарий СОлег # почему же короткий)) можно побольше)) тут уже пожеланию)))
СОлег 23-03-2010-20:37 удалить
Ответ на комментарий СОлег # Тогда лучше в душ пойдем... Там он еще и теплый может быть :))))
Ответ на комментарий СОлег # а лучше ванну принять с шоколадной пеной
СОлег 23-03-2010-20:56 удалить
Ответ на комментарий СОлег # Ну вот, начали с угла и зашли в ванную :))) Мы в своем репертуаре... А еще лучше принять ванную с шоколадной пеной, наслаждаясь вкусом шоколада... :) Хотя, я ванну так давно не принимал, даже без пены... Мы все больше в парилке как-то...
Ответ на комментарий СОлег # а я разве сказала что не с шоколадной???????????????????????????????????????????????????
СОлег 23-03-2010-21:30 удалить
Ответ на комментарий СОлег # Спокойно, ты сказала про пену, а я про плитку шоколада говорил.
Ответ на комментарий СОлег # короче начали про танец про душу и восприятия тануа))закончили спором))))))))))))))))))
СОлег 23-03-2010-21:52 удалить
Ответ на комментарий СОлег # А спор обычно означает, что я возвращаюсь в угол, откуда я убежал сначала в душ, потом в ванную, потом кошолатку развернул, но все хорошее у тебя заканчивает в углу :)))))
Ответ на комментарий СОлег # ))))))))))))) для тебя угол как дом родной))


Комментарии (31): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Образ жизниДля чего мы танцуем... | Анюта_оленник - Дневник Анюта_оленник | Лента друзей Анюта_оленник / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»