Две тысячи лет богословы спорят, что страшнее -гордыня или прелюбодеяние. Католическая церковь, составив список семи смертных грехов, надолго озадачила все человечество. Этот список – скопище загадок, объяснить которые весьма непросто. Например, почему уныние -смертный грех, а убийство – нет? И таких вопросов гораздо больше, чем ответов.
Семь смертных грехов нередко называют библейскими. На самом деле в Библии про них ничего не говорится. Но понятие семи смертных грехов родилось не на пустом месте, а стало некоей квинтэссенцией идей из разных религий мира. Сначала появились общие понятия о добре и зле. Потом древние шумеры создали первый свод нравственных правил. Затем в индуистской религии возникло понятие греха.
Оно нашло отражение и в других религиях. Например, в древнеегипетской «Книге Мертвых», созданной тысячи лет назад. Там есть зависть, гордыня, гнев, прелюбодеяние, уныние. И если человек злоупотреблял при жизни этими пороками, то путь в царство мертвых ему был заказан. В иудаизме понятие греха упоминается в Пятикнижии.
Суровые отцы
Учение о главных грехах сформировалось в монашеской среде, в восточной христианской аскетике. Причем сначала их было восемь. Еще Киприан Карфагенский, умерший в 258 году, в сочинении «О смертности» упоминал восемь главных грехов. Но их список в большей степени стал известен благодаря трудам греческого монаха-теолога Эвагрия Понтийского, который составил список из восьми худших человеческих страстей. Ими он назвал гордыню, тщеславие, печаль, гнев, уныние, алчность, сладострастие и чревоугодие. Порядок в этом списке определялся степенью вредности этих страстей для человека. Гордыню богословы считали самым эгоистичным свойством человека, а потому самым вредным.
Этот список заметно отличался от библейских заповедей. В десяти заповедях Моисея упоминаются только похоть и зависть. А Иисус Христос в своей Нагорной проповеди обличал гнев и похоть. Так что богословы были пожестче и Иисуса и Моисея.
Главным творцом списка смертных грехов считается папа римский Григорий I Великий. В 590 году он сократил его до семи элементов, внеся понятие тщеславия в гордыню, печаль – в уныние, а также добавив новое – зависть. Немного переупорядочил: гордыня, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие и сладострастие. И фактически утвердил.
Главным популяризатором списка грехов можно назвать великого богослова Фому Аквинского, жившего в XIII веке. В своих трудах он окончательно определил концепцию смертных грехов, и именно в его редакции она получила широкое распространение. Фома Аквинский попытался объяснить людям, чем смертные грехи отличаются от других. Он отделил понятие порока от греха и утверждал, что грех превосходит порок в зле.
Свою лепту в развитие темы смертных грехов внес немецкий богослов Петер Бинсфельд, который в своем «Трактате об исповеди вершителей зла и ведьм» (1589 год) закрепил за каждым смертным грехом покровителя из царства тьмы. Люцифер, по его мнению, отвечает за гордость, Маммон – за скупость, Асмодей – за распутство, Сатана – за гнев, Вельзевул – за чревоугодие, Левиафан – за зависть, Бельфегор – за уныние (оно же лень).
Более поздние богословы растолковали людям опасность смертных грехов доходчивее. Например, Феофан Затворник в XIX веке писал об отличии смертного греха от менее тяжкого так: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его». В общем, «смертными» грехи названы потому, что они убивают душу.
Список лицемеров
Тем не менее вопросы к создателям списка оставались. Нравственные нормы, придуманные ими, очень разнились с окружающей средневековой действительностью. Церковь называла главным грехом гордыню, но потворствовала монархам, кичившимся своей властью. Сама демонстрировала тщеславие помпезными процессиями. Выражала гнев по отношению к еретикам. Демонстрировала алчность при сборе десятины. Монахи, так же как и все люди, порой впадали в уныние, леность и не отказывали себе в чревоугодии. Разве что сладострастия старались избегать.
Нет сомнений, богословы, придумавшие список смертных грехов, были высоконравственными людьми. Но следует отметить, что и папа Григорий I Великий, и Фома Аквинский были выходцами из богатых дворянских семей и никогда не испытывали нужды. Например, Фома был седьмым сыном графа Ландольфа Аквинского. А Григорий во главе римской церкви получал большие доходы с ее земельных владений, занимавших площадь порядка 4,5 тысячи квадратных километров в Италии, Африке, Галлии и Далмации, а также на островах Сицилия, Корсика и Сардиния.
И сама церковь постепенно проникается состраданием к порочности человеческой природы, понимая, что ее все равно не исправить. Например, в 2005 году по благословению Иоанна Павла II в Италии был издан первый в мире католический путеводитель по сексу с революционным названием «Грех не делать этого». В книге кардиналы и епископы открыто призывают католиков чаще заниматься любовью. Цитата из книги: «Сексуальную близость можно сравнить только с любовью, связующей Отца, Сына и Святого Духа…»
Говорят, что в Ватикане бурные дебаты вызвала петиция французских рестораторов к главе католической церкви с предложением исключить из списка смертных грехов чревоугодие, поскольку вкусная еда смягчает нравы и изгоняет уныние…
Времена меняются
Жизнь не стоит на месте. И даже церковные каноны меняются. Не исключено, что список смертных грехов может расшириться в связи с веяниями времени. Во всяком случае, епископ католической церкви Джанфранко Джиротти уже внес предложение присовокупить к семи имеющимся еще семь «социальных грехов».
1. Нарушение биоэтики (например, контроль рождаемости).
2. Научные исследования, сомнительные с точки зрения морали (например, связанные со стволовыми клетками или генной инженерией).
3. Загрязнение окружающей среды.
4. Усугубление растущей разницы между бедными и богатыми.
5. Излишнее богатство.
6. Злоупотребление наркотиками.
7. Доведение до бедности.
Олег ЛОГИНОВ