[показать]Жан Батист Шарден (1699-1779) увлекся этой техникой, разменяв седьмой десяток. Один из его шедевров – «Автопортрет в очках» (1771) сделан именно пастелью.
[показать]Она рисовала только пастелью, причем знала секрет, как зафиксировать нестойкий цветной порошок на бумаге. Даже по прошествии веков ее работы не утратили яркость.
[показать]Морис Кантен де ла Тур (1784-1788). Автопортрет. 1751Чрезвычайно популярный Морис Кантен де ла Тур (1784-1788) писал в этой технике огромные парадные портреты (например, портрет Людовика XV), для которых склеивал бумагу из нескольких кусков. Куски вырезались по контуру, крепились на холст, а стыки маскировались размашистыми штрихами.
Пережив в XVIII веке звездный час, в следующие столетия пастель не утратила влияние, но выбрала специализацию. Вне зависимости от того, что именно художник рисует пастелью – пейзаж, портрет, натюрморт или визионерский этюд, -- эта техника подходит для интимного, камерного искусства, не для тронных залов, но для частных интерьеров. Живописец берет пастель, когда создает что-то для себя, по зову души. Поэтому пастели больших мастеров – это пронзительное по искренности искусство. Пастели полны игры и импровизации. Имперские державные стили – классицизим, ампир, академизм – не сильно жаловали эту технику. А романтики открывали в материале все новые и новые возможности.
На рубеже XIX-XX веков пастель снова оказалась в моде. Импрессионисты любили ее за яркость и возможность передать полновесность солнечного света. Родоначальник символизма Одилон Редон (1840-1916) воплощал в пастели свои мистические видения. В музее Орсэ в Париже рисунки мелками Редона демонстрируются в отдельном зале.
[показать] В мае 2004-го на аукционе Christie’s в Нью-Йорке его пастель «Ваза» (90х73 см) ушла за $ 3,8 млн.
Непревзойденным мастером пастели был Эдгар Дега. «Бель эпок» -- как мы ее сейчас себе представляем-- обеднеет многократно без его пастелевых певиц, жокеев, голубых балерин. Дега обладал острым глазом и непогрешимым рисунком, что позволило ему добиться в пастели невиданных эффектов. Никогда еще рисунки пастелью не были так трепетны, виртуозно небрежны и так драгоценны по цвету.
[760x763] В феврале 2007-го на аукционе Sotheby’s в Лондоне пастель Дега «Три танцовщицы в фиолетовых юбках» была продана за $7, 87 млн.
В России в пастели работали Репин, Серов, Левитан, Кустодиев, Петров-Водкин. Серов в этой технике писал деревенские этюды, использовал он пастель в знаменитом портрете Анны Павловой (1908), ставшим плакатом «Русских сезонов» в Париже.
[627x736]
Очень любила материал Зинаида Серебрякова. Она обладала талантом видеть ценность в обыденном: в семейном завтраке или утреннем туалете. Яркие тона пастели донесли до нас непосредственность и свежесть ее взгляда.
Зинаида Серебрякова (1884-1967). Обнаженная 1934
…XX разрушил границы между видами и жанрами искусства: современная инсталляция может включать как традиционную живопись, так и видео-арт. Художники создают картину, используя и обыкновенные краски, и технику фотопечати. Сегодня в арсенале творца невероятное количество разных технологий. Более того: перенимая прогрессивные производственные стратегии, художники зачастую перекладывают воплощение замысла на подрядчиков. Собственно, нет разницы, кто делает картины, печатает фотографии, создает объекты. Если артист с помощью рекламы превратил свое имя в бренд, денег стоит его подпись, а уж на каком именно произведении она поставлена, -- вопрос второй.
И в этой циничной ситуации все, что создано непосредственно художником, все, что хранит отпечатки его пальцев, -- эскизы, рисунки, наброски, оригинальные (не тиражные) произведения искусства, -- приобретают особую ценность. Иные коллекционеры собирают лишь такие «настоящие» работы. Среди них -- Сергей Кривошеев и Мария Салина. В 2006-м их собрание акварелей, пастелей, рисунков, скульптуры рубежа XIX-XX веков показали в ГМИИ им.Пушкина.
В США и европейских странах существуют общества художников, рисующих пастелью. UK Pastel Society создано в 1898 году, Pastel Society of America – в 1972-м, International Association of Pastel Societies – в 1994-м. Работают подобные объединения в Петербурге и Москве.
Пастель стала жанром для собирателей и знатоков, обладающих вкусом, имеющих собственное мнение, которые гонятся не за модными брендами, но за безусловным пластическим качеством.
[662x800]
Примечание: Пастель (французское pastel, итальянское рastello, уменьшительное от pasta – тесто) – живопись сухими мягкими цветными карандашами без оправы. Карандаши сделаны на основе разноцветных пигментов, стертых в тонкий порошок, с добавлением гуммиарабика, молока, иногда –мела, гипса, талька. Пастельными карандашами рисуют на шероховатой, чаще цветной бумаге, картоне, грунтованном холсте, пергаменте, замше.
Примечание: «Нет ничего удобнее, чем этот вид живописи, -- писал о пастели Роже де Пиль в трактате «Первые основы живописи» (1684). – Здесь нет зависимости от масла (то есть масляных красок, которые быстро сохнут и темнеют), работу можно оставлять и снова начинать по желанию и сообразно со наличием времени. Различными карандашами можно делать то же, что и кистью, и работа первых, производит такой же эффект, что и вторых».