На следующую лекцию опять пришлось бежать на другой конец ИТМО, чтобы послушать, как же всё-таки зародился в Петербурге русский жестовый язык. На лекции Денис рассказал, что русский жестовый язык, как и американский, сформировался на основе французского, а первая в России школа глухих, открытая в начале девятнадцатого века, работала в крепости Бип в Павловске. Позднее училище глухих располагалось также на углу ул. Гороховой и набережной Мойки, за Красным мостом. Интересны две истории о том, как создавались жесты: например, в училище был мальчик с большими ушами, которого звали Иосиф - его обозначали жестом, показывающим, что он с большими ушами, и впоследствии этот жест распространился на представление о святом Иосифе из Евангелия. Или в это же училище приезжал француз, который носил большое жабо, и впоследствии через жест, демонстрирующий жабо, курсанты стали обозначать всех французов. В течение лекции я старалась следить за жестами переводчика и уловить используемые символы, но как-то это не очень получалось В конце лекции нам показали дактильную азбуку и я спросила Дениса, как соотносятся жесты, обозначающие буквы, и жесты обозначающие понятия, в языке, на что он привёл пример, что существует жест, который означает - "мальчик", а если перед ним используется жест, обозначающий букву "д", то всё понятие означает "дядя". В целом лекция была очень увлекательной, но я спешила снова на другой конец ИТМО на нидерландский, и ушла немного пораньше. Спасибо Денису и его школе. На четвертом часу фестиваля мне также была очень интересна лекция "Сопоставительный анализ славянских языков" - нидерландский был в той же аудитории, но когда я пришла туда - ведущая уже стирала с доски.
Вместо ключевой фотографии - небольшой ключевой видеофрагмент и сопровождавший его слайд..