• Авторизация


Интересная инфа 29-11-2009 01:57 к комментариям - к полной версии - понравилось!


И.С.Кон о развитии лесбийского движения
Муза – женщина. Музыка – женщина. Поэзия – женщина.Жизнь – женщина. Ну как тут не стать лесбиянкой? Вера Павлова
Историческое групповое самосознание лесбиянок, пришло на много позже чем к геям и в более политизированной форме. Лесбийский феминизм зародился в США в 1960-х годах и быстро распространился в Европе. Решительно порывая с прежними образами нежной любви между женщинами, новые амазонки провозгласили лозунг: «Феминизм – теория, лесбиянство – практика». Идеологи лесбийского феминизма доказывают не просто равенство, а преимущества лесбиянства над всеми прочими видами любви, вступая в острый конфликт с феминистками старшего поколения...
«В лесбийско-философской литературе лесбиянство обычно означало отношения гармонии и счастья, бегство от ужасов гетеросексуальности, обещание самореализации и здоровой независимости. Тьма и отчаяние, которым в прежней литературе были обречены лесбиянки, теперь проецируются на гетеросексуальных женщин, еще не узревших света. Если в прошлом юмор обращался против лесбиянок, сатирически изображая любовь между женщинами, то теперь он используется для осмеяния глупости патриархальщины и гомофобии» (отрывок из «Воительниц» Моника Виттиг). Индивидуальное самосознание, художественное творчество и политическая борьба были для этих женщин неразрывны.
Лесбийская любовь занимает заметное место в культуре Серебрянного века. Некоторые историки небезосновательно подозревают в этой склонности знаменитую подругу Екатерины II княгиню Екатерину Романовну Дашкову.
Одна из первых русских феминисток, основательница литературного журнала «Северный вестник» Анна Евреинова (1844-1919) много лет прожила совместно со своей подругой жизни Марией Федоровой, а Наталия Манасеина, жена известного ученого, даже оставила мужа ради поэтессы-символисткой Поликсеной Соловьевой (1867-1924) (см журнал Тема №7 стр.8).
Первым художественным описанием лесбийской любви в русской прозе стала книга Лидии Зиновьевой-Аннибал «Тридцать три урода» (1907) с мелодраматичном сюжетом.
Большинство любовных связей между женщинами оставались лишь фактами их личной жизни. Роман Марины Цветаевой и Софьи Парнок оставил заметный след в русской поэзии. Культура Серебрянного века сделала однополую любовь значительно более видимой, слышимой и, что особенно важно, понятной для непосвященных.
В своей первой поэме в прозе «Эдвард Дайк» (1970) (слово Dyke было ругательным наименованием мужеподобной лесбиянки), американская поэтесса и драматург Джуди Гран, описала молодую лесбиянку, которую психиатры всеми средствами «убеждают», что она ненормальна, а она утверждает, что любить – значит делать то, что я хочу, а не то, что нравится врачам.
Рита Мае Браун, исключенная за политическую активность и вызывающее поведение из Флоридского университета, в 1973 г. опубликовала страшно забавную автобиографическую книгу «Гранатовые джунгли» (Rubyfruit Jungle – название содержит намек на женские гениталии), которая стала бестселлером и по сей день остается самой читаемой лесбийской книгой.
Сильные и слабые стороны радикального лесбийского феминизма особенно ясно видны в творчестве известной французкой писательницы Моники Виттиг. Ее первый роман «L’Opoponax» (1964), о любви двух девочек в католической школе, был хорошо встречен критикой и получил престижную премию. По мнению Виттиг, гендерные различия не имеют онтологической реальности и основаны только на отношениях власти для оправдания собственного господства. Чтобы уничтожить мужское господство, недостаточно уравнять мужчин и женщин в правах, нужно уничтожить само понятие пола/гендера, основанного на отношениях репродукции. Именно это делают радикальные лесбиянки. Однажды в студенческой аудитории, когда Виттиг доказывала этот свой тезис, кто-то нахально спросил: «Скажите, а влагалище у вас есть?», на что она так же вызывающе ответила: «Нет!»
Ее мысль сводится к тому, что лесбиянки не имеют тех социальных ролей и идентичностей, с которыми чаще всего ассоциируется образ и самосознание женщины – матери, жены и любовницы, причем все эти ипостаси женщина приобретает только благодаря мужчине. Но ведь мужчина не может стать отцом, мужем и любовником без женщины. Здесь налицо не угнетение, а взаимозависимость и гендерное неравенство. Как резюмировала идеи Виттиг влиятельная американская философ-лесбиянка Джудит Батлер, единственное средство подрыва принудительной гетеросексуальности – «радикальная лесбиянизация всего мира».
Политизация лесбийской любви обворачивается дополнительными трудностями для них самих. Осуждая былую закомплексованность лесбиянок, радикальный лесбийский феминизм утверждал, что лесбиянки не только имеют право на счастье, но обязаны быть счастливыми. Но разные люди счастливы по-разному, любые однозначные предписания их калечат.
В сравнении от либеральных лесбиянок, радикальные лесбиянки выдвинули норму политической корректности, согласно которой любовные отношения между женщинами ни в чем не должны напоминать разнополых отношений. Традиционное деление лесбиянок на активных мужеподобных «бучей» и женственных «фем» было объявлено ложным клеветническим стереотипом, построенным по образцу гетеросексуального брака.
Радикальные лесбиянки инициировали шумные кампании за запрещение любой порнографии, считая всякое изображение женщины в сексуальном контексте оскорбительным; гетеросексуальные женщины, которые могут вообразить себя участницами подобных сцен, ничего обидного в них не видят и относятся к «мужской» эротике более терпимо. Довольно напряженными были и их отношения с геевскими организациями, несмотря на наличие общих врагов.
В конце 1980-х годов в лесбийской литературе наметился отказ от чрезмерной политизации отношений между женщинами, где делается больший акцент на частной жизни, включая сексуальность и эротику, стали писать о ранее запретных темах (пр.: женский садомазохизм, сексуальная техника и т.д.), появилась специфически лесбийская эротика и порнография, учебники «женского секса», а также иконографии женского тела и эротические произведения.
Спрашивайте в "ГендерДок-М": Книгу И.С.Кона "ЛУННЫЙ СВЕТ НА ЗАРЕ. Лики и маски однополой любви" - М.: Олимп.
Это первое профессиональное исследование. В книге проанализированы интересные исторические факты, касающиеся жизни многих известных и талантливых людей; без умолчании, откровенно рассмотрены сегодняшние проблемы однополой любви в биологическом, психологическом, юридическом, гуманитарном аспектах.


по материалам книги и.С.Кона "Лунный свет на заре",
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Интересная инфа | Звездная_Кошечка - Дневник Марина | Лента друзей Звездная_Кошечка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»