Я часто подаю в храм записки о поминовении моих ближних, но сам присутствую на службе очень редко. Не теряют ли мои прошения от этого силу?
Истинная любовь не может ограничиться только тем, чтобы так или иначе побудить других молиться о наших близких.
Не все на священника возверзем, но сами яко же об общем Теле, о Церкви всей тако да печалуем, говорит Типикон (Устав) об участии молящихся в богослужении.
Любовь не в том, чтобы только подать поминание, заказать молебен и самому успокоиться.
Возношение на молитве служит, отнюдь, не только для того, чтобы об известных лицах напомнить Господу Богу: в вечной памяти у Господа все имена — всех бывших, сущих и будущих; возношение имен имеет в виду, главным образом, напомнить НАМ, о ком мы должны молиться.
«Редко можно найти такого человека (мирянина, священника, монаха), который бы взял на себя телесный подвиг отречения от каких-то удобств, развлечений, удовольствий и стал совершать усиленную молитву ради вашего усопшего. Как правило, все ограничивается поминовением.
Но, молитву нельзя заменить только формой — произнесением имени и выниманием частицы из просфоры — этого демоны-мучители не боятся, они изгоняются “молитвою и постом” (Мк. 9; 29).
Потому, так необходима своя молитва, милостыня бедным, утешение скорбящих.
Потому, великое благо — найти и сомолитвенника молящегося. Но это трудно».
Нельзя ли на Родительских субботах зачитывать только первые два-три имени из каждой записки? Очень устаешь иногда слушать сотни имен незнакомых тебе людей.
«Долг самих богомольцев, — говорит и святитель Афанасий (Сахаров), — разделить и восполнить труд священнослужителей, не оставаться пассивными, праздными при утомительном перечитывании священнослужителями имен.
Неоднократным перечитыванием своих помянников они показали бы всю полноту любви своей к усопшим, ради которых и подъемлется этот утомительный труд многократного перечитывания.
А перечитывание родных и знакомых имен не будет утомительным, ибо почти каждое имя связано с рядом воспоминаний, иногда очень дорогих.
Эти молитвенные воспоминания дорогих каждому лиц, молитвенные труды в память их каждого отдельного богомольца, объединяясь с возглашаемым от священнослужителей общим поминовением всех прежде почивших, сплетаясь с умилительными песнопениями Церкви, будут не только угодны Господу и отрадны усопшим, но и для самих молящихся сделают то, что поминовение усопших по помянникам перестанет быть скучным и утомительным».