Слова, как ключи - Правильно подобрав,
можно открыть любую душу и закрыть любой рот.
Сила слова
Есть слова - словно раны, слова - словно суд
с ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать и предать, и купить,
слово можно в разящий свинец перелить...
------------------
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
Я.Козловский "Слово"
Ораторским искусством владеют, увы, далеко не все, а вот выступать публично приходится всем - хотя бы раз. Я не знаю ни одного человека, которому удалось этого избежать, начиная со школьной скамьи и до представления начальству годового плана или квартального отчёта — это тоже выступление, пусть и маленькое, но не менее важное. Но сделать это правильно и красиво получается не у всех.
Предлагаю вам небольшой конспект от специалиста по звуку Джулиана Трежера. Джулиан не просто изучает звук. Он изучает его влияние на человека и даёт советы, как использовать его с максимальной пользой не только в бизнесе, но и в простом общении со своими близкими. Он демонстрирует инструменты мощной речи: от практичных вокальных упражнений до советов, как говорить с эмпатией.
Мне кажется многим будет интересен его опыт.
------------------------------
7 смертных грехов общения (возможно он не полный):
1. Сплетни - перемывать косточки тому, кого нет рядом. Тот кто сплетничает с нами о ком-то, через 5 минут будет сплетничать о нас.
2. Осуждение - довольно неприятно слушать кого-то, зная, что и вас осуждают за что-то.
3. Негативность - очень тяжело слушать человека, который всё воспринимает негативно. Особенно нытьё, которое стало межнациональным.
4. Нытьё - вирусное бедствие, которое не распространяет в мир свет.
5. Оправдания - практически каждый имеет свою катапульту для перекидывания вины на кого угодно, отказываясь от ответственности за своё поведение.. слова
6. Враньё - приукрашивание, преувеличение которым пользуются люди чтобы стать более интересным собеседником, но в результате с таким человеком становиться не интересно уже на следующий раз, зная эту склонность.
7. Догматизм - смешение фактов и мнений, которыми нас засыпают, как будто это и есть истина, при этом убеждают соглашаться. Время потраченное впустую с таким собеседником.
Если постараться избавиться от этого мусора в речи, то можно удивительным образом достичь великолепных результатов в общении с людьми.
Самый конструктивный способ разобраться с этим:
4 краеугольных камня-основы для опоры, если хотим, чтобы наша речь была сильной и могла изменить нашу реальность.
Вместе они образуют слово - HAIL (англ - град, далее ИАЧЛ) имеющее след значение - восторженное приветствие,
итак:
H (И) - искренность
A (А) - аутентичность. Просто быть самим собой.
I (Ч) - честность, делать то, что сказал; быть тем, кому можно доверять
L (Л) - любовь - пожелание людям добра.
Абсолютная честность - это не совсем то, что нам нужно, к примеру - о, ты сегодня отвратительно выглядишь!
Но уравновешенная любовью честность - это превосходно.
По другому это называется - деликатностью.
Если по настоящему делать людям добро, то очень трудно в то же время осуждать их.
Итак, есть еще несколько инструментов звучания голоса:
РЕГИСТР. Фальцет - высокий регистр звучания, который весьма сложно воспринимается.
Если вы хотите придать вес своим словам, желательно понизить глубину своего голоса. Более низкое звучание голоса ассоциируется с авторитетом и властью. Этого можно добиться специальными упражнениями для голосовых связок.
Не меньшее влияние на восприятие вашей речи оказывает ТЕМБР голоса - мягкие, тёплые, как горячий шоколад, с богатыми оттенками, голоса..
Если ваши голоса не такие - это еще не конец света. Его можно и нужно тренировать. Ищите специалистов по сценической речи - есть спец упражнения по дыханию, осанке и звучанию, которые улучшают тембр голоса..
Есть великолепная методика Владимира Багрунова, раскрывающая феномен Шаляпина.. И его ученика Кирилла Плешаков-Качалина, который развил его методику и показывает чудеса голосового аппарата.
Далее - ПРОСОДИЯ. Это совокупность ударения, тона, интонации, т.е. это мета-язык, используемый нами для передачи значений. Это первое, что придаёт смысл беседе. Потому что тех, кто говорит на одной ноте, весьма сложно, трудно слушать монотонную речь, какой-бы интересной темой выступление не было.
Сейчас популярна повторяющаяся просодия, при которой каждое предложение заканчивается на вопросительной ноте, даже если это не вопрос, а утверждение. И если повторять такое без конца, это ограничивает способность коммуникации через интонацию, что досадно. Потому надо пресечь эту привычку.
ТЕМП. Выступающие люди часто бывают взволнованы и говорят либо быстро-быстро, либо медленно-медленно да еще и заикаются.
Поэтому не менее важно уметь регулировать темп своей речи и, если вы хотите что-то выделить в ней - надо значительно замедлить важные слова, чтобы сделать на них акцент.
И наконец - ТИШИНА-ПАУЗА в разговоре. Не стоит её заполнять паразитами вроде "э-э-э" или "хм-м-м-м". Эти паузы бывают самыми многозначительными и сильными в речи.
За руку с темпом идёт ВЫСОТА голоса. Возбуждение можно передать только с её помощью.
- Где ты оставил мои ключи?
проговорите эту фразу с разной высотой голоса и вы поймёте насколько разные значения они несут.
И наконец, ГРОМКОСТЬ. Можно очень увлечься вариациями громкости - таким как крик или шёпот, которые также окрашивают речь.
Некоторые люди вещают без перерыва - постарайтесь этого не делать. Это называется "содкастинг" - навязывание вашей речи всем вокруг бесцеремонно и небрежно. Это отсутствие культуры речи.
Поэтому, если вы хотите быть интересным собеседником, красиво выступать и быть услышанным, мочь донести смысл своей речи до каждого, необходимо работать над своим голосом и хорошо его развивать.
Есть упражнения предварительного разогрева голосового аппарата. 6 вокальных разминок:
1. руки вверх, глубокий вдох и выдох "а-а-а".
2. разогрев губ - "ба", "ба", "ба".
3. фыркать , как лошадь, расслабив губы - "фыр-р-р"
4. разогреем язык - "ла", "ла", "ла"...
5. рычите - р-р-р-р...
6. а теперь голосом, начиная с высоких звуком и заканчивая низким - "Ви-и-и-оу-у-уу"
А теперь важная мысль!
Вначале было Слово! и Слово было Бог! А Слово - это звук!
Но мы все, к сожалению, не очень-то хорошо изъясняемся, нас обычно плохо слушают в шумной обстановке с плохой акустикой. Каким бы был мир, если бы мы все чётко говорили с людьми, слушающими осознанно в обстановке, служащей цели? Каким бы был мир, если бы мы осознанно выдавали звуки и осознанно их потребляли и проектировали обстановку специально для хорошего звучания?
Тогда это был бы мир звучащий поистине прекрасно, мир в котором понимание было бы нормой.