Слова Александра Бешенцова
Музыка А.Давыдова
Отойди, не гляди,
Скройся с глаз ты моих;
Сердце ноет в груди,
Нету сил никаких,
Отойди, отойди!
Мне блаженства с тобой
Не дадут, не дадут;
А тебя с красотой
Продадут, продадут.
Отойди, отойди!
Для меня ли твоя
Красота - посуди.
Денег нет у меня,
Один крест на груди.
Отойди, отойди!
Иль играть хочешь ты
Моей львиной душой
И всю мощь красоты
Испытать надо мной?
Отойди, отойди!
Нет! с ума я сойду,
Обожая тебя,
Не ручаюсь, убью
И тебя, и себя,
Отойди, отойди!
<1858>
Думаю, в представлении не нуждается!
Популярный цыганский романс, впервые опубликован в 1858 году. Первую версию мелодии написал в 1840-е годы Александр Варламов. В дальнейшем на стихотворение написаны романсы В. П. Лемтюжникова (1885) и А. Д. Давыдова (1900-е гг.).
Бешенцов Александр Николаевич (1809-1883) - поэт, прозаик.
К сожалению, изображения поэта не нашла.
Как поэт он, если и известен, то по уничтожающему отклику Н.А. Добролюбова на его стихи, опубликованному в первом номере "Современника" за 1859 год. Мало того, Бешенцов вступил в полемику с властителем умов, опубликовав брошюру "По поводу рецензии", в которой обвинил Добролюбова в недобросовестности и личной неприязни. Ответ критика последовал в "Свистке", что окончательно решило поэтическую судьбу Бешенцова , поставив на ней крест. Но романсы многих поэтов жили своей жизнью, независимой от поэтических или политических баталий, а, зачастую, и от самого поэта. Подобное произошло и с тремя романсами на стихи Бешенцова . Музыку к одному из них, ставшему цыганской классикой " Отойди , не гляди , скройся с глаз моих", написал в 1840-е годы А.Е. Варламов, а в конце века А.Д. Давыдов и В.П. Лемтюжников.
Поет Лев Серебряков
Два романса на стихи Бешенцова "Зачем агатовые глазки" и "Мне хочется слушать тебя" написал в 1870-е годы А.И. Дюбюк и они тоже входили в цыганский репертуар.
Александр Давыдович Давыдов(1856–1910) (наст. фам. - Карапетян) Александр Давыдович ( 1849, Кавказ - 1911, Петербург) - русский певец (тенор), артист оперетты и эстрады.
По национальности армянин. Пел в хоре Итальянской оперы в Тбилиси. В 1876 исполнил
партию Торопки ("Аскольдова могила") на сцене
Большого театра (впоследствии неоднократно выступал в этой партии).В 1879-1884 работал в Малом театре Москвы С 1876 выступал в Московском народномтеатре С. В. Танеева, затем в Московском артистическом кружке - преимущественно в опереттах, "Птички певчие", "Синяя борода" Оффенбаха, "Лёгкая кавалерия" Зуппе, "Корневильские колокола" Планкета и др. После успеха в музыкальной
мозаике "Цыганские песни в лицах Давыдов основное внимание уделял
исполнению на концертной эстраде цыганских песен (его называли "королём цыганского романса"). Давыдов обладал красивым мягким голосом,
большим сценическим обаянием.
Широкую популярность завоевали исполненные им романсы: "Пара
гнедых", "Нищая", "Не говори, что молодость сгубила", "Отойди" и др.
Поет Татьяна Доронина из т/ф "Очарованный странник"