• Авторизация


Семейные обряды 08-06-2009 14:16 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Татьяна_Зеленченко Оригинальное сообщение

Семейные обычаи и обряды украинцев. Фрагменты неизданной книги.



В середине 90-х я сделала целую серию дешевых книжек на украинском языке по украинской этнографии: украинские праздники, семейные обычаи и обряды, языческая мифология, украинский костюм, демонология. На каждой странице такой книжки был расположен линейный рисунок и небольшой рассказ-информация, рассчитанная на детей среднего школьного возраста. К сожалению, из-за дефолта 98 года книги не были изданы. Из всей серии была издана только одна книга: «Украинские народные праздники», даже дважды. При этом, книжку раскупили мгновенно и массово и для садиков, и для школ, и для педучилища, и для педагогического института.
Что касается книги, посвященной семейным обычаям и обрядам, то она включала сведения о родильных, свадебных и похоронных обычаях украинцев. Я глубоко изучала различные обряды на Украине. Книга была рассчитана на детей, и отразить в ней полную картину этих обрядов было невозможно. Вот несколько рисунков из неизданной книжки "Семейные обычаи и обряды". Я снабдила их комментариями, которых не было в "детском" варианте.
СВАТОВСТВО ДЕВУШКИ.
"Примите меня, мама, я ваша невестка" — такими словами, как ни странно, два века тому назад девушка начинала сватовство. Согласно с существующими обычаями, она имела на это такое же право, как и парень.

[591x414]

Этот обычай как отзвук матриархата издавна бытовал у разных народов и не противоречил традиционным брачным ритуалам. Но уже в средневековье этот обычай начал восприниматься как нежелательная форма сватовства. Определенное исключение составляли украинцы. В их среде он, в это время несколько забытый, зажил новой жизнью. Этому способствовало, в частности, то, что из-за постоянных войн мужчины надолго уходили из родного дома, а семью возглавляли женщины. Учитывая это, росли их права в семье, в том числе приоритет в сватовстве. Недаром тогда бытовало выражение «взять замуж» — вместо более позднего «выйти замуж».
Девушка предлагала парню руку, не заручаясь его согласием, причем ей очень редко отказывали, потому что это могло накликать несчастье. О силе этой традиции свидетельствует обычай, который существовал в XVIII ст.: преступника, осужденного к казни, могли помиловать, если какая-либо из девушек выражала желание взять его мужем.
Однако в меру того, как росла роль мужчин в общественной сфере, такие обычаи постепенно забывались. И уже в конце XIX ст. инициатива в сватовстве полностью перешла к парням, а роль девушки свелась к стыдливому ковырянию печи и представления старостам свадебных рушников.

ДЕВИЧНИК устраивали в канун свадьбы как символ прощания со свободной жизнью. Такие молодежные вечера делали отдельно в жилищах молодой и молодого. Это был обрядовый акт отделения невесты от неженатой молодежи.
Девичник в доме невесты отмечался особенной лиричностью. Девушки-подруги украшали обрядовое деревце (вишневое деревце или ветвь сосны) цветами, лентами и букетиками колосков, изготовленных во время барвинковых праздников. Собирание барвинка для венков превращалось в своеобразный обряд с песнями, общением с силами природы. Деревце символизировало невинность, красоту и молодость. Вместе с украшением деревца изготовляли маленький букетик или венки для молодого и молодой.
Одевание венков сопровождалось ритуалами. На полу расстилали белое полотно, на которое ставили хлебную кадку, сверху клали подушку. Невеста садилась на нее (на Прикарпатье — на застеленное тулупом ярмо), после чего брат расплетал ей косу, а девушки украшали голову свадебным венком. В более давние времена все эти действия выполняла мать.
Старшая дружка цепляла молодому венок к шапке или шляпе, сажала возле невесты на тулуп и накрывала их полотенцем или посыпала рожью.
После этого молодых называли князем и княгиней, они собирали дружину (свадебный поезд) и шли приглашать родню и соседей на свадьбу.
Обратите внимание на такой момент, как присутствие во многих обрядах шкуры или вывернутого тулупа. Корни этого символа богатства уходят в языческие времена. Бог Велес- покровитель скота и одновременно бог богатства, которое определялось наличием стад и количеством животных в этих стадах, был одет в шкуру животного, покрыт волосами. Даже стебли растений воспринимались, как волосы Велеса. Отсюда возник обычай, называемый "Велесова борода": пучок колосков оставляли несжатыми на поле, завязывали колоски узлом и приносили этой "бороде" жертву в виде пищи. Так что усаживание на вывернутый кожух,- своеобразное пожелание богатства.

[591x429]

Что касается ритуала украшения деревца, то символ мирового дерева встречается во многих религиях мира. Этот наглядный образ был доступен человеку, чье мышление определялось мифологией. Дерево - своеобразная модель построения мира: нижний ярус - подземный мир, средний - реальная жизнь на земле, верхушка уходит в небеса, туда, где обитают боги и души умерших. Вот и оформляется эта модель, украшается, приспосабливается к новым ритуалам.
Ну, а венок - круг - кольцо - солярные знаки. Эток знак движения "по Солнцу" присутствует и прикладном искусстве, и в хороводах.

ВЫПЕКАНИЕ КАРАВАЯ — один из самых распространенных свадебных обрядов, который символизировал освящение обществом вновь созданной семьи. Украинцы пекли многие виды свадебного хлеба: каравай, дивень, теремок, гильце, лежебока, полюбовники, шишки, гусыни, калачики, каждый из которых выполнял специфическую обрядовую функцию.
Главным свадебным хлебом был каравай, который изготовлялся с соблюдением определенного сценария. Пекли его в пятницу или субботу в доме молодой (в восточных районах), у родственников (Подолье и Волынь) или же в обоих молодых. Нередко в этом ритуале принимали участие родственники с обеих сторон, символизируя единение семей.
Пекли каравай специально приглашенные замужние женщины, которые приносили с собой муку, яйца и сало. Весь процесс обставлялся ритуальными и магическими действиями. Считалось хорошим признаком, когда каравайниц была непарное количество (лучше семь). Правда, в некоторых районах приглашали парное число женщин: чтобы молодые всю жизнь прожили в паре. При этом каравайницы должны были находиться в первом браке и жить в согласии.
Общность действий во время выпекания должна была символизировать единство будущей семьи. Для этого каравайниц связывали рушником и они должны были все делать вместе: месить тесто, лепить украшения, обмывать руки. Существовало поверье, что удачно испеченный каравай принесет молодым счастья, треснувший предвещает развод, а покрученный — злую судьбу. Поэтому каравайницы "ублажали" каравай поговорками и песнями.
Каждый из свадебных хлебов имел свое назначение: с караваем шли свататься, с шишками и калачом приглашали на свадьбу, голубки и гусыни дарили каравайницам. Каравай был украшением свадебного стола как символ достатка и счастья, а в конце свадьбы его распределяли между всеми собравшимися.
[591x438]

Если вы заметили, то хлеб присутствует во многих обрядах не только украинцев, но и других славян. Это один из самых древних и важнейших символов украинской обрядности. При этом его утилитарна функция отходит на второй план, а приоритетной становится знаковая, символическая. Все разновидности свадебного хлеба выражали идею единства семьи, прочности брака, продолжения рода, благополучия и согласия в семье. Главное значение имел хлеб в родильной и похоронной обрядности, без него не обходился ни один календарный и трудовой праздник.С хлебом встречали новорожденного ребенка, приветствовали родильницу, клали его в колыбель к новорожденному, брали с собой, отправляясь в дорогу, чтобы он охранял в пути. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься, с хлебом-солью встречали гостей. Хлебом родители благословляли детей к браку, с хлебом встречали их после брака. Когда молодые сидели в святом углу, перед ними клали каравай, украшенный цветком и калиной, везли хлеб вместе с приданым невесты, угощали им друг друга, оставили как жертву в поле, в лесу, в других местах.
При приближении грозы или градовой тучи, выходили вместе с кадкой и хлебной лопатой, чтобы защитить посевы, обходили с хлебом пожар или бросали его в огонь, чтобы остановить распространение пожара. С хлебом начинали пахоту, жатву. С хлебом впервые отправляли скот на пастбище, с хлебом встречали стадо, когда оно возвращалась на зиму.
Хлеб оставляли на ночь на месте будущего дома, чтобы определить, подходит ли оно для строительства; несли его при переходе в новый дом: ритуальное кормление было призвано дать людям и домашним животным покровительство высших сил.
Хлебом кормили не только живых, но и мертвых: клали его в гроб, сыпали крошки на могилу для птиц, которые воплощали души покойных, оставляли на перекладине креста.

[591x426]

ПРИДАНОЕ Каждая украинская девушка готовила себе приданое, в частности ту его часть, которая составляла так называемую скрыню (сундук). Ведь приданое состояло из двух частей: скота и скрыни. Относительно первой части, то ее выделял отец. Это скот, определенная сумма денег, участок земли. Но то, что входило в скрыню, девушка должна была готовить себе сама или же вместе с матерью. Скрыня включала постель, рушники, одежду, а также ленты и платки, которыми девушка должна была одаривать гостей на свадьбе.
Так вот, к свадьбе девушке необходимо было много работать. Хотя этот труд не был для нее обременительным. Она выполняла ее по большей части на вечерницах и оденьках (дневные посиделки), где и работали, и развлекались.
Случалось, девушка не успевала приготовить себе приданое. В таком случае народные обычаи предусматривали специальные предсвадебные действия — торочины, на которые приходили подруги невесты.
Завершали готовить приданое в предпоследний день свадьбы. После обряда связывания молодых скрыню торжественно везли к жениху. Скрыню сопровождали братья и свахи, которые дорогой показывали приданое гостям и односельчанам — вынимали из сундука красивые вещи. Однако приданое должно было продемонстрировать не столько достаток молодой и ее родных, сколько ее трудолюбие. Если приданое характеризовало девушку как умелую мастерицу, ее свиту встречали хлебом-солью, пели величальные песни.
Парни также принимали участие в создании материальной основы будущей семьи — они, как правило, работали в хозяйстве. Причем в этот труд их вовлекали достаточно рано — с 12—13 лет. Ведь молодой, вступая в брак, должен был оплатить невесте вено — своеобразный выкуп, стоимость которого либо равнялась приданому, либо даже превышала его.
Хотя со временем размер приданого и стоимость вена менялись, сам принцип подготовки молодых к материальному обеспечению семьи считался одним из важнейших.
Еще один предмет часто встречается в украинской обрядности. Это полотенца-рушники.

РУШНИКИ — обязательное украшение украинского дома. Рушник— это декоративная ткань, покрытая вышитым или вытканным орнаментом. Для украинцев рушник — это не только украшение дома, необходимый атрибут народных и семейных обрядов, но и оберег.
Рушниками украшали иконы в красном углу хаты, стены хаты, вешали их на окна. Когда к девушке приходили свататься от парня, в случае согласия она давала сватам рушники. Сваты завязывали рушники через правое плечо под левой рукой. Рушники входили в приданое девушки. Лишь только девушка научилась вышивать, она начинала заготавливать рушники к своей свадьбе. Рушники связывали руки невесты и жениха при обручении. Рушниками выстелали дорогу от порога к столу, хлебом-солью на вышитом рушнике встречали молодых, поздравляли родильницу, приглашали кумовьев на крестины, встречали гостей. Во время свадьбы невеста одаривала всех родственников рушниками.
При возведении жилья рушниками поднимали сволоки. Рушником скрепляли куплю и продажу домашних животных.
С рушниками провожали покойника, рушник вешали на крест, который несли впереди процессии захоронения. Когда крест ставили на могилу, то рушник завязывали на этом кресте.
Орнаменты, которыми украшали рушники, имели символическое значение. Чаще всего на свадебных рушниках и рушниках, которыми украшали дом, вышивали “ Дерево жизни” — своеобразную модель Вселенной. На этом дереве, которое росло на сказочном острове Вирии, обитали небесные светила, звезды, души прадедов. На нем жили птицы, которые приносили на землю весну и души умерших. Все дерево обильно украшалось цветами.
Иногда рушники украшали символами движения солнца ( ломаные кресты), бесконечности (спирали), дубовыми листьями.
Похоронные полотенца имели другую символику: чаще это были кресты — символы страдания и веры.

Рассказывать об украинской этнографии можно бесконечно. Боюсь вас утомить.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Семейные обряды | Эллептис - Дневник Эллептис | Лента друзей Эллептис / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»