Предыстория тонального крема насчитывает несколько тысячелетий: в Древнем Египте, Риме, Греции женщины применяли мел, свинцовые белила и т. д.
Египет 4000 лет до н.э.: богатые женщины применяли ярко-зеленую маску из медных минералов, чтобы придать коже лица цвет, также они использовали благоухающие масла. В Древнем Египте выйти в люди не накрашенной считалось величайшим позором. В египетском макияже в качестве тона для лица использовали желтую и красную охру. Женщины Древнего Египта не только умело красились, они умело изготовляли краски, пудры, особые румяна и белила. В косметических целях применяли коровий и костный жир, вывозили из Финикии оливковое и кедровое масло, на которых приготовляли косметические средства. Именно там был найден первый справочник по косметике, составленный царицей Клеопатрой. Ее рецепты (приготовление пудр, белил, румян, губной помады) использовались и рекомендовались медиками и в более поздние времена.
Восток 1500 лет до н.э.: в Китае и Японии использовали пудру риса, чтобы придать коже лица бледно-белый оттенок. В Японии гейши использовали специальный воск - более мягкая версия воска для волос борцов сумо - как основу для косметики. Первым делом девочек майко (гейш) обучали искусству быть красивой. Итак, сначала гейша смазывала лицо каким-нибудь кремом (нередко упоминаются крема, в состав которых входил соловьиный помет), затем наносился на лицо разогретый в ладонях кусочек воска и втирался в кожу лица, шеи и груди. Потом кисточкой аккуратно наносилась мелообразная паста - это как раз то, что делает кожу гейш фарфорово-белой. В начале прошлого века гейши еще пользовались пудрой под названием “китайская глина”, которая готовилась на основе свинца. Гейша с величайшим трудом отмывала лицо от свинцовой пудры, ее кожа быстрее старела. Теперь в Японии делают специальную косметику для гейш, которая вреда коже не наносит, но смывать и наносить ее все равно нелегко.
Греция 1000 лет до н.э.: Опять-таки, каждый стремился к "настоящей белизне", которая обеспечивалась с помощью мела или пудры для лица из свинцовых белил. Когда женщинам хотелось "немного цвета", для губной помады они выбирали глины бледного цвета и смешивали их с красным железом. Жительницы Греции в качестве пудры использовали толченые бобы, муку и мел. Гречанки применяли для украшения лица белила и кармин. Чтобы лицо было бледным, на ночь накладывали маски из ячменного теста с яйцом и приправами. По древнегреческому мифу даже богиню красоты Афродиту уличили в том, что она подкрашивала и пудрила лицо перед состязанием богинь.
Рим 100 лет н.э.: Платон пишет: "Женщина без краски подобна пище без соли". Эти очень цивилизованные предки наносили муку ячменя и масло на прыщики. Их величайшим вкладом в косметику было практическое использование ванн с грязью. Чтобы применить и проверить косметику, они специально использовали рабов. Богатые римлянки кроме пудры, румян, крема (в который уже в те времена входил ланолин) использовали молоко, сливки, кисломолочные продукты. Жены римских патрициев брали с собой в путешествия стада ослиц, в молоке которых они купались.
Знаменитый врач древности Гален (130-204 гг. н. э.) создал рецептуру кольдкрема. Гален выделял косметику с целью маскировки косметических недостатков и косметику для сохранения естественной красоты.
В комплект косметических средств восточной женщины входило семь декоративных средств: хна, басма, краска для ногтей, белила, румяна, сурьми (для искусственных мушек), ароматическая смесь «галия» (создатель Гален).
Но, несмотря на богатую историю, в древнем мире в Европе в средние века косметика не прижилась: она считалась изобретением Сатаны и ее предали анафеме.
В XVI веке техника нанесения макияжа была настолько трудоемкой, что для его нанесения нужно было приглашать художников. Естественно, это был не ежедневный макияж, а «долгоиграющий» - умываться в те времена было не принято, поэтому краска держалась долго. Можно сказать, что он был прародителем перманентного макияжа.
В эпоху Возрождения косметика проникает в Европу, и прежде всего во Францию. Но развивалась она здесь, в основном, как декоративная косметика. Косметические средства - пудры, помады, кремы и пасты - завезли во Францию итальянские артисты при Екатерине Медичи. Гримировались и женщины, и мужчины. С 1566 г. при дворе нужно было появляться с крашеным лицом и белокурыми завитыми волосами.
Начиная с XVI века, Франция играет ведущую роль в изготовлении и употреблении косметических средств. Рецепты держались в строгом секрете и передавались по наследству.
На Руси еще в древности для улучшения кожи умывались молоком, простоквашей. Применяли различные пластыри для того, чтобы скрыть дефекты лица, украшали лицо мушками, белились.
В XVII веке русские женщины портили свои белые нежные лица толстым слоем румян и белил. Для белизны лица в России издавна применяли настой бензойной смолы, так называемое «девье молоко».
Первый современный тональный крем Pan-Cake (компактная пудра натурального оттенка) создал в 1936 году Макс Фактор. Макс Фактор (англ. Max Factor, настоящее имя Максимилиан Факторович; 5 августа 1877, Лодзь — 30 августа 1938, Беверли-Хиллз) — американский бизнесмен польского происхождения, основатель компании «Max Factor».
На сегодняшний день существует множество тональных средств, которые можно подобрать индивидуально для каждого.