Это цитата сообщения
Полковник_Баранец Оригинальное сообщениеИзучаем биографию бывшего и будущего Президента России
Путин Владимир Владимирович
Премьер-министр РФ и председатель партии "Единая Россия", беспартийный (беспартийный председатель - единственный такой случай в мире!).
Второй президент Российской Федерации (2000-2008). Ранее - временно исполняющий обязанности президента (1999-2000), премьер-министр (1999), директор ФСБ (1998-1999), первый заместитель руководителя администрации президента (1998), заместитель руководителя администрации президента (1997-1998) и заместитель управляющего делами президента (1996-1997). Работал в КГБ СССР (1975-1990). Имеет ученую степень кандидата экономических наук (1997). Подполковник запаса.
Детство, юность, учеба (1952-1975)
Владимир Владимирович Путин родился 7 октября 1952 года в Ленинграде [597], [563], [577], [549], [573], [538].
Мать, Мария Ивановна Путина, работала на заводе. Отец, Владимир Спиридонович Путин, в 1930-е годы служил на подводном флоте, а во время Великой Отечественной войны – в диверсионных частях НКВД, участвовал в обороне Ленинграда. После войны работал мастером на Вагоностроительном заводе имени Егорова в Ленинграде [598], [356], [416], [455]. В 2003 году в польской прессе появились скандальные публикации, в которых сообщалось, что Путин-старший якобы воевал не на стороне Советского Союза, а в казачьих частях СС [416]. Следует отметить, что происхождение Путина с начала его работы во главе государства успело обрасти разного рода легендами и домыслами; наибольший резонанс все эти теории получили не в России, а за рубежом [331], [361].
В книге "От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным" главный герой рассказывает, что два его старших брата родились в середине 1930-х годов; один из них умер в младенчестве, другой – от дифтерии во время блокады Ленинграда. Путин рос в ленинградской коммунальной квартире. С детства мечтал стать разведчиком. Он вспоминал, как во время учебы в 9 классе самостоятельно обратился в ленинградское управление КГБ, где ему посоветовали получить высшее юридическое образование [598], [596]. В школе занимался спортом: сперва некоторое время боксом, потом самбо и наконец дзюдо [598].
В 1970 году поступил на юридический факультет Ленинградского государственного университета. Изучал право и немецкий язык [596], [455]. В университетские годы много времени уделял своему увлечению – борьбе дзюдо [596]. Во время учебы стал мастером спорта по самбо, два года спустя - по дзюдо. В 1976 году выиграл первенство Ленинграда по дзюдо [598]. Окончив университет в 1975 году, был направлен по распределению в КГБ СССР [598], [573], [550], [549], [577], [538], [477].
Работа в КГБ (1975-1990)
По данным журналистов, с 1975 по 1990 год Путин был сотрудником Первого Главного управления (ПГУ) КГБ СССР, занимавшегося внешней разведкой [477]. Вероятно, это не совсем верно. Как рассказывал сам Путин, сначала его направили в секретариат ленинградского управления комитета, а потом – в контрразведывательное подразделение, где он проработал около пяти месяцев. В частности, участвовал в работе по противодействию деятельности диссидентов. Во время работы в контрразведке на Путина обратили внимание сотрудники внешней разведки, предложили стать разведчиком, и он согласился. В течение года проходил спецподготовку в Москве, затем вернулся в Ленинград, работал в ПГУ. Еще через четыре с половиной года был вновь отправлен в Москву – на учебу в Краснознаменный институт имени Андропова (ныне – Академия внешней разведки), который окончил в 1985 году [598], [455].
С 1985 по 1990 год Путин работал в ГДР, в Дрездене. Официально занимал должность директора Дома дружбы СССР и ГДР [598], [597], [455]. Основной источник сведений о работе Путина в Германии – его собственные воспоминания. По его словам, он занимал должности старшего оперуполномоченного, затем помощника начальника отдела и наконец старшего помощника начальника отдела. Кроме того, в качестве поощрения Путина сделали членом парткома представительства КГБ. Работа представляла из себя "обыкновенную разведдеятельность": вербовку источников информации, получение информации, ее обработку и отправку в центр. "Речь шла об информации о политических партиях, тенденциях внутри этих партий, о лидерах – и сегодняшних и возможных завтрашних, о продвижении людей на определенные посты в партиях и государственном аппарате" [598]. Западные СМИ позднее утверждали, что Путин участвовал в сотрудничестве между КГБ и Службой государственной безопасности ГДР (Stasi), в частности в области промышленного шпионажа, и якобы именно за это получил награду - медаль "За выдающиеся заслуги перед Национальной народной армией ГДР" [455]. Сам Путин факт получения награды подтвердил, но информацию о своем участии в технической разведке назвал "полной чушью" [598].
Путин вспоминал, как в разгар волнений в ГДР в 1989 году он обратился в советскую группу войск за помощью, но оттуда ему сообщили, что без указаний Москвы что-либо сделать невозможно, а Москва молчала. "У меня тогда возникло ощущение, что страны больше нет. Стало ясно, что Союз болен. И это смертельная, неизлечимая болезнь под названием паралич. Паралич власти" [598], [596].
Работа в Санкт-Петербурге (1990-1996)
После возвращения в Ленинград в июне 1990 года Путин стал помощником проректора (согласно официальной биографии – ректора) ЛГУ по международным вопросам. Являлся представителем КГБ при этом вузе [597], [596], [577], [549], [505], [477]. По словам самого Путина, в его планы в это время входило написать диссертацию по международному частному праву [455].
Затем, в том же 1990 году, Путин начал политическую карьеру под руководством председателя Ленинградского городского совета Анатолия Собчака. Они впервые встретились, когда Собчак был молодым преподавателем, и Путин побывал на нескольких его семинарах. Ближе познакомились только после возвращения Путина из Германии. Расхожее мнение о том, что Путин был "лучшим учеником" Собчака, ошибочно [598], [538], [596], [577], [549], [477]. Путин стал советником Собчака по международным связям [597], [577], [549]. В частности, принимал участие в налаживании обмена экономическим опытом с зарубежными странами [595].
В 1990 году Путин стал фигурантом скандала. Группа депутатов Ленсовета во главе с Мариной Салье и Юрием Гладковым обвиняла советника Собчака в неэффективном использовании вверенных ему полномочий: речь шла о выдаче лицензий на вывоз за рубеж сырья и цветных металлов. Лицензии выдавались под поставки в город продовольствия, но эти поставки так и не состоялись. Прямых злоупотреблений со стороны Путина выявлено не было, и он благополучно пережил скандал [549], [538], [477]. По мнению самого Путина, скандал был организован, чтобы добиться его увольнения; возможной причиной он называл желание депутатов избавиться от "злого кэгэбэшника", мешающего их корыстным интересам [598]. По мнению тех, кто ходатайстствал о возбуждении против Путина уголовных дел за преступления, они располагали "убедительной и доказательной фактологической базой", которую невозможно было опровергнуть. Эти документы сохранены до сих пор и, по всей видимости, снова будут "засвечены" во время очередного выдвижения Путина в президенты России. Более того, у "обвинителей" Путина накопилась еще более убедительная "доказательная база".
В июне 1991 года, после избрания Собчака мэром Санкт-Петербурга, Путин занял пост председателя Комитета мэрии по внешним связям [597], [577], [549], [548], отвечал за международные связи и иностранные инвестиции [455].
Путин работал над широким кругом вопросов: закупки оборудования и продовольствия за рубежом, организация экспорта в обмен на продовольствие, получение городской администрацией зарубежных кредитов, организация тендеров на управление предприятиями для зарубежных фирм [594], [593], [592], [591], [590]. С именем Путина связывают создание в Санкт-Петербурге валютной биржи, открытие BNP-Drezdner Bank (Rossija), одного из первых иностранных банков в России, продажу гостиницы "Астория" [548], [538], [477].
Во время августовского путча 1991 года, как вспоминает сам Путин, он подал второй рапорт об отставке из КГБ (первый, поданный ранее, не был подписан) и благополучно вышел в отставку в звании подполковника [598]. В СМИ сообщалось, что, выступив на стороне противников ГКЧП, Путин с усиленной охраной встретил возвращавшегося из Москвы Собчака [455], [549].
В 1994 году Путин получил еще одну должность (в дополнение к должности председателя комитета мэрии): он стал первым заместителем председателя правительства Санкт-Петербурга [597], [577], [573]. Продолжал руководить мерами по привлечению в город зарубежных инвестиций и компаний [577]. Занимался вопросами зарубежных связей города (в частности с Финляндией, Эстонией), организацией международных коммерческих проектов, проблемами финансирования городского бюджета, федерального финансирования науки в городе, координацией деятельности подразделений ГУВД, вопросами регулирования игорного бизнеса [538], [587], [589], [580], [588], [586], [579], [584], [598]. Одобрял территориальную экспансию Санкт-Петербурга, выступал за присоединение к городу его пригородов-"спутников" [585]. В 1996 году Путин называл своей основной целью привлечение иностранных инвестиций, прогрессивных технологий и передового зарубежного опыта для структурной перестройки экономики города, создания новых рабочих мест и строительства современной инфраструктуры [578]. Путин уделял внимание вопросам геополитики. В 1996 году он резко выступил против расширения НАТО: "Я абсолютно убежден в том, что расширение НАТО на Восток негативно скажется на ситуации в Европе, и если кто-то хочет нового витка напряженности, то это - самый лучший способ его начала". Путин полагал, что прибалтийским государствам для обеспечения их безопасности необходимо не членство в Североатлантическом альянсе, а заключение двусторонних договоров с Россией [582].
Первый заместитель мэра принимал участие в политической борьбе внутри страны. В 1995 году он возглавлял на парламентских выборах региональное отделение блока "Наш дом – Россия" [583], [577], [549], [573], [477]. По мнению наблюдателей, с этой работой Путин не справился и продемонстрировал полное незнание предвыборных технологий [548]. От должности председателя совета Санкт-Петербургской региональной организации НДР Путин был освобожден в июне 1997 года [477]. В 1996 году выступил в поддержку на парламентских выборах кандидатуры Бориса Ельцина [581]. Также в 1996 году Путин участвовал в губернаторской избирательной кампании Собчака. В это время один из конкурентов Собчака, Александр Беляев, обвинял Путина в хозяйственных нарушениях и незаконном владении собственностью за рубежом [577], [477]. Беляев ранее обвинял Путина в "переносе методов работы спецслужб" в мэрию, а именно в продаже иностранцам информации об отечественных фирмах [548], [477]. В поражении Собчака на выборах некоторые обвиняли именно Путина: существовало мнение, будто он "предал" Собчака [577], [548]. Путин же утверждал, что с самого начала рекомендовал мэру привлечь для ведения предвыборной кампании профессионалов, но Собчак к совету не прислушался; истинной же причиной поражения Собчака стала поддержка, оказанная его конкуренту – Владимиру Яковлеву – из Москвы [598]. После поражения Собчака на губернаторских выборах 1996 года Путин ушел в отставку со своих постов в правительстве Санкт-Петербурга [477].
Путин в администрации Собчака быстро приобрел репутацию исполнительного сотрудника. Он установил контакты с западными предпринимателями и добился привлечения в Санкт-Петербург значительных инвестиций [596]. Кроме того, Путин играл ключевую роль посредника между Собчаком и депутатами городского парламента [455], [577], [548]. Исследователи отмечают, что Путину в этот период удалось добиться очень большого влияния (ключевые решения в мэрии без его согласия не принимались, его даже называли «серым кардиналом»), но он предпочитал оставаться в тени [455], [577], [538], [549], [505].
Работа в Москве: Администрация президента, ФСБ (1996-1999)
В 1996 году, через несколько месяцев после поражения Собчака на выборах, Путин переехал в Москву, где занимал должности в президентской администрации Бориса Ельцина [598], [455], [501]. Некоторые зарубежные исследователи считают неясными причины успешной карьеры Путина в президентской администрации [455], однако, как правило, начало московской карьеры Путина связывали с протекцией, оказанной ему Анатолием Чубайсом [577], [505], [501], [543].
С августа 1996 года Путин был заместителем управляющего делами президента РФ Павла Бородина [597], [596], [563], [543], [573], [477]. На этом посту занимался юридическими и внешнеэкономическими делами, в частности, вопросами бывшей собственности Министерства внешнеэкономических связей в зарубежных странах [572], [549], [501], [538].
25 марта 1997 года Путин стал заместителем руководителя администрации президента и начальником Главного контрольного управления президента [573], [574], [572], [597], [563]. На этом посту он сменил другого представителя "петербургской команды Чубайса", еще одного бывшего заместителя Собчака Алексея Кудрина, назначенного заместителем министра финансов [575], [576], [574]. Новое назначение Путина связывают с рекомендацией, данной ему Кудриным [573], [549], [543], и справедливость этого суждения подтверждал сам Путин [572], [477]. В числе причин, по которым глава администрации, зять Ельцина Валентин Юмашев одобрил кандидатуру Путина, называют преданность, продемонстрированную последним по отношению к бывшему начальнику – Собчаку, и отсутствие у Путина излишней политизированности [549].
Рассказывая о планах на новой должности, Путин сообщил о грядущих проверках различных государственных структур, естественных монополий, вооруженных сил и военно-промышленного комплекса, призванных выявлять злоупотребления и, в числе прочего, улучшить ситуацию в бюджетной политике страны [571], [572], [573]. Путин подчеркивал, что деятельность ГКУ носит консультативный характер и сведения о выявленных правонарушениях будут передаваться в Генеральную прокуратуру, а сами проверки должны осуществляться в сотрудничестве с Генпрокуратурой и другими правоохранительными органами [571], [572]. Основным направлением работы ГКУ под руководством Путина была борьба с нецелевым использованием бюджетных средств в регионах страны и в федеральном центре [570], [567], [568]. Первым документом, подписанным Путиным на посту руководителя ГКУ, было распоряжение о начале проверки в этой области [573].
В июне 1997 года Путин был освобожден от обязанностей председателя наблюдательного совета ЗАО "Газета "Санкт-Петербургские ведомости" [477]. 19 сентября 1997 года был включен в состав Межведомственной комиссии СБ РФ по экономической безопасности [477].
В мае 1998 года в администрации Ельцина прошли крупные кадровые перестановки. 25 мая Путин был назначен заместителем руководителя администрации, ответственным за региональную политику [560], [563], [597], [564], [565], [477]. В отличие от своей предшественницы – старой соратницы Ельцина Виктории Митиной, Путин получил должность первого заместителя главы администрации [560], [565], [566], [556], [538].
Результатом перестановок называли резкое усиление позиций главы администрации Юмашева [560]. Путин, считавшийся одним из членов "питерской команды" Чубайса (в связи с этим в конце 1997 года ему даже прочили скорый конец карьеры), по мнению наблюдателей, смог значительно увеличить свое влияние в администрации и успешно сработаться с Юмашевым [543], [560], [565], [566], [563], [569], [573], [538]. В некоторых сообщениях прессы утверждалось, что Путин также сохранит за собой руководство Главным контрольным управлением, из чего делался вывод о беспрецедентном расширении его полномочий [566], [563]. Тем не менее, Путин недолго совмещал обе должности – 1 июня на посту руководителя ГКУ его сменил генерал-лейтенант госбезопасности Николай Патрушев, также выходец из Санкт-Петербурга [561], [556], [557], [538], [477]. Впоследствии Путин называл работу с вопросами региональной политики наиболее интересной, тогда как во время руководства ГКУ он, по его словам, даже думал об отставке [598].
Отставку Митиной и назначение на ее место Путина связывали с желанием администрации установить жесткий контроль над региональным руководством (в частности, в свете подготовки к выборам 2000 года) – Митина, по мнению наблюдателей, с этой задачей не справлялась [554], [565], [566], [562], [556]. Ожидалось, что работа Путина, который еще на прежнем посту установил контакты с руководителями регионов и освоил рычаги влияния на них, будет более эффективной [563], [560], [562], [554]. Считалось, что подспорьем в укреплении контроля над регионами для Путина станет подписанный Ельциным 25 мая указ об учреждении региональных коллегий федеральных органов исполнительной власти. Целью нововведения называли обеспечение четкой координации действий федеральных ведомств в регионах и ограничение давления на них со стороны региональной власти [564], [566].
4 июня, в ходе своей первой пресс-конференции в новой должности, Путин сообщил, что руководство страны будет уделять больше внимания региональной политике, контроль за выполнением президентских поручений, распоряжений и указов на местах усилится, однако не следует ожидать "закручивания гаек" [558], [557], [556]. Путин также рассказал о результатах своей деятельности на посту главы ГКУ – выявленных злоупотреблениях (в частности, в виде нецелевого использования бюджетных средств) и возбужденных уголовных делах [557], [558]. Так, Путин указал на нарушения, обнаруженные в финансовой деятельности компании "Росвооружение", и продолжающуюся проверку этой организации [555], [557], [558]. Впоследствии журналисты связывали эту проверку с интригами против руководителя "Росвооружения" Евгения Ананьева, который в конце концов был отправлен в отставку [552], [501].
15 июля 1998 года Путин сменил Сергея Шахрая на посту главы Комиссии при президенте РФ по подготовке договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации [477].
Во время своего недолгого пребывания в должности куратора регионов Путину, в частности, пришлось заниматься непростыми отношениями между Осетией и Ингушетией [553], [548]. Есть мнение, что Путин принял участие в этом процессе, поскольку Ельцин уже готовил его к новой должности – руководителя ФСБ [548]. Утверждалось также, что само назначение Путина первым заместителем главы администрации было предпринято с "дальним прицелом" на пост директора ФСБ [547]. На счету тогдашнего директора службы Николая Ковалева были серьезные провалы в работе [547], [540], и его отставку сочли абсолютно предсказуемой [548], [547]. Путина же еще в июне 1998 года называли его возможным преемником [559]. Тем не менее, сам Путин утверждал, что новое назначение стало для него неожиданностью [598].
Наблюдатели отмечают, что во время работы в администрации Путин был "незаметным", закулисным деятелем, и, возможно, именно "старание и скромность" Путина помогли ему завоевать расположение президента и его окружения [501], [549]. Так или иначе, в конце июля 1998 года Путин возглавил Федеральную службу безопасности [597], [596], [455], [536], [549], [548]. С одной стороны, причиной назначения называли лояльность Путина президентскому окружению [540] и тот факт, что его политические пристрастия были известны и не внушали опасений [547]. С другой стороны, наблюдатели отмечали, что, несмотря на свои многочисленные связи в истеблишменте страны (в первую очередь – с Чубайсом), Путин – достаточно независимая и самостоятельная фигура [547].
27 июля премьер-министр Сергей Кириенко представил нового руководителя аппарату ФСБ, охарактеризовав Путина как человека, имеющего опыт работы в спецслужбах и борьбы с экономической преступностью. Путин в своем выступлении заметил, что возвращается в ФСБ как "в свой родной дом" и настроен на большую конструктивную работу [550], [551], [501]. Тем не менее, в книге "От первого лица" он вспоминал, что воспринял новое назначение без энтузиазма [598].
Если верить сообщениям прессы, без энтузиазма отнеслись к назначению Путина и многие кадровые сотрудники ФСБ - из-за его невысокого для поста руководителя службы звания (подполковник запаса) и из-за направления его былой работы в КГБ - Путин не был контрразведчиком, работал по линии внешней разведки [501]. Согласно другой версии, в ФСБ назначение нового директора восприняли скорее безразлично [540], и это можно связать со слухами о вскоре предстоящей замене Путина [536]. Председатель Комитета по безопасности Госдумы коммунист Виктор Илюхин назвал замену Ковалева Путиным "неожиданной и абсолютно неравноценной" и объяснил ее недоверием президента к силовым ведомствам [551]. Существовала версия, согласно которой в Кремле заподозрили, что Ковалев чуть ли не готовил заговор, аналогичный заговору 1991 года; потому его якобы и сменили на более "мирного" Путина [536].
По мнению многих журналистов, назначение Путина было вызвано желанием Ельцина в большей степени опираться на поддержку спецслужб и обещало начало "повсеместного и неприкрытого политического сыска" [542]. Официально перед Путиным была поставлена задача усиления борьбы с экономическими преступлениями [548], но истинной его целью называли обеспечение переизбрания Ельцина на третий срок или, в случае неучастия президента в выборах, благополучную передачу власти его преемнику [541], [540]. Здесь ключевую роль мог сыграть опыт Путина во внутриполитических и экономических вопросах, на который указал в своем выступлении Кириенко [536].
Путину предстояло реформировать ФСБ, значительно сократив ее центральный аппарат (с 6 до 4 тысяч человек) [548], [501], [536]. Сотрудники центрального аппарата ждали грядущих кадровых перемен с обеспокоенностью. Некоторые, не дожидаясь массовых увольнений, сами уходили в отставку [536], [544]. Многие были уверены, что на ключевые места будут назначены выходцы из Санкт-Петербурга [544]. Действительно, должности в коллегии ФСБ получили генералы Виктор Черкесов, Сергей Иванов, Александр Григорьев, бывшие сослуживцы Путина по Ленинграду [536], [501], [539], [537], а в октябре 1998 года заместителем Путина стал Николай Патрушев [531].
Вскоре после назначения Путин дал интервью газете "Коммерсант". Он утверждал, что существенных изменений численности ФСБ не будет. В качестве приоритетного направления работы назвал экономическую безопасность, отметив также значение противостояния иностранным разведкам, развития компьютерных разработок и совершенствования антитеррористических спецподразделений. Путин также не одобрил идею министра внутренних дел Сергея Степашина о необходимости слияния МВД и ФСБ [546], [545]. В интервью Путина было упомянуто дело находящегося "в изгнании" во Франции Анатолия Собчака. По мнению директора ФСБ, на тот момент ничто не мешало возвращению Собчака в Россию [546], [545]. Журналисты отмечали, что находившийся под следствием Собчак был единственным, кто публично одобрил назначение Путина главой ФСБ [536], [501]. Вероятно, Собчак и его супруга Людмила Нарусова рассчитывали, что Путин поможет привести дело к благополучному для бывшего мэра исходу. Собчак утверждал, что возбужденное против него дело – возможная провокация против его "ученика". Нарусова же заявила, что участники следственной группы Генпрокуратуры, занимающейся делом ее мужа, связаны с преступным миром и данные об этом ей якобы предоставил сам Путин. Однако Путин сообщил, что никакими подобными сведениями его служба не располагает [534], [532]. Ходили слухи, что отлет Собчака во Францию был организован Путиным, но сам он это отрицал [598]. По мнению журналистов, связи с Собчаком были серьезной угрозой для репутации Путина, и ему приходилось "отбиваться" от неприятных вопросов, связанных с бывшим мэром [532], [522]. В начале 2000 года, незадолго до смерти Собчака, Путин в интервью сообщил, что преследование Собчака было инициировано Александром Коржаковым и Олегом Сосковцом и что против бывшего мэра "играли очень грязно" [598].
В сентябре 1998 года Путин участвовал в заседании совета руководителей органов безопасности и спецслужб стран СНГ в Киргизии. Встреча была посвящена вопросам противостояния терроризму и религиозному экстремизму [535], [533].
Одним из направлений работы Путина стало противодействие сложившейся тенденции, в рамках которой мэр Москвы Юрий Лужков и губернатор Санкт-Петербурга Яковлев оказывали все большее влияние на региональных руководителей ФСБ [529].
В ноябре 1998 года, выступая в Государственной Думе, Путин сообщил о фактах коррупции в различных органах власти и принятых по этим фактам мерах: возбуждении дел против сотрудников Госкомстата, Государственной инвестиционной корпорации, Московского инвестиционного банка и других структур. Директор ФСБ заявил: "Мы сделаем все для того, чтобы вернуть в лоно государства те ресурсы, те объекты собственности государственной, которые государству должны принадлежать" [528].
На посту директора ФСБ Путин занимался рядом громких дел. В сфере его деятельности оказался скандал вокруг антисемитских высказываний депутата Госдумы Альберта Макашова. В ноябре 1998 года Путин просил Генпрокуратуру лишить Макашова депутатской неприкосновенности [525], [526], [527]. Путин утверждал, что необходимо не просто привлечь к ответственности Макашова, но и законодательно установить механизм пресечения деятельности экстремистских политических организаций [520]. В декабре 1998 года Путин вошел в состав попечительского совета Международного фонда защиты от дискриминации [477]. Директор ФСБ лично принимал участие в расследовании крупного коррупционного скандала в Свердловской области, разгоревшегося в начале 1999 года вокруг связей между ГУВД Екатеринбурга и организованными преступными группировками [513], [512], [511], [510]. Участвовал в расследовании террористического акта во Владикавказе 19 марта 1999 года [509], [508]. Уделял повышенное внимание ходу дел об убийствах в Санкт-Петербурге Михаила Маневича и Галины Старовойтовой [506].
1 декабря 1998 года Путин вошел в состав Межведомственной комиссии по оптимизации государственного оборонного заказа [477].
В ноябре 1998 года большой резонанс получил скандал, связанный с именем Бориса Березовского. Группа офицеров ФСБ выступила по телевидению и заявила, что руководство службы якобы подстрекало их к убийству исполнительного секретаря СНГ Березовского [501], [523], [517]. 13 ноября в газете "Коммерсант" было опубликовано открытое письмо Березовского, в котором он сообщил о существовании внутри спецслужбы "некоего заговора партноменклатуры, покрывающей преступников", о начале гонений на "людей, не согласных идти в стойло" [524], [523], [521]. Хотя эпизод с подстрекательством относился ко времени руководства предшественника Путина, Ковалева, новый директор ФСБ отреагировал на заявление Березовского крайне жестко. Он заявил, что его служба не участвует ни в каких политических играх и, напротив, защищает в рамках закона конституционный строй и безопасность личности, общества и государства. Путин осудил вмешательство любых политических сил в работу ФСБ, которая, по его словам, должна направляться только президентом. Любые попытки подобного вмешательства директор ФСБ расценил как дестабилизирующие обстановку в стране [524], [523], [521].
Скандал поставил под угрозу репутацию Путина и его ведомства [518], [515]. Свою обеспокоенность сложившейся ситуацией на встрече с Путиным высказал президент [519]. Путин после этого заявил: "В случае подтверждения сведений о преступной деятельности наших сотрудников, независимо от званий и должностей, мы безжалостно избавляемся от них и передаем материалы в прокуратуру" [516].
Скандал вокруг заявления офицеров ФСБ журналисты связывали с подковерными процессами борьбы за власть. Резкое выступление Путина против Березовского объясняли скрытой кампанией по "выдавливанию" исполнительного секретаря СНГ из политики и бизнеса [521]. Березовский со своей стороны, по мнению журналистов, также вел войну за власть, первой жертвой которой должен был стать Путин, а конечной целью – премьер-министр Евгений Примаков [517]. Предшественник Путина Ковалев утверждал, что Березовский с помощью скандала продолжает попытки подорвать влияние ФСБ. Эти попытки якобы начались в бытность Березовского заместителем секретаря Совета безопасности, когда он пытался создать подконтрольную СБ спецслужбу, во главе которой должен был встать Александр Литвиненко – один из офицеров, впоследствии выступивших со скандальным заявлением [516]. Журналисты пришли к выводу, что из противостояния Путин вышел победителем: Березовский был смещен с поста исполнительного секретаря СНГ, а полковник Литвиненко арестован по обвинению в применении противозаконных методов оперативной работы [501].
Еще в октябре 1998 года Путин был введен в состав Совета безопасности РФ в качестве постоянного члена [530], [514], [477], а с марта по август 1999 года занимал пост секретаря этой структуры [504], [597], [596], [455], [477].
В числе претендентов на этот пост, который ранее занимал Николай Бордюжа (чуть раньше он был также уволен с поста главы президентской администрации), фигурировали Сергей Кириенко и Виктор Черномырдин. После того как ни с одним из них не удалось достичь приемлемой для Кремля договоренности, круг кандидатур ограничился руководителями силовых ведомств [500], [501]. Как полагают журналисты, выбор из их числа делался по принципу наименьшей лояльности кандидата премьер-министру Примакову [500]. Именно из-за близости к Примакову была отвергнута кандидатура директора СВР Вячеслава Трубникова [507]. Путин же за время премьерства Примакова, напротив, ориентировался на подчинение не главе правительства, который пытался контролировать работу "силовиков", а Кремлю [500]. Таким образом, причиной карьерного роста Путина вновь стали его "чекистская" осторожность и преданность Ельцину [501], [499]. Существовало мнение, что назначением Путина Ельцин пытался уравновесить выдвижение на пост главы администрации Александра Волошина, которого считали человеком Березовского [507]. Многие наблюдатели сходились в том, что с новым назначением Путин ощутимо расширил свое влияние, получив дополнительные рычаги контроля над силовыми ведомствами, и это позволило журналистам говорить о значительном повышении его статуса как самостоятельного политика [507], [502], [501].
В остальном, новое назначение Путина привело наблюдателей к различным умозаключениям. Одни полагали, что следует ожидать скорого слияния СБ и ФСБ [501], [502]. Другие считали, что Путин недолго будет совмещать две должности, и даже называли его возможным преемником в качестве главы ФСБ все того же Трубникова [501], [502]. Третьи вели речь о снижении политического веса Совета безопасности [505]. Четвертые полагали, что Путину вообще грозит скорое увольнение, так как он будет не в силах справиться с теми задачами, с которыми столкнется на новом посту [500], [501]. Сам Путин, вступив в должность, заявил, что не планируется изменений в руководстве ФСБ, а также в деятельности и структуре Совета безопасности [501], [504].
Противостояние Кремля с премьером, коммунистами в парламенте и генеральным прокурором Юрием Скуратовым и, в добавление к этому, ситуация в Чечне, кризис на Балканах и борьба с политическим экстремизмом – вот чем должен был заняться Путин и в чем не достиг успеха его предшественник Бордюжа [501], [500]. Коммунисты в Думе пытались повернуть против Ельцина волну антиамериканских настроений из-за югославского кризиса и вынашивали планы импичмента президента [507], [496], [457]. Позиции коммунистов были усилены тем, что в правительстве Примакова левые получили значительное представительство на ключевых постах [457]. Два преданных Ельцину "силовика" - Путин и Степашин – должны были стать опорой Кремля в противостоянии с Думой и Примаковым. Как утверждают журналисты, именно на них возлагалась задача в конце концов "раздавить" Скуратова [499], [497], [496], [492], который обнародовал множество компрометирующих материалов против Кремля и сам стал фигурантом громкого скандала [457], [503]. Путин и Степашин столкнулись с оппозицией даже внутри собственных ведомств, и им пришлось прибегнуть к кадровым перестановкам [497], [496], [493]. Так, именно с деятельностью оппозиционной, находившейся под влиянием Примакова, фракции внутри ФСБ журналисты связывали выдачу в апреле Генеральной прокуратурой ордера на арест Березовского за финансовые махинации [498]: всем было известно о "войне" Березовского с Примаковым [457].
Во время пребывания Путина на посту секретаря Совета безопасности на заседаниях под его руководством обсуждался ряд тем. Во-первых, ситуация в Северокавказском регионе, в частности в Чечне [494], [495]; в мае 1999 года, уже после утверждения Степашина на посту премьер-министра, Путин стал инициатором президентского указа, который увеличил роль подразделений ФСБ на Северном Кавказе [485]. Во-вторых, рассматривались перспективы российско-белорусского сотрудничества в области безопасности [491]. В-третьих, речь шла о развитии ракетно-ядерного потенциала России перед лицом установившейся в мире гегемонии США, которая была продемонстрирована в ходе югославского кризиса [488], [489], [490].
Именно ситуация на Балканах стала темой заседания Совбеза в день отставки премьера Примакова 12 мая. Комментарий Путина был достаточно резким: "Россия не удовлетворится ролью технического курьера в югославском кризисе, который будет лишь перевозить предложения из одной страны в другую… Происходит односторонняя попытка слома того миропорядка, который был создан после Второй мировой войны под эгидой ООН. Мы должны отреагировать на этот вызов и в концепции национальной безопасности" [487], [486]. Ситуацию на Балканах и вопросы российско-американских отношений в области безопасности Путин неоднократно обсуждал по телефону "горячей линии" с помощником президента США по национальной безопасности Сэмюэлем Бергером [479], [484], [481]. После одного из заседаний Совбеза в июне Путин заявил, что в том, что балканский кризис вступает в фазу политического урегулирования, - неоценимая заслуга России [483]. Путин также занимался вопросами российского участия в миротворческой деятельности в Косово [482].
В июне 1999 года ходили слухи о том, что Путин сменит Волошина на посту главы президентской администрации [480]. В начале августа пресса писала о двух возможных сценариях: предполагалось, что Ельцин отправит в отставку либо Волошина, либо Степашина, и Путин рассматривался как возможная замена в обоих случаях [478], [474].
Премьер-министр, исполняющий обязанности президента (1999-2000)
9 августа 1999 года Путин был назначен исполняющим обязанности председателя правительства Российской Федерации, на этом посту сменил отправленного в отставку Сергея Степашина. Кроме того, Ельцин в телевизионном обращении представил Путина как своего преемника на президентском посту [475], [474], [472], [597], [455], [351], [477]. Путин тут же заявил о твердом намерении баллотироваться в президенты в 2000 году [474], [473].
На первом заседании правительства, проводимом под его председательством, Путин сообщил, что отставка Степашина обусловлена не "негативной оценкой действий премьера и правительства, а желанием президента в преддверии выборов в Госдуму, выборов президента, а также в связи с обострением ситуации на Кавказе изменить внутриполитическую конфигурацию в стране" [476]. Необходимость изменения "внутриполитической конфигурации" объясняли существовавшим внутри правительства противостоянием между Степашиным и первым вице-премьером Николаем Аксененко. В правительстве Путина влияние Аксененко, который играл роль главного представителя президентской "семьи" в кабинете, должно было сойти на нет [469].
Новое правительство должно было обеспечить спокойную подготовку к президентским выборам [469]. Кроме того, отставку премьера связывали с предстоящими в 1999 году парламентскими выборами: Степашин не смог ничего противопоставить объединению "Отечества" и "Всей России" и отказался от идеи собственного участия в этом блоке [474]. Значительное усиление созданного Лужковым "Отечества" началось еще в январе, параллельно шло создание губернаторских блоков, в апреле Минтимером Шаймиевым была создана "Вся Россия" - объединение этих сил представляло для Кремля серьезную угрозу [457].
Наблюдатели отмечали, что очередная смена правительства могла стать для Ельцина опрометчивым шагом: новому премьеру сложно было за оставшееся время добиться поддержки избирателей [472]. Согласно сообщениям прессы, об опасности подобной перестановки Ельцина предостерегал и Чубайс [474]. В день назначения Путин заявил о намерении обеспечить преемственность политики нового кабинета по отношению к прежнему курсу правительства [476]. Преемственность должна была сохраняться как в экономической политике, так и касательно принятых Степашиным решений по стабилизации ситуации в Дагестане [476], [469]. Тем не менее, журналисты в качестве одного из возможных сценариев предсказывали серьезное ужесточение политики в этом регионе и внутренней политики вообще, вплоть до введения в стране чрезвычайного положения и отмены ближайших президентских выборов [474]. Сам Путин назвал подобные предположения "инсинуациями" [473].
Так или иначе, в Путине видели "твердую руку", которая должна была завоевать симпатии российских избирателей. Эту роль прочили еще Степашину, которого даже сравнивали с Аугусто Пиночетом, но он оказался слишком "слабым" [474], [469], [470]. По мнению журналистов, приоритеты нового главы правительства выстраивались в следующем порядке: лояльность Кремлю, затем силовые меры и только потом экономика [470].
По словам Путина, он осознавал, что вступление в должность главы правительства в столь сложный период может стать концом его карьеры, но считал своим долгом сделать все возможное, чтобы наказать "этих бандитов" [598]. Когда журналисты спросили его, как бы он отнесся к своей скорой отставке, Путин ответил: "Значит, не справились" [473].
На посту премьера Путин был официально утвержден Думой 16 августа 1999 года [462], [463], [464].
В целом, период работы Путина во главе правительства проходил под знаком кавказской политики. Назначение состоялось на фоне вторжения боевиков в Дагестан, а в сентябре федеральные войска были направлены в Чечню [457], [351]. В это же время в России произошла серия взрывов жилых домов, вина за которые была возложена на чеченских сепаратистов [351], [457]. В обществе ходили слухи о том, что на самом деле взрывы были произведены спецслужбами для оправдания решительных действий против Чечни (решение о войсковой операции в Чечне было принято именно после взрывов). Путин назвал подобные предположения "бредом собачьим" [598].
10 августа на заседании Федеральной антитеррористической комиссии Путин заявил, что период наведения порядка в Дагестане продлится две-три недели, а затем последуют согласованные с руководством республики меры по стабилизации местной власти [471]. На следующий день Путин сообщил, что не видит необходимости вводить чрезвычайное положение в захваченных боевиками районах Дагестана, а также пообещал уничтожить "международный сброд", осуществивший террористическую акцию [467], [468]. Значительное внимание было также уделено вопросам материального обеспечения военнослужащих [465], [457].
По мнению наблюдателей, Путину удалось не только провести эффективную операцию в Дагестане, но и положить конец депрессии, охватившей армию после распада СССР - премьер поставил перед войсками амбициозную цель по возвращению Чеченской республики под контроль федерального центра. В результате, в короткий срок войска заняли 80 процентов территории Чечни [457]. Путин подчеркивал, что государство действует в интересах чеченского народа, который поддерживает Москву и должен быть освобожден от "преступного режима" [460].
Критики видели большой риск в ставке, сделанной Путиным на порядок и дисциплину: в качестве исторической аналогии приводили политику Юрия Андропова, оказавшуюся неэффективной [470]. Тем не менее, именно действия в Чечне обусловили значительный рост популярности Путина в стране [596], [351] (его предвыборный рейтинг превысил 50 процентов [457]), и именно с чеченской политикой связывали исход парламентских выборов 1999 года [458].
Парламентские выборы были удачными для Путина. Второе место по числу полученных голосов занял проправительственный блок "Единство" (его отрыв от лидера - КПРФ - составил менее одного процента), значительную поддержку получил "Союз правых сил", также заявивший о поддержке кандидатуры Путина на пост президента. Коммунистическая оппозиция, напротив, лишилась абсолютного большинства в Думе [458]. Наблюдатели связывали успех "Единства" и СПС с личной популярностью Путина [458], тем более что "Единство" во главе с Сергеем Шойгу было создано незадолго до выборов, а СПС не называли в числе основных фаворитов [459]. По словам журналистов, власть бросила все имеющиеся силы на продвижение "Единства" [413]. Возглавляемый Примаковым и Лужковым блок "Отечество – Вся Россия" на парламентских выборах показал значительно худший результат, чем "Единство" и КПРФ. Это было особенно важно, поскольку Примаков и Лужков считались политиками, способными составить Путину конкуренцию в борьбе за президентское кресло [458], [459], [457], [456].
31 декабря 1999 года президент Ельцин досрочно ушел в отставку, и Путин стал исполняющим обязанности президента РФ [597], [455], [351]. Первым документом, подписанным Путиным в новом ранге, стал указ о материальных и иных гарантиях его предшественнику, вызвавший значительное недовольство левой оппозиции [448].
Подводя итоги 1999 года, журналисты отмечали, что результаты парламентских выборов и утверждение Путина в роли преемника президента привели к значительной стабилизации обстановки в стране. В числе стоящих перед Путиным вопросов называли слабость национальной экономики, неприятие его политики Западом и произошедший в Чечне переход инициативы от федеральных войск к сепаратистам [457]. Сам Путин, описывая свои ощущения от работы на посту исполняющего обязанности президента, заявил о своем "удовлетворении", которое приносило ему "приятное чувство ответственности" [598].
Первый президентский срок (2000-2004)
В 2000 году Путин впервые в жизни баллотировался на выборный пост. В этой связи наблюдатели вспоминали одно из его интервью, данное двумя годами раньше. Тогда Путин, говоря о своем нежелании участвовать в выборах, объяснял это тем, что в ходе предвыборной кампании кандидат вынужден давать невыполнимые обещания, а следовательно, либо не отдавать себе отчета в смысле собственных слов, либо намеренно лгать [455]. Внимание также привлекала карьера Путина. Его сторонники указывали на период его работы в администрации Собчака как на свидетельство его приверженности реформам. Противники, в частности Григорий Явлинский, напротив, акцентировали внимание на работе Путина в советских спецслужбах и представляли его приверженцем старого политического строя и его методов [596].
В ходе избирательной кампании Путина была опубликована книга "От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным" [598], [596]. В одном из интервью, включенных в эту книгу, в качестве возможного пути решения стоящих перед Россией задач Путин назвал монетизацию льгот, в будущем – наиболее непопулярный элемент его политики [598]. В целом же, у Путина не было политической платформы как таковой. Еще в 1999 году, в начале своего премьерства на вопрос о его политической платформе как кандидата в президенты Путин ответил: "Главная моя задача - чтобы стало лучше жить народу. А политическую платформу выработаем потом" [473]. Позднее, в 2001 году, отвечая на вопрос о том, какой он видит Россию в 2010 году, Путин сказал: "Мы будем счастливы" [407].
В период перед выборами, по мнению критиков, руководство страны старалось навязать избирателю идею об отсутствии альтернативы Путину, и именно с этой целью он был назначен исполняющим обязанности президента [456]. Согласно результатам социологических опросов, за Путина намеревались голосовать не только приверженцы "Единства" и СПС, но и некоторые сторонники КПРФ и "Яблока" - хотя лидеры этих партий также принимали участие в выборах [453]. Предстоящие выборы, как полагали наблюдатели, должны были по сути стать легитимизацией уже существующего "режима Путина" [454].
26 марта 2000 года Путин был избран президентом РФ [453], одержав победу в первом туре выборов с результатом 52,94 процента голосов [452], и вступил в должность 7 мая 2000 года [597], [351]. В своей инаугурационной речи Путин уделил главное внимание необходимости сохранить единство страны и укрепить государство [405]. Именно с этой задачей был связан один из наиболее значительных шагов Путина во время его первого срока - реформа федеративного устройства страны. В 2000 году были созданы семь федеральных округов и назначены полномочные представители президента в каждом из них. По словам Путина, этот шаг был направлен на устранение угрозы распада России. По мнению критиков, реформа оказалась не вполне удачной: одним из ее результатов стала развернувшаяся борьба за власть между полпредами и главами субъектов федерации [446], [427], [430], [386]. Кампания по усилению централизации в государстве получила продолжение позднее - после переизбрания Путина в 2004 году.
В марте 2001 года Путин провел первую кадровую перестановку в правительстве. На посту министра обороны маршала Игоря Сергеева сменил Сергей Иванов [351]. После этого, анализируя состав правительства и президентской администрации, наблюдатели выделяли две основных фракции: представителей бывшего окружения Ельцина во главе с Волошиным и выходцев из Санкт-Петербурга, пришедших во власть вместе с Путиным. Говорили также о группах "силовиков" и экономистов-реформаторов [444], [443].
Важную роль во время первого срока Путина играло развитие отношений между властью и так называемыми олигархами - крупными бизнесменами, имевшими рычаги влияния на политику страны. По мнению наблюдателей, в 2000 году Путин заключил с олигархами неофициальное соглашение: Кремль обязался уважать их права собственников, а они должны были поддерживать политический курс Кремля [407]. Еще в 1999 году, когда у Путина, вступившего на пост премьера, журналисты спросили о его отношениях с олигархами, ответ был таков: "Ни с кем из олигархов я не ссорился" [473]. Между тем уже в 2000 году началось противостояние между Путиным и Березовским. Березовский некогда, как полагают журналисты, принимал участие в продвижении Путина в качестве преемника Ельцина [451]: якобы при подготовке к президентским выборам ключевую роль сыграло подконтрольное Березовскому государственное телевидение [376]. Теперь же Березовскому пришлось разрабатывать проект оппозиции "авторитарной власти" Путина [451].
За Березовским последовал Владимир Гусинский. Этот олигарх был вытеснен из медиабизнеса, и государство постепенно установило полный контроль над центральным телевидением России [351], [440]. По мнению западных наблюдателей, путем жестких мер в отношении российских СМИ Путин дал понять, что последнее слово по поводу таких принципиальных вопросов, как война в Чечне, всегда будет оставаться за президентом [445].
Третьим в ряду опальных олигархов стал Михаил Ходорковский. Фактически, глава компании "ЮКОС" стал соперничать с Кремлем, оказывая финансовую поддержку крупнейшим оппозиционным силам: от "Яблока" до КПРФ [417], [407], [376]. Более того, Ходорковский на встрече предпринимателей с президентом открыто бросил вызов Путину, подняв тему государственной коррупции в нефтегазовой области [376], [418]. В итоге 25 октября 2003 года опальный олигарх был арестован по обвинению в уклонении от налогов и мошенничестве [351], [407]. Дело Ходорковского и "ЮКОСа" оставалось одним из самых громких новостных поводов и во время второго президентского срока Путина. 31 мая 2005 года суд над Ходорковским завершился, и под неумолкающие протесты оппозиции и зарубежных критиков бывший олигарх был приговорен к девяти годам лишения свободы [351]. 22 сентября 2005 года срок был сокращен на один год [353], [367].
Жесткую политику в отношении олигархов многие наблюдатели считали рискованной, поскольку именно крупный бизнес играл значительную роль в экономическом развитии страны. Тем не менее экономические успехи России в первый президентский срок Путина наблюдатели считают впечатляющими. Средний годовой прирост ВВП составлял 6,5 процента, наблюдался профицит бюджета и внешней торговли, внешний долг уменьшился с 50 процентов ВВП до 30, выросли валютные резервы. Прекратилось бегство капиталов, повысилось благосостояние населения [407], [440]. Одной из основных причин этих достижений называют исключительно высокие цены на нефть, однако значительную роль также сыграли внешне- и внутриполитические усилия Путина [407].
Во внешней политике Путину удалось укрепить отношения с Европейским Союзом и США, развить сотрудничество с НАТО, подготовить Россию к вступлению в ВТО [406].
Ключевую роль в этот период играли двусторонние отношения с США. Доброжелательные отношения между Путиным и Джорджем Бушем-младшим завязались во время их первой встречи в Любляне в июне 2001 года, после которой Буш сообщил, что увидел "душу" президента России и что Путину можно доверять [395], [435]. В дальнейшем двум сторонам удалось достичь согласия в отношении американских планов создания НПРО, уравновесив их продолжением переговоров по сокращению ядерных вооружений [438], [435], [437], [436].
После террористических актов 11 сентября 2001 года Путин занял проамериканскую позицию. Сразу после терактов он предложил США помощь России, а в мае 2002 года два президента подписали в Москве договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов, ставший поворотной вехой в развитии двусторонних отношений в области контроля над вооружениями [395], [433], [420], [429], [351]. За подписанием этого договора последовало соглашение о создании нового Совета Россия-НАТО, в котором страны альянса и РФ должны иметь равные голоса в вопросах противостояния терроризму и другим угрозам безопасности [351].
Войну 2003 года в Ираке Россия не поддержала, однако, по мнению наблюдателей, Москве удалось занять осторожную позицию и избежать фатального разрыва отношений с Вашингтоном [422]. В результате двусторонние отношения с США в целом развивались в позитивном русле [395], [419].
Исследователи говорили о том, что Путин принял стратегическое решение и изменил внешнеполитический курс России, направив его на сближение с США и Западом в целом [423], [434], [433]. По мнению исследователей, внешнеполитическая деятельность Путина характеризовалась энергичностью и прагматизмом [434], позволила укрепить международные позиции России и завоевать благосклонность Запада: в частности, уменьшился объем критики в адрес российских действий в Чечне [432]. Тем не менее, именно Чечня оставалась основным поводом для критики России из-за рубежа [434]. Кроме того, западные политики и СМИ упрекали российского президента в "сворачивании демократии" [395].
Во время первого президентского срока Путину неоднократно приходилось сталкиваться с масштабными общественными кризисами. В августе 2000 года произошла катастрофа подводной лодки "Курск" в Баренцевом море, в результате чего погибли 118 человек [351]. Во время этого кризиса репутация Путина серьезно пострадала. Получив информацию об аварии на АПЛ, Путин не пожелал прервать отпуск и прибыть к месту происшествия. Еще большее недовольство президент вызвал своей репликой во время интервью, данного американскому телеведущему Ларри Кингу 8 сентября. На вопрос о судьбе подлодки Путин с улыбкой ответил: "Она утонула" [371], [370].
В 2002 году произошел новый крупный кризис. 23 октября в Москве зрители мюзикла "Норд-Ост" были захвачены в заложники группой чеченских боевиков под руководством Мовсара Бараева, потребовавшего вывести войска из Чечни [351], [366]. 25 октября Путин провел в Кремле совещание, по результатам которого директор ФСБ Патрушев заявил, что власти готовы сохранить террористам жизнь в обмен на освобождение всех заложников. Вечером 25 октября террористы пообещали казнить людей, если их требования не будут выполнены. Опасаясь, что в случае штурма боевики взорвут здание, власти в ночь на 26 октября пустили в зрительный зал усыпляющий газ. Вслед за этим в Театральный центр ворвались спецназовцы и перестреляли спящих террористов [366]. Взрыва удалось избежать, но число жертв среди заложников, задохнувшихся в результате действия газа и нерасторопности спасателей, составило 129 человек [314], [365], [366]. После этого отечественные и зарубежные критики обвинили Кремль в пренебрежении жизнями людей и сокрытии подлинной информации о произошедшем на Дубровке [426], [415], [365], [314].
При Путине стандартной формой изложения политического курса государства стали послания президента Федеральному Собранию, фактически адресованные всему обществу. В первом из них, обнародованном 8 июля 2000 года, говорилось о необходимости укрепления государства, противостояния возникшим после распада СССР центробежным, дезинтеграционным тенденциям в стране. Во втором послании (3 апреля 2001 года) сообщалось о том, что целостность государства сохранена, а во главу угла ставилась эффективность работы всех органов государственного аппарата. Послание 2001 года было очень детализированным: в нем уделялось внимание социальной политике, недостаточному экономическому росту, чеченскому вопросу и международной тематике. 18 апреля 2002 года одной из приоритетных задач было названо повышение уровня жизни населения, в целом же, по содержанию третье послание было схоже со вторым. Послание 16 мая 2003 года по сути представляло из себя предвыборное обращение к нации: президент заявил о своих достижениях за период первого срока и поставил перед страной глобальную задачу – достижение статуса сильной передовой державы. В частности, Путин призвал удвоить ВВП России к 2010 году [377], [440], [421].
Прошедшие в декабре 2003 года парламентские выборы закончились победой проправительственной партии "Единая Россия", получившей две трети голосов. Таким образом, президент получил практически полный контроль над Государственной Думой [402], [351].
Второй президентский срок (2004-2008)
Примерно за две недели до президентских выборов, 24 февраля 2004 года, Путин отправил в отставку правительство Михаила Касьянова, которого в марте сменил Михаил Фрадков [351]. Отставка правительства вызвала удивление в России и за рубежом [408]. Михаил Фрадков в то время был малоизвестным чиновником, который, в отличие от Касьянова, не мог рассматриваться как независимый политик [409].
Существовала точка зрения, согласно которой назначение Фрадкова должно было удовлетворить требованиям как "силовиков", так и реформаторов, а кроме того, Путин этим назначением якобы пытался продемонстрировать свою независимость от этих группировок [409]. Однако более справедливой представляется другая версия, согласно которой назначение нового премьера ознаменовало собой окончательный разрыв с эпохой Ельцина: Касьянов рассматривался как связующее звено между Путиным и ельцинской администрацией. По мнению приверженцев этой точки зрения, замена Касьянова Фрадковым давала понять, что отныне процесс реформ в России будет идти уже не по "западным правилам", которые установил Ельцин. Одним из направлений новой политики называли консолидацию ветвей власти [411]. Наконец, еще одно объяснение отставке Касьянова за две недели до президентских выборов предложили журналисты американской газеты The Washington Post, специально для этого опросившие большое количество высокопоставленных российских чиновников и политиков. По их словам, соперники Путина на предстоящих выборах, недовольные тем, что Кремль отодвинул их на периферию предвыборной борьбы и по сути отвел им роль фиктивных фигур, вступили в переговоры с целью снять свои кандидатуры накануне голосования. Если бы это произошло, выборы пришлось бы отменить и тогда на месяц, необходимый для организации новых выборов, обязанности президента автоматически перешли бы к премьеру. Путин, по мнению американцев, всегда болезненно опасавшийся соперничества, предпочел устранить саму возможность того, что власть может оказаться в руках излишне независимого и влиятельного Касьянова [376].
Так или иначе, но, по мнению наблюдателей, уже к концу первого срока Путина в России сформировалась своеобразная модель правления, сохранявшая либеральные элементы, но тяготевшая к резкому усилению государственной власти. Очередное подтверждение этому увидели в том, что на президентских выборах 2004 года Путин действительно не встретил ни одного достойного соперника [408]. 14 марта 2004 года он был переизбран на пост президента, получив 71 процент голосов. Официально вступил в должность 7 мая [597], [402], [351], [405].
Во второй своей инаугурационной речи Путин, подчеркнув, что цели первого срока – сохранение единства страны и укрепление государства – достигнуты, заявил о необходимости укреплять гражданское общество, реальную многопартийность и личные свободы граждан: "Только свободные люди в свободной стране могут быть по-настоящему успешными", - отметил он [405], [406]. На Западе полагали, что прошедшие выборы не были "ни свободными, ни честными", однако признавали подлинность высокого уровня популярности Путина в стране, обусловленного успехами его первого срока [402], [407].
В России победа Путина была встречена массовой демонстрацией сторонников молодежного движения "Идущие вместе", выступающего в поддержку президента [406]. Возникновение подобных проправительственных молодежных организаций – сперва "Идущих вместе", а затем "антифашистского" движения "Наши" - стало одной из примет второго президентского срока Путина. По сообщениям прессы, создание и работа этих движений координировались президентской администрацией (назывались имена политтехнологов Глеба Павловского и Марата Гельмана, куратором "Наших" считался заместитель главы администрации Владислав Сурков), а сам Путин несколько раз встречался с молодыми активистами. За лидерство в молодежной поддержке президента даже развернулось соперничество между "Идущими вместе" (позднее "Нашими"), с одной стороны, и "Молодежным Единством" (позднее "Молодой гвардией Единой России") - с другой [442], [441], [373], [337].
В 2004 году руководство страны столкнулось с целой серией масштабных терактов. В феврале около 40 человек погибли в результате взрыва в московском метрополитене на перегоне между станциями "Павелецкая" и "Автозаводская" - следствие установило, что в одном из вагонов террорист-смертник подорвал себя вместе с пассажирами. 9 мая теракт в Грозном закончился гибелью президента Чечни Ахмада Кадырова. В июне чеченские боевики напали на населенные пункты Назрань и Карабулак в Ингушетии. В августе произошли взрывы двух самолетов - Ту-154 и Ту-134, вылетевших из московского аэропорта "Домодедово", а также террористический акт возле станции метро "Рижская" в Москве [351]. Крупнейший террористический акт произошел 1-3 сентября 2004 года в североосетинском городе Беслан, где в заложники были захвачены более тысячи учеников и учителей средней школы. В ходе незапланированного штурма здания погибли 330 человек, в том числе более ста детей [351], [401]. Вскоре после завершения бесланского кризиса Путина обвинили в безразличном отношении к произошедшему [399]: одним из поводов стала речь, произнесенная президентом 4 сентября, в которой основное внимание было уделено не погибшим детям, а проблемам государственного строительства и внешней угрозы [400]. Позднее появлялись сообщения о том, что Путин якобы пытался запугать матерей погибших школьников и избежать ответственности за произошедшее [369].
Многие эксперты признавали 2004 год наименее удачным за все время с начала президентства Путина. Отмечалось замедление темпов роста экономики и объема инвестиций. Во внешней политике наблюдалось резкое ухудшение отношений с Западом, грозящее России изоляцией. На постсоветском пространстве возникли большие осложнения в отношениях с Украиной и Грузией. Внутри страны наблюдалось повсеместное снижение всякой оппозиционной активности. Обе палаты парламента, по мнению критиков, практически утратили политический вес. Возможности принимать реальные решения лишилось и правительство: так, несмотря на сопротивление главы МЭРТ Германа Грефа, в августе 2004 года состоялась продажа основного нефтяного актива "ЮКОСа" - компании "Юганскнефтегаз" - "Газпрому" через подставную фирму "Байкалфинансгруп" [388], [351]. Западные наблюдатели объясняли кризис вокруг "ЮКОСа" "жаждой власти" российского президента и желанием правящих кругов получить под свой контроль активы компании [402]. Даже прокремлевски настроенные политологи, постаравшиеся по возможности переложить ответственность за неудачи власти с президента на правительство, указывали на рискованность чрезмерного увлечения президента "наведением порядка" в нефтегазовой отрасли [403]. В августе 2004 года Госдума приняла решение о монетизации льгот и отмене многих социальных пособий [402]. Реализация этой реформы в 2005 году нанесла серьезный урон популярности Путина в России и была встречена массовыми акциями протеста по всей стране [351], [385]. Ключевым провалом Путина на внешнеполитическом фронте называли неудачные попытки повлиять на исход прошедших на Украине президентских выборов, завершившихся "оранжевой революцией" – победой Виктора Ющенко, поддерживаемого прозападными силами, над Виктором Януковичем, ориентировавшимся на сближение с Россией [387].
В то же время 2004 год можно назвать переломным годом президентства Путина. Один из западных исследователей назвал его первым годом "полновластного" правления Путина в России. Именно тогда тенденции к усилению государственного контроля вышли на новый уровень [387]. Западные наблюдатели вообще склонны противопоставлять политику Путина во время первого и второго срока. По их мнению, поначалу Путину приходилось искать баланс между двумя влиятельными силами: с одной стороны, олигархами, с другой – представителями силовых структур. Именно поэтому, считают критики, верх нередко одерживала небольшая группа либералов, сумевшая добиться экономических успехов первого срока [402]. Политику второго срока, напротив, западная пресса связывала с усилением государственного контроля, наступлением государства на независимые СМИ, олигархов, региональные власти, либеральные политические силы и законодательную власть [402].
Выступая на расширенном заседании правительства 13 сентября 2004 года, вскоре после бесланского теракта, Путин объявил о грядущих изменениях политической системы страны. Главным нововведением должен был стать отказ от прямых выборов глав субъектов федерации. Губернаторы должны были назначаться президентом с последующим утверждением в местных законодательных собраниях. Реформы обосновывались необходимостью усовершенствования государственного механизма страны, столкнувшегося с угрозой международного терроризма: таким образом, поводом для перестройки государственной власти в России стали теракты [397], [398], [394], [351], [393], [396], [386].
Противники Путина говорили о неконституционности изменений в политической системе страны [388]. Новый курс Путина вызвал критику как в России, так и за рубежом. В частности, группа более чем из ста зарубежных ученых и политиков направила открытое письмо лидерам Европейского Союза и НАТО, в котором российского президента обвиняли в отказе от демократических ценностей и диктаторских амбициях [392], [391]. На Западе политический курс Путина расценивали как угрозу российской демократии и экономике страны и говорили о переходе России к общественно-политической модели, характерной для латиноамериканских стран [402]. По мнению критиков Путина, его политический курс, направленный в авторитарное русло, окончательно определился именно к концу 2004 года [388], хотя существование авторитарных тенденций отмечалось еще в начале его президентства [433], [440].
9 мая 2005 года торжества в Москве, посвященные 60-летию победы в Великой Отечественной войне, прошли с невиданным ранее размахом - Россию по приглашению Путина посетил целый ряд глав государств, правительств и международных организаций. Присутствовали лидеры мировых держав – США, Франции, Италии, ФРГ, КНР. Приглашение российского президента было отвергнуто лишь президентами Литвы и Эстонии, считавших, что победа СССР привела к оккупации их стран, а также президентом Грузии Михаилом Саакашвили, открыто проводившим в этот период антироссийскую политическую линию [384], [374], [381], [383], [380], [379].
Напряженность в отношениях с Украиной и Грузией, в которых в 2003-2004 годах прошли так называемые "цветные революции", стала одним из ключевых вопросов внешней политики России во время второго президентского срока Путина. В российско-украинских отношениях кризис выразился в перебоях с поставками на Украину российского газа в конце 2005 - начале 2006 годов [351], [362], [358], а в отношениях с Грузией центральную роль играл вопрос о суверенитете непризнанных республик Абхазия и Южная Осетия и присутствии на грузинской территории российских миротворцев [334], [332], [336]. "Цветные революции" и холодность Кремля к новым правительствам наложили негативны