ПЕРУН- Путь, Есть, Ратная, Утеха, Наша.
[468x700]
Перуне Грозный, Сильный, Ратный
Ударь секирою булатной
Свой гнев излей в лицо врагам
Всем их посевам, табунам
Пускай вовек не возродиться
Пусть кара Божья свершиться
Для тех, кто зло Руси несёт
И вмиг от стрел твоих падёт
Их войско подлое, лихое
В веках исчезнет семя злое
Все в тёмной Нави пропадут
Объятия Мары обретут
Ты Страж Великий старой веры
Пускай трясутся твари серы
P.S Читается перед боем.
Перевод со старославянского.
Пожалуй единственное неоспоримое славянское божество это Перун, о нем существует больше всего документов. Гримм первый указал на то, что славянское Перун происходит от готского слова fairguni, гора. В Эдде мать Тора часто называется Fiorgyn - имя, которым именуется и сын ее, громовник Тор. Вообще нужно сказать что о происхождении и этимологическом образовании слова Перун мнения ученых еще не сходятся. Некоторые находят в нем индо-европейский корень park, spark, другие предполагают, что это старо-германская форма *Perkunos, *Ferxunaz, *Ferkunaz со значением высокий; третьи сближают его с ведическим Pardjanya, со скандинавским Fiorgyn, с латинским quercus, со старонемецким forha, с литовским Perkunas.
Прямым доказательством почитания богом Перуна на Руси во времена язычества служит летопись Нестора, договоры между русскими и Византией в 907, 945, 971 годах, Новгородская летопись, Галицкий текст с 1302 года.Свидетельство Прокопия в 6-м веке о культе громовника у южных славян является вполне классическим и неоспоримым: "Славяне признают одного только властителя этой вселенной, одного бога, творца молнии. Ему они приносят в жертву волов и других животных".
Имя Перуна сохранилось во многих топографических названиях. У словенцев существует "Перуня весь" и "Перуньи врхъ". На восточной части Истрийского полуострова возвышается гора "Перун", вышиною 881 метров. Одна из горных вершин между Сутеской и Варешем (в Боснии) именуется "Перуном".
Наконец, имя Перун встречается и как название цветкового растения "Iris Germanica" - "Перуника" во всех южно-славянских странах. О том, что славяне любили посвящять богу-громнику некоторые из цветковых и других растений, свидетельствуют следующие названия у русских: "гром" (Onosma tinctoria) в Екатеринославской губернии, "громовой корень" (Asporagus officinalis), "громдола" (Valeriana officinalis), "громник" (Geranium sanguineum) в Киевской губернии, "громовик" (Echiou vulgare) в Екатеринославской губернии и пр. Вполне подходящий пример находим у латышей, у которых полевая горчица прямо именуется "Перуновым цветком" - "Pehrncones". Русские тоже называют именем Перуна некоторые из цветковых растений.
Распространение имени Перуна у русских многими учеными объясняется упоминанием его в Несторовой летописи, при переписывании которой имя это якобы перешло в книги, а потом уже и в предания. Но в силу исторических обстоятельст постепенно языческие традиции уничтожались, или же перемешивались с другими и переименовывались. Таков,например случай с боготворением, заместника Перуна, св.Ильи.
Но древние обряды народ не забыл, хотя за сотни лет они конечно-же изменились, но тем не менее, многие из них существуют и сегодня...
Жарко сейчас в Украине, днем температура до 40, но тем не менее шли люди 21 июля на остров Хортицу что в Запорожье, к Казацькому Колу на котором установлен главный символ праздника - деревянный идол Перун.
У его подножия выложены дары и подношения Перуну,
а немного поодаль были сложены дрова для костра,
который предстояло зажечь от добытого первобытным способом огня при помощи вот такой "машины".
А вот и участники. До начала праздника девушки плетут венки из дубовых веток которыми потом награждают победителей соревнований. У древних славян дубовый венок символизирует силу и мужество.
Большим успехом у гостей и участников пользовался тир, пострелять в котором можно было из лука
Открыл праздник Верховный Волхв Свитовит Пашник.
Затем начались состязания воинов. Битва мешками с сеном
Метание бревна
Девушкам тоже предложили метать, правда копье
И косы заплетать - кто быстрей
Выступили ребата из клуба исторической реконструкции
и школы боевых искусств "Спас"
Все дружно хороводы водили, да хороводы разные, старинные... Под звуки бубна сжимается хороводная цепь -спираль и расправляется потом.
Был проведен мастер-класс еще одного старинного хоровода
И вот началось добывание огоня первобытным способом - трением))) Вот как это происходило
Но у современного человека навыков не хватает, хотя все старались очень - дыму было много и даже иногда искры летели, но...в итоге пришлось использовать "сipники"(спички), огонь был зажжен
и прошел обряд торжественного разжигания костра,
перед которым Волхв наградил победителей и участников соревнований.
После вокруг констра воины станцевали священный танец "Аркан"
И конечно зрители, а как же без них, хотя они же и активные участники
К ПЕРУНУ
Бог ветров и бурных гроз,
Бог Славян, Перун,
Ты мне дал волну волос,
Золотистых струн.
Струн курчавых, не прямых,
Светлых завитков,
Золотистый дал мне стих,
Много дал стихов.
Бог пожаров между туч,
Грезы огневой,
Ты велел мне: Будь певуч,
В жизни — будь живой.
Влил ты молнии в мой стих,
И сказал мне:— Жги.
Бог пожаров грозовых,
Предо мной — враги.
Бог зиждительных дождей,
Влаги и огня,
В ярком пламени страстей
Не покинь меня.
Дай мне, дан мне взрывов злых
Для журчанья струн,
Местью сделай ты мой стих,
За моих, Перун!
К Д Бальмонт