Отметив свой 42-й День рождения на сцене, я уже не представляла себе жизни без неё.
Составив график концертных выступлений, я целыми днями тщательно готовилась к ним. Сочиняла поздравительные стихи, подтекстовки к известным песням, собирала историческую информацию, выписывала гороскопы, анекдоты, тосты и поговорки...
Таким образом, сформировалась артистка, «не только поющая, но и говорящая»,- так меня стали называть коллеги, я стала пользоваться особым уважением в среде организаторов праздников. От банкета к банкету я обретала всё большую уверенность в себе и к концу новогодней кампании уже легко могла быть партнёршей ведущего или даже подменять его в моменты отсутствия на сцене.
В новогоднюю ночь, вместе с Костей Котовым, артистом одного из молодёжных театров, я «держала» целую программу в одном из Питерских ресторанов. Училась на ходу: придумывала реплики и шутки, подыгрывая ведущему, даже станцевала «Калинку – малинку» в красном сарафане, когда он пародировал Николая Баскова! А уж когда он становился «Веркой-Сердючкой», Снегурочке приходилось выполнять ещё и охранные функции: деликатно отгонять от него особо резвых поклонников вышеупомянутой дамы, жаждущих ущипнуть её за надувные формы. «Сердючка» имела бешеный успех. Сотрудничество с Костей оказалось не только приятным, но и продуктивным: нам заплатили даже больше, чем мы рассчитывали! Успех новогодней ночи не прошёл бесследно: нас заметили. Наши визитки расходились «большим тиражом»...
Мои песни, несмотря на суровые условия их существования, продолжали жить, звучать и зажигать сердца. Их прямо-таки одушевлённое присутствие поддерживало во мне не только оптимизм, но и хорошую физическую форму: казалось, именно им я была обязана своей внешностью, гибкостью, лёгкостью движений, излучением радости...
В санаториях, где я начала регулярно выступать, мои концерты расценивались почти как лечебные сеансы: они несли людям хорошее настроение и новые эмоции, которых им, видимо, не хватало в жизни. Зрители всегда были очень доброжелательны и не замечали мелких недочётов, хотя аппаратура иногда барахлила, а в залах стоял лютый холод. Но я «включала» свечение своего сердца, и оно действовало безотказно.
Декорации, хотя и бумажные, подсветка сцены фонариками, смена костюмов прямо во время представления, - были моим любимым «коньком»: я считала, что внешнее оформление ничуть не менее важно, чем духовное содержание. Мне хотелось доставить людям максимум эстетического удовольствия.
Благодарные зрители часто подходили ко мне с вопросами: откуда такая артистка, где ещё они смогли бы услышать мои песни?.. Они хотели бы прийти в «мой» театр, а лучше – унести эти песни с собой… на дисках, например! Моё «эфемерное» присутствие не удовлетворяло заинтригованных зрителей: откровения, что я всё делаю одна, и нет у меня ни «крыши», ни режиссёра, - звучали для них неправдоподобно...
В марте были закончены сразу четыре новых композиции. После тщательной проработки они стали гораздо глубже эмоционально и ровнее – вокально, но общее музыкальное оформление меня по-прежнему не удовлетворяло. Спорить же с аранжировщиками было бесполезно: убедить их что-то переделать – крайне сложно. Я боролась за каждую строчку, как могла...
Когда обновлённые песни были готовы, я решила показать их нескольким продюсерам, с которыми удалось познакомиться. А Витя и вовсе решил отвезти их в Москву: вдруг захотят включить в какой-нибудь сборник.
Но никаких реальных предложений я так и не получила. Аранжировки, которые я так просила сделать в соответствии с последними тенденциями моды, были признаны классическим ретро. А на него спрос весьма узок.
В Москве же мои песни и вовсе не захотели прослушать: спросив, каким бюджетом мы располагаем, над нами только посмеялись...
Ну что мне было делать? Плакать? Смеяться? Таковы условия игры. И ничего не поделаешь. Спрос диктует мода. Бизнес делают деньги. А я опять где-то за бортом, и по-прежнему – в одиночестве.
В таких случаях, верная своему принципу «побеждает тот, кто не сдаётся», я ищу альтернативное решение и всегда загружаю себя работой. К тому же есть очень верный афоризм: «всё в этой жизни приходит к нам в нужный момент». И я настроилась подождать...
Лето 2005 года стало, пожалуй, самым активным периодом за последнее десятилетие моей жизни. С самого утра мы приступали к работе по благоустройству нашего дачного домика и участка. Постоянная занятость в саду не давала мне времени унывать. Из жилья у нас оставалась только эта летняя дача в Ольгино, и её нужно было подготовить для предстоящей зимовки…
Я была рада каждому приглашению. Жаль только: аудитория в санаториях была весьма почтенного возраста и очень немногочисленная. Да и не было там ни средств, ни технических условий для приличного звука. Зато недостатки моих аранжировок никто не мог расслышать. Оформлением сцены приходилось заниматься самой, а музыку настраивал Витя, как умел. Да и чего можно было ожидать от сельских кинозалов, 40 лет без ремонта, в которых до меня подобные концерты не проводились вообще?!
...А однажды мне приснилась песня. И слова, и музыка – как наяву! В 7 утра я записала её на бумажку, потом напела на магнитофон и... убрала подальше. Очень странная была песня, и совсем не для меня, - для драматического актёра. Ничего, пусть подождёт своего часа. Назвала я её – "Две стороны кулис".
= 2005 год
(продолжение следует... )