Лето казалось мне многообещающим: мы записывали песни с Михаилом Остроумовым, и результаты этой работы меня очень радовали. Вот оно! – думала я, слушая то, что у нас получалось. На хорошей творческой волне были сделаны записи: «Падают жёлтые листья», «Бессмертие души», вокальная партия к «Последнемушансу»...
Михаил оказался моим ровесником. Но я была потрясена, каким замечательным, зрелым композитором он был, с очень серьёзным подходом к музыке, с большим творческим стажем и опытом. Я теперь часто с удовольствием слушаю его многочисленные произведения, а их у него уже больше шести сотен! Его хорошо знают многие известные «люди искусства» и называют «живым классиком»! Его композиции регулярно звучат на радио и телевидении: это и музыкальные заставки к программам, и озвученные им рекламные ролики. А немного раньше он писал музыку к документальным кинофильмам: о морских глубинах, о таинственном космосе!.. Его узнают по одной только композиции «Погода», которая уже много лет звучит на ТВ в программе «Время».
Особенность его музыки в том, что она – вне времени и пространства, вне моды и преходящих течений, на любой вкус и возраст. Она, как творения истинных художников, восхищает и завораживает своим «дыханием вечности», красотою и глубиной. Это не моё мнение – это общепризнано !
Однако, сейчас, во времена торжества коммерческой музыки, когда высокое искусство остаётся невостребованным, таким людям очень тяжело «удержать свою позицию» в жизни. Далеко не каждому настоящему художнику-творцу удаётся выстоять, выдержать... Я наблюдала, как многие из них играли «под чужую дудку», при этом полностью теряя свою индивидуальность, а их «произведения» превращались в одну безликую серую массу, изготовленную из набора одних и тех же так называемых модных «фишек»!
Миша, невзирая на сложившуюся у него непростую жизненную ситуацию, сразу сказал мне, что наша с ним миссия гораздо выше, но и сложнее: мы не будем ни под кого подстраиваться, потому что верим в своё искусство!
Индивидуальность художника и собственная тема – важнейшая ценность на все времена. «Будем делать нетленку!» - пошутил он, и я поняла, что он прав! Ведь мы, авторы, должны сами формировать вкусы общества, создавать свою идеологию в музыке, в песенной поэзии, несущую позитивные движущие силы, отражающую нашу жизненную позицию, раз она у нас есть! Ведь наши песни – это же выражение духовной субстанции, и вовсе не нужно их под кого-то «причёсывать»!
... За это лето мне всё же удалось несколько раз «опробовать» свои песни в новом «аранжементе» на зрителе: это были и городские праздники на открытых площадках, и благотворительные вечера... Как ни странно, люди с большим интересом слушали эту «некоммерческую» музыку, хотя организаторы обычно требовали только танцевально-развлекательную, ошибочно думая, что современному человеку больше ничего не нужно...
Михаил Остроумов совершил ещё один, героический в моих глазах, шаг. Он оказался единственным из всех музыкантов, который не побоялся взяться за волшебную, мистическую музыку Китаро, которой я «бредила» уже много лет! - Мою песню «Власть над тайной», родившуюся на свет под завораживающую космическую композицию великого Маэстро, - Миша аранжировал в своём собственном «ключе», при этом сохранив все «голоса» этнических инструментов и основные специфическиеэлементы оригинала.
Надеюсь, что сам достопочтенный Китаро, услышав наш смелый эксперимент, простит нам эту дерзость, вызванную лишь высокими стремлениями!
Работа над песнями доставляла мне огромное удовольствие: я могла петь и перепевать заново часами! Михаил тоже уходил в работу с головой, совсем переставая замечать окружающую действительность. Потом мы дружно радовались результатам, а потом -... снова всё переделывали!
И вот однажды наши результаты достигли ушей слушательскойаудитории: меня пригласили на радио «ТЕОС» для 45- минутного прямого эфира!
Передача оставила неизгладимые впечатления! Тем более, что радиослушатели высказали в эфир массу приятных отзывов о шести моих новых песнях, прозвучавших в тот памятный день ( 6 августа 2001г.) на всю Россию!
В вопросах людей звучало бесконечное удивление по поводу того, почему меня нигде не было слышно раньше? Мой голос напомнил им родные голоса забытых певиц 60-х годов: Аиды Ведищевой, Лидии Клемент, Майи Кристаллинской... Им было интересно, как я всё это сочинила: без педагогов и музыкального образования, да и без музыкального инструмента, собственно... И в этот чудесный летний вечер сумела, к их великой радости, всё это «донести до широких масс», придя вот так просто на радио!
Боюсь, не смогли они понять, что не во владении инструментом и не в навыках дело! Мои главные инструменты - сердце и голова! Именно там рождается музыка, получая импульс откуда-то из другого мира, а мне остаётся её только записать! Ну и стихи, конечно, тоже... Остальное – дело техники, - той, что стоит в студии звукозаписи.
А процесс, называемый творчеством, не педагогами закладывается,- он подвластен только Всевышнему!
Уходящий 2001 год приготовил ещё немало сюрпризов... Хотя, впрочем, я была к ним готова. В октябре-ноябре в театре Эстрады на Большой Конюшенной состоялся грандиозный Конкурс артистов со всей страны. Он был учреждён Комитетом по Культуре, проводился самим «Петербург-Концертом» и посвящался памяти н.а. Аркадия Райкина.
Само участие в этом конкурсе считалось уже почётным и престижным. А что касается Лауреатских званий и перспектив, то на этот счёт меня «успокоили» сразу, - мол, у меня шансов – абсолютно никаких! «Ну и пусть!» - сказала я и пошла на Конкурс... Мне было по-человечески интересно просто посмотреть, а тем более, - поучаствовать! Да и показать свои песни заслуженным мастерам искусства, - это уже было захватывающе.
Жюри состояло примерно из пятнадцати человек, пожалуй, самых солидных и заслуженных деятелей культуры. Да, тут было, кому себя показать!
Желающих выступить собралось более трёх сотен (!) человек! Артисты разделялись по жанрам, и каждый боролся за победу только в своей номинации. После жеребьёвки просмотры шли в течение двух недель, ежедневно, по три концерта в день... Бедное жюри! Обычно, к третьему просмотру, в зале почти никого не оставалось...
Я старалась, по возможности, попасть на все концерты. И не зря! Я была приятно поражена: столько талантов в нашей огромной стране! Гордость и искреннее восхищение наполняли меня. Ведь можно принести столько радости людям, развернув такую концертную деятельность, что заполнятся все пустующие залы страны!
И ведь можно, таким образом, спасти от безработицы тысячи людей! Не только артистов, но и технический персонал, и административные кадры... Но почему-то эти мысли никому, кроме меня, в голову не приходили. Остальные предпочли ограничиться только проведением Конкурса...
День за днём на эту замечательную, легендарную сцену выходили и выходили молодые артисты. Моя очередь была в самом конце. Конкурс, естественно, всех изрядно утомил. К моменту моего выступления в зале оставались только самые стойкие члены жюри, человек шесть, да ещё зрителей – человек десять. Видимо, чьи-то сопровождающие...
Я появилась на сцене, как всегда, во всеоружии: с «высокой причёской», в длинном васильковом платье, в достаточно классическом стиле, как того и требовала строгая обстановка. Здесь и состоялась премьера моей песни «Бессмертие души», которую в тот холодный осенний вечер я посвятила бессмертным душам всех великих артистов, когда-либо стоявших на этой сцене... Я так вошла в роль, что, видимо, перестаралась. Потому что позже мне сказали, что в номинации «Автор-исполнитель» совсем не обязательно было кружиться по сцене, заламывая руки... Короче, я не вписывалась в традиционный образ! …позже, проходя по коридорам «Петербург-концерта», я с удивлением обнаруживала, что многие меня узнавали, помнили мою песню и даже синее платье!.. Все тогда щедро давали мне одни и те же советы: «бороться и искать, найти и не сдаваться!» Меня подбадривали, советовали нанять хороших педагогов (чьи уроки стоили бы мне месячной зарплаты, если бы она у меня была).
Но, у меня не было оснований не верить Наполеону Хиллу, который сказал: «Неудача – лучший путь к успеху!» Я решила, что могу рассматривать этот Конкурс как всего лишь очередную «ступеньку» на пути к своему «Олимпу». «Я накапливаю опыт, - твердила я себе, - и всё, что ни делается, - всё к лучшему!»
Но должно же быть хоть что-то, что держит человека наплаву?! Ах, да! - «Добрый зритель в десятом ряду!» (кто не помнит крылатую фразу Аркадия Райкина?..)
(продолжение следует...)
2001 год
2.
3.
4.
5.
6.
7.