Вскоре у меня началась очередная сессия в Университете культуры. Учёба, как ни странно, доставляла мне огромное удовольствие, и поэтому, наверно, я снова сдала все экзамены на «отлично». Однако, от теории до настоящего шоу-бизнеса было ещё очень далеко: мы проходили историю музыки и биографии известных музыкантов, историю Государства Российского, и т. д.
Иногда я из любопытства заглядывала на лекции старших курсов: уж очень мне нетерпелось узнать что-либо конкретное и полезное о современном положении дел в этом, таком недоступном и таком непонятном для меня, «шоу-продюсерстве»!
Но, к моему разочарованию, во всех аудиториях говорили только о научной теории и о высоком искусстве, каким оно, бесспорно, и должно быть! К вопросам же о современном, реально существующем, шоу-бизнесе мудрые преподаватели относились как к чему- то инопланетному и неактуальному... Отрыв от реальности был налицо, и я с горечью поняла, что придётся всё познавать только на собственной шкуре и учиться только на собственных ошибках.
После сессии я начала усиленно заниматься вокалом с педагогом, хотя меня снова начало подводить здоровье. Но я не обращала на это внимания: таблетку под язык, - и снова в бой! Денег и физических сил едва хватало, но я не сдавалась. Занималась до полного изнеможения: голосовые связки периодически «садились», измученное сердце работало с перебоями, а пообедать я часто просто забывала...
Я возобновила поиски подходящей студии звукозаписи, а также – аранжировщика, который смог бы более точно уловить и передать в музыке смысловое и эмоциональное содержание моих песен. Я познакомилась с несколькими хорошими музыкантами, каждый из которых видел звуковое решение этих песен по-своему. Но ни один из них не приблизился в своих звуковых и стилевых набросках к тому, что я хотела услышать!
А я уже точно знала, чего хотела, но никак не могла этого донести до них. Ведь все мои песни с самого начала отчётливо звучали у меня в голове! Но отсутствие специального образования и владения терминологией так и не позволили мне этого сформулировать.
Отчаявшись, я решила выбрать наугад. Знакомые посоветовали обратиться к известному композитору Игорю Шаматрину. Он писал замечательную музыку, но… был далёк от современной эстрады. Он мог написать партии для симфонического оркестра, и даже виртуозно изобразить всё это на компьютере. В общем, я решила положиться на его профессионализм и доверила ему две песни. Он сделал мне новую аранжировку «Русалки», как он сказал, более грамотную, и, после длительных репетиций с педагогом, мы её записали. Песня зазвучала совсем по-новому, очень резко и драматично, от лирики и таинственности ничего не осталось. Вроде бы всё было правильно, но песня стала какой-то чужой...
Вторым был такой дорогой моему сердцу, величественный «Маэстро-Шторм». Здесь я решила не рисковать, и аранжировку мы оставили старую, просто немного её «подчистили». Переписали только вокал, на полтона ниже. Но песня от этого ничего не выиграла! Наоборот, стала какой-то тяжеловесной, скучной... А я - выдохлась полностью. У меня возникло странное ощущение сильной усталости от полного непонимания вокруг... Близкие относились более, чем скептически к моим усилиям. Муж критиковал. И моё здоровье резко «поехало под откос». Позвоночник,- мой «Дамоклов меч», тут же свалил меня в постель, как всегда, зацепив и сердце. - Так он реагировал на мои неудачи...
Но я не сдавалась и никогда не хотела признавать своё поражение. Какой бы горькой и драматичной ни была твоя судьба, сумей «удерживать вожжи» и направлять её к своей цели, как бы тебя ни сносило потоком потрясений и потерь... Мой рукописный «Прожиточный минимум» помогал мне выстоять и сохранить душевное равновесие.
Вскоре у меня появилась возможность представить свои обновлённые песни в одном из лучших концертных залов: в ночном клубе «Олимпия». В тот раз выступление далось мне очень тяжело: я отработала свой номер, едва стоя на ногах от резкой боли в спине, задыхаясь от бесконечных перебоев пульса... В это время на улице бушевала сильная гроза. Зал «утонул» в жуткой духоте. Но мне пришлось выстоять! Сколько ещё будет жертв впереди!...
Судьба продолжала закалять меня, как сталь, тут же испытывая на прочность. Ну не могла же я сдаться! Несмотря ни на что, я чувствовала себя героиней, потому что преодолела физические муки, и поняла, что скорее умру за свои песни, чем откажусь от них... А мой тогдашний успех подтвердил ещё и мои актёрские способности: ведь если «слёз моих не видно никому, то Арлекин я, видно, неплохой!»
Несколько благотворительных концертов за лето ничего нового не принесли. В течение этого года я написала ещё несколько песен. Впервые в моём творчестве появилась такая заводная и озорная, как «В тихом омуте», - песня, собственно, о музыке, которая способна кружить голову и творить чудеса:
«В этой музыке – черти водятся…
Исполнять её мне приходится!
Эта музыка пахнет звёздами,
Ароматными снами-грёзами…
Опьяняет стихами-прозою
Несерьёзною, несерьёзною!»
Мне хотелось, чтобы все песни были разными, на любой вкус, - тогда их не скучно будет слушать в любом настроении. Следующей - на свет появилась томная, лирическая «Только наступит ночь…»
«…Шёпотом нежным незримо касаюсь
Дремлющих губ родных :
Я до тебя дотянуться пытаюсь
Через ночные сны».
Особо любимые мною качества: драматизм и ностальгия отразились в песне «Свеча любви моей». Здесь я всерьёз задумалась о хрупком источнике творческого вдохновения. Этот живой родник – природное чудо. Если его не беречь, как свечу, то чей-то дом, быть может, твой, - может утонуть в темноте, захватившей «хрустальныймир твоей мечты». Не дай Бог, если в вашей жизни, наполненной музыкой вашей души, какой-то «Ветер-Суховей задует песенный родник»!
Осенью 2000 года, с новой силой ощутив горечь потери уходящих возможностей, я переделала песню «Падают жёлтые листья». Чудесной ностальгической мелодии, на мой взгляд, не соответствовал слишком легковесный текст. Теперь в ней появились горькие осенние нотки:
«Слёзы моих надежд
Смоет стена дождей,
В тучах растает эхо
Звёздной мечты моей…»
И уж совсем драматичным призывом зазвучала «Купите время!» о бессмысленности бытия, «где нет тебя со мной». Мечты и надежды несбывшейся любви, способной вызывать столь дивные творческие порывы, теперь превращены в предмет торговли, как не имеющие больше высокой духовной ценности. Осталось только сожаление о призрачном счастье:
«Мой сон был так чудесен Рожденьем этих песен,
В неведеньи своём Где мы с тобой вдвоём!»
А время шло... Как и любая женщина, я занималась семьёй, воспитанием сына, хозяйством, решением массы бытовых проблем, которые обладают свойством никогда не кончаться. Конечно же, безумно уставала, как и все. Единственной радостью и утешением от всех невзгод для меня были мои песни, творчество в уединении, которое исцеляло душу. Я копила силы и средства на новые записи. Понемногу занималась поиском новой студии и музыкантов, способных мне посодействовать за приемлемую для меня оплату.
Периодически меня приглашали выступать на различных концертных площадках: от уличных модульных сцен до солидных тысячных залов. Но этослучалось редко... Ни оплаты за это, ни перспектив пока не наблюдалось.
В ноябре меня снова пригласили на фестиваль «Молодой Петербург», который на этот раз проходил в зале на 2,5 тысячи мест, - в ДК им.Горького! О такой сцене я могла только мечтать! Это послужило толчком к записи новой песни. Очень уж хотелось выйти на должный уровень.
Сначала мы попробовали работать с известным автором-исполнителем и аранжировщиком Андреем Кудрявцевым. Он сделал мне новую версию инструментального оформления песни «Кусочек неба», в результате чего она стала слишком напоминать колыбельную... В ней, как и прежде, не хватало чувства полёта и динамики. А ведь слова-то говорили совсем о другом:
Если только ты поверишь,- Только воздухом наполни
Сбудутся мечты! Крылья за спиной!
За распахнутою дверью Только верь волшебной, вольной
Хватит высоты! Музыке земной!
Эту работу пришлось отложить, - переделывать не было смысла. Спорить с аранжировщиками я не люблю. Здесь просто должно быть одинаковое чувствование… Что-то не пошло...
Я стала искать музыканта с более динамичным подходом, с другим темпераментом. И нашла – меня познакомили с Владимиром Кривошеем, музыкантом из легендарной группы «Невский проспект». Я предложила ему сразу несколько своих песен – на выбор, в надежде на то, что понравившийся и близкий ему материал и сделан будет с душой. Ему понравилась абсолютно новая - «Последний шанс». Но в его руках она приобрела такое «рокерское» звучание, что я оторопела, представив себя исполняющей её в рокерском «прикиде»!. Хотя, чего ещё можно было ожидать от «горячего рокера» в натуре? В общем, это было действительно сильно, но – не в моём исполнении!
Следующим моим коллегой-музыкантом стал Игорь Постоев, работающий в известной студии «М-Рекордз». Он совершенно по-другому изобразил тот же самый «Последний шанс», и его версия была более близка моей манере исполнения. Получилась воздушная романтическая баллада, близкая к классике, но, к сожалению, совсем не современно звучащая...
Как раз её я и исполняла в ДК Горького! В зале было около тысячи зрителей: для меня огромное число. Я так волновалась, что пела задыхаясь, почти шёпотом, и голос дрожал, но песня от этого только выиграла! Потому что после концерта ко мне подходили незнакомые зрители в вестибюле и говорили, что у них бежали мурашки по коже...
А на следующий день, 1 декабря, меня пригласили в петербургский «Новогодний Огонёк»! На этот раз уже в основную программу! Концерт со съёмкой был назначен на 16 декабря. Нетрудно подсчитать, сколько оставалось дней! И я сразу же начала готовиться. Новогодняя тема требовала особой песни: ведь заканчивался ХХ век, наступал новый! И тут очень кстати оказалась «Живая маленькая Планета», которая «через время вперёд летит», в новый век! ...Только она, опять же, нуждалась в обновлении аранжировки.
Мы с Игорем Постоевым долго пытались найти нестандартное музыкальное решение: он настаивал включить звучание «ретро», усматривая в этом мою личную «фишку». Получилась лёгкая танцевальная есня, универсальная по своему назначению, что впоследствии меня очень выручало...
«Огонёк» прошёл великолепно! О моей песне отзывались с восхищением. Даже Эдуард Хиль в своём интервью с радостью отметил, что есть ещё такие простые, искренние, душевные песни! Она попала на телеэкран в новогоднюю ночь в одном ряду с «номерами» мастеров эстрады! Правда, очередь дошла до неё только под утро, где-то в пол-шестого утра 1 января… Все, кого я знаю, в это время, к сожалению, уже уснули.
Незадолго до этого, в самом конце декабря, я случайно узнала о существовании у нас в городе Литературного Фестиваля для молодых поэтов. У меня, как раз, была готова и даже распечатана целая Эстрадная программа из собственных песен и стихов, которую я назвала «Бессмертие души»! Программа состояла из 30 музыкально-поэтическихпроизведений, общей длительностью 1 час 45 минут, что могло бы стать реальным музыкальным спектаклем. Но... она где-то затерялась на столах у жюри...
В общем, 2000 год заканчивался вполне неплохо!...
= декабрь 2000 г.
(продолжение следует).