Вьюги улетели, как-то раз в апреле 1999 года ко мне в руки попала бесплатная газета. Обычно я их не читаю. А тут – в глаза бросилась реклама: «Фестиваль молодых исполнителей» приглашает к сотрудничеству... Я позвонила по указанному телефону и предложила свой материал и свои услуги, как автор. Ведь начинающим певцам не по карману покупать песни профессиональных авторов, - это очень дорого. Я же работала на энтузиазме.
Приехав в студию «Крещендо», где базировались организаторы конкурса «Серебряный ключ», я отдала свои песенные тексты композитору и директору студии. Он попросил меня напеть эти песни, поскольку записаны они были только на бумаге. А услышав мой голос, он стал так горячо убеждать меня исполнять их самой, что я решила попробовать. Один раз!.. Просто из любопытства. Я тогда не верила, что из этого что-то получится, но убеждённость Владимира Коломийца сыграла решающую роль.
Десять дней прошли в жутких колебаниях: я ещё не чувствовала готовности предъявить миру себя в Образе Певицы, несущей людям своё «слово». Сочинение песен являлось для меня чем-то вроде само-лечения, яростного сопротивления недугам и проблемам. А сцена... ассоциировалась с палубой корабля, несущегося по штормовым волнам. И, хотя для своих героев она открывала неограниченные возможности, манила волшебными перевоплощениями, притягивала внимание сказочным ореолом, я всё же была в растерянности... Моя болезненно - ранимая нервная система тогда ещё не была готова к возможным потрясениям от массового внимания и критических оценок. Но меня всегда мучил один вопрос: «А что же останется после меня?» - Отголосок пустой суеты?... Ведь эти песни достойны жить и вне меня: я обязана их «вывести в люди»! Даже если придётся пересечь штормовой океан, - дело того стоит.
Я знала, какой Образ должна сформировать. Это было некое Создание из солнечного света и морской пены, излучающее искренность и сердечную теплоту... Конечно, Образ такой Певицы вставал в оппозицию агрессивной современной манере на эстраде. И поначалу мне не хватало уверенности, позволяющей реализовать этот Образ. К тому же, чувство самосохранения подсказывало мне, что до поры - до времени я должна припрятывать его от глаз людей. Видимо, должен был созреть некий набор убеждений, сформироваться чёткое представление о самой себе – конкретный Образ женщины и личности. И, только когда этот внутренний стержень достаточно окреп, появилась устойчивость к стрессам и мелким обидам, повысилась адаптивность ко всякого рода неожиданностям, я, наконец, научилась достигать преображения по своему желанию!
Время шло, на раздумья было отведено всего несколько дней, и я решилась. Смогу – не смогу? - Покажет разведка боем. А там... -- будь, что будет!
«Победа будет за нами!» - услышала я с экрана. Эта старая установка мне очень понравилась: 9 мая ничего другого я и не ожидала... После того, как разошлись гости, а муж с сыном пошли смотреть праздничный салют, я занялась мытьём посуды. А это у меня целый ритуал: посуда хорошо отмывается только под моё пение! Как обычно, я стала напевать задорную мелодию, которая так захватила меня, что я уже не могла остановиться, пока не завершилось рождение третьего куплета!
И вот, под залпы майского Салюта, галограммой в сумеречном небе, а точнее, в моём воображении, появилась вздымающаяся «чёрная пучина», на волне которой торжественно восседала величавая РУСАЛКА, которой, собственно, море – по колено! «Русалка» своим внезапным появлением продемонстрировала редкую жизнерадостность и непотопляемость, чем и вдохновила меня на дальнейшие «подвиги»...
Приехав в студию на следующий день, я попробовала спеть свою новую песню просто под метроном, чтобы соблюдался чёткий ритм. Через некоторое время меня пригласили послушать фрагмент компьютерной обработки голоса с добавлением инструментальной аранжировки. Я не узнавала собственного пения: оно как будто отражалось от волшебного зеркала !...Возможности студии просто потрясли меня! На следующий день и было принято судьбоносное решение – участвовать в фестивале «Серебряный ключ».
Выход на сцену стал для меня попыткой преодоления душевного кризиса, по принципу: «клин – клином...» Никаких планов я не строила, кроме получения новых ощущений, новой информации. Главной моей задачей было встретиться с профессионалами, от которых можно было бы получить хоть какую-то оценку моих «творений». Мне также интересно было познакомиться с новичками, которым мог бы пригодиться мой песенный материал. Хотелось, чтобы во мне увидели до-тойного автора...
Работа в студии звукозаписи потребовала новых навыков: микрофон коварно выдавал и моё «неправильное» дыхание и незаметные ранее особенности артикуляции. В «подаче» песни не хватало раскованности, кокетливости, непосредственности. Но ведь никто и не учил этому! И вот, после нескольких репетиций, первая запись была сделана! Догадываюсь, как её воспринимали профес-сионалы звука. Но для меня тогда она звучала необыкновен-но красиво: со стороны я показалась себе совсем другой...
Вообще, эстрадно-концерная деятельность сильно изменила моё представление о самой себе, когда я стала слышать свой голос в записи, видеть своё изображение на экране. Того, чем я раньше гордилась, со стороны совсем не было видно. Но стало заметным нечто совершенно новое, чего я у себя не замечала... Ну и недостатки, конечно, - крупным планом!
...Я спохватилась, что у меня слишком мало времени, чтобы сшить костюм для сцены, что в моём арсенале нет ни туфель, ни приличной косметики. А до фестиваля уже оставались считаные дни. Я бросилась на поиски, собрав все свои сбережения, и даже продав кожаную куртку, чтобы оплатить взнос за само участие! И ещё одна проблема встала передо мною: я не представляла, как буду двигаться на сцене. Куда девать руки – ноги ? Необходимо было порепетировать движение...
Движение! Как много в этом звуке!.. А для меня это внезапно стало вопросом жизни. Случилось именно то, чего я боялась больше всего: однажды утром я проснулась «убитой»: меня «скрутил» жестокий остеохондроз!
Уже была закончена работа над записью «Русалки», уже «шилась» блестящая блуза, уже была оплачена съёмка рекламного видеоролика и назначен день... А я находилась в полупарализованном состоянии, на грани отчаяния: словно крепкие ремни с острыми шипами пригвоздили моё тело к постели... Ангелы и Демоны боролись за власть надо мной. Но я уже приняла решение. Что бы ни случилось, в нужный момент я встану, ... умру, но встану!!!
Я ждала этот день, 10 июня, с замиранием сердца. Но, по неизвестным для меня причинам, фестиваль вдруг перенесли на 25-е число! Судьба «подарила» мне две недели, и у меня появился шанс! К тому же, я вспомнила, - это была та самая дата, которую мне назвал Астролог полгода назад!
Сначала мне предстояла видеосъёмка для телепрограммы, рекламирующей Фестиваль. ...Стояла 35 -градусная жара. Но выглядеть нужно было хорошо! Перенести съёмку было абсолютно невозможно. ... Я с трудом встала, хромая на обе ноги, с неподвижной шеей, с застывшим выражением боли в глазах... Только сила воли и самовнушение помогли мне выстоять в тот памятный день. Я свято верила, что результат будет достойным, а муки мои – не напрасными. Обещанная поездка на Залив сорвалась: как только съёмочная группа уселась в перегретую на солнце машину, всем стало плохо от жары. И мы двинулись в ближайший парк с водоёмом. Им оказался Таврический сад.
Съёмка «Русалки» проводилась у городского пруда, которому суждено было заменить вздымающуюся «чёрную пучину». Соответственно жаре, на мне был тонкий шёлковый сарафан, всё остальное я просто сбросила с себя... Так я и вошла в кадр: босиком по траве, на фоне белых берёз и ярко-жёлтых одуванчиков.
Всё было красиво, хотя мало соответствовало моим представлениям о видеоклипах. Вся съёмка была сделана с двух дублей, за полчаса. Никого не интересовало, что человек впервые стоит перед телекамерой: что изобразила на ходу, то и пошло в телеэфир... До результатов же, похоже, никому не было дела. Вся группа просто «умирала» от жары! Несмотря на полное несходство наших действий с сюжетом песни, я чувствовала себя настоящей «Русалочкой», потому что каждый шаг и каждое движение мне давались с трудом и резкой болью в позвоночнике... Я очень старалась, чтобы в кадре не отражалась эта боль в улыбке: «Русалка» должна была звучать победоносно!
Позже я узнала, что это «удовольствие» называется малобюджетным видеоклипом, который ничего общего не имеет с профессиональной съёмкой... И в телепрограмме он выглядел, как пародия на «утренники» 70-х годов... Однако, после телеэфира меня стали узнавать в самых неожиданных местах!
И вот долгожданный день настал, 25 июня 1999 года.
Концертный зал «Гигант-Холла» был полон народа, сюда были приглашены многие «Звёзды» нашей эстрады и видные деятели культуры. Красиво и со вкусом были накрыты столы, но... О, ужас!!! - в зале не работала система вентиляции и кондиционирования! Погода стояла на редкость жаркая: +33+35*С в тени, а в помещении было под 40*С ! В такой «душегубке» гости не могли долго находиться, их лица быстро становились мокрыми и унылыми. А концерт, как назло, задерживали...
Обещанная жеребьёвка участников почему-то прошла без меня, а мне объявили, что мой выход будет первым. Сначала это было шоком, но отступать было поздно. Вот если бы воздуха глоток в этом безвоздушном пространстве, чтоб продержаться на ногах!..
Программу торжественно открыл народный артист Сергей Захаров, - весь сияющий, в белоснежном костюме. Я всё думала, как он выдерживает в этом костюме? Затем его сменил народный артист Альберт Асадуллин, в чём-то более молодёжном и стильном, с очень красивой современной песней. ...А затем объявили «девушку, которая вообще впервые выйдет на сцену»...
На ФОТО: с ведущим фестиваля Михаилом Клёновым.
При полном зале любопытных глаз зрителей и глаз членов жюри, в которых светился холодный вызов, я вышла на всеобщее обозрение. Передо мной простирался огромный зал «Гигант-Холла», который я много раз видела по телевизору, но не предполагала, что увижу его непосредственно со сцены. .. «И-эх!» - выдохнула я и, под вступительные аккорды песни начала вглядываться в зрительный зал. Но мне в лицо бил слишком яркий свет, а всё помещение стало застилать густым театральным дымом-туманом. Колени вдруг стали деревянными, губы онемели и пересохли...
Совсем ослеплённая, я медленно пошла вперёд по этим облакам, как вдруг увидела прямо под ногами самый край сцены. И отшатнулась. Не дай Бог переступить черту! В какой-то момент мне захотелось съёжиться, убежать, спрятаться... Но длинное, тягостное вступление закончилось, и я легко «включилась» в любимую песню, словно оторвавшись от земли.
В тот момент я вспоминала подвиги первых комсомольцев, и это придавало мне храбрости: ведь если я не спою вслух свои песни, то их никто никогда и не услышит! Никто так и не узнает многих тайн и чудес, которые они хранят! Мир так и не будет спасён! - Всё это пронеслось в моей голове, и я гордо выстояла перед напором внимания зала и телекамер.
А благодарные зрители дали мне понять, что на сцену я вышла не напрасно, и в голове впервые мелькнуло смелое предположение, что я, наконец, нашла своё высокое призвание в этой жизни!
... Следующие исполнители выходили на сцену с измученным видом, обливаясь горячим потом, а их было около 40 (!) человек. Похоже, запасы воздуха быстро таяли... Гости фестиваля и члены жюри начали падать в обмороки, и их ряды быстро поредели. Если первый десяток исполнителей ещё был как-то увиден и услышан, то остальные пели практически перед пустым залом! Да и оставшиеся зрители, расслабившись после обильного стола и жары, уже не в состоянии были что-либо запоминать или оценивать. Вот тут я поняла, как мне повезло – выступать первой! С тех пор, на любых жеребъёвках, я всегда предлагаю себя первой, и ещё ни разу не пожалела: это - максимальное внимание зала, свежее зрительское восприятие, свежие силы исполнителя...
Фестиваль «Серебряный ключ» регулярно показывали на 5-м канале ТВ, по частям. Но моё выступление так и не дошло до голубого экрана, видимо, монтаж плёнки шёл не с того конца... А вот видеосъёмка «Русалки» в парке промелькнула в рекламной паузе передачи о сельской жизни. Для сельхоз-новостей это было нечто: «среди поляны ровныя» без комментариев появилась песня-Русалка! Я думала, такие передачи вряд ли смотрят горожане - люди искусства. Однако, я ошиблась. Удивительно, но многие вспоминали и узнавали меня потом именно по этой странной съёмке!
Следующим этапом стала работа над своим имиджем. Увидев себя на телеэкране, я поняла, как мало я соответствую тому образу, который живёт в моём воображении. Ведь экран телевизора – это гораздо больше, чем зеркало! Острое чувство неудовлетворённости овладело мною, несмотря на многочисленные комплименты от моих знакомых. Я начала относиться к своей внешности, как к сырью, как к инструменту. А инструмент должен работать безукоризненно, чтобы не испортить общее дело. К сожалению, ни на чью помощь рассчитывать я не могла. Дорогие визажисты-модельеры и модные салоны были мне недоступны. Причёски, макияж, маникюр, и даже свои сценические костюмы я придумывала и делала сама! Не знаю, насколько успешно всё это получилось тогда, ведь жюри никак не отметило моё выступление, но окружающие не остались равнодушными, а это – главное!
Как оценить результат фестиваля? В целом, он дал мне большой толчок для развития, для работы над собой, заставил задуматься, чем же я являюсь на данный момент?
Имидж и социальный статус, - вот что стало главным для меня на том жизненном этапе. Я пыталась заново оценить все свои данные и раздвинуть границы своих возможностей. Мне было уже 36 лет, - вполне зрелая женщина, но слишком долго прятавшаяся от людских глаз, и поэтому довольно скованная и застенчивая. На сцене это – непростительные качества. Это вызывало у меня жуткие внутренние колебания: быть может, отдать свои песни на исполнение более подходящей, достаточно «горячей» и раскрепощённой, стартующей «звезде»?... ... ...
13.