Автор мастер-класса: Юлия Дружинина
Декоративное панно из мозаики
Сколько удовольствия делать стильные штучки своими руками. Для себя, для своих близких в качестве необычных подарков.
Советы начинающим:
Стеклянная мозаика поступает в продажу наклеенной на листы бумаги или пленки, при этом на одном листе располагаются 15 х 15 чипов стандартного размера 2 х 2 см.«Бензиновая» смальта выпускается чипами 1,5 х 1,5 см. Избавиться от бумаги, на которую наклеена мозаика, можно, поместив лист в горячую воду. В нашей работе мы использовали стандартные размеры чипов и применили технику прямого набора (мозаика выкладывается лицевой стороной вверх).
Шаг 1. Разместите контурный рисунок на столе, на него положите самоклеющуюся ткань или бумагу защитным покрытием наверх. Аккуратно отогните защитное покрытие на уголках и в 4-х местах прикрепите самоклеющуюся бумагу к рисунку степплером. Защитное покрытие вам пригодится на все время работы, поэтому не мните и не выбрасывайте его.
Начинать выполнение рисунка нужно с его основных элементов, в нашем случае - с цветов. Снимите защитный слой с небольшого участка основы (примерно10 х 10 см) и начните выкладывать самый крупный цветок с его середины, подкалывая каждый чип до нужной формы и хорошо прижимая его к клейкой основе. Вы можете выкладывать мозаику, не оставляя зазоров между кусочками, а можете оставлять небольшие швы толщиной около 1 мм. Главное, чтобы единый стиль швов был соблюден во всей работе.
Шаг 2. Выложив серединку бутона из мозаики желтого цвета, «обведите» ее тонкими полосками светло-оранжевого, следуя эскизу. Продолжая делать цветок, для придания глубины цветку, добавьте в обводку элементы темно-оранжевого цвета.
Шаг 3. По тому же принципу выложите лепестки и обведите их светло-оранжевой обводкой.
Шаг 4. Завершите работу над цветком, «нарисовав» его контур из тонких элементов фиолетового цвета.
Шаг 5. По той же схеме выполните укладку второго цветка и маленького бутона.
Шаг 6. Вокруг бутона также нужно выполнить фиолетовую обводку.
Шаг 7. Бабочку начинайте делать с головы (из 1-го чипа), тела и усиков. После этого выложите крылья по той же схеме, что и бутон цветка.
Шаги 8 - 9. Следующий этап работы – исполнение стеблей и листьев. Этот этап более простой, т.к. все стебли и прожилки листьев состоят из близких по форме тонких полосок черного цвета, а наполнение листьев – из элементов достаточно простой и свободной формы.
Начинать работу над каждой веткой нужно со стебля и прожилок листьев, после чего вам останется только заполнить площадь каждого листика зеленой или бирюзовой мозаикой. Сочетания этих двух цветов на листьях вы можете варьировать по своему желанию. Мы придерживались принципа светотени, поэтому для верхних (как бы освещенных) половинок листьев использовали более теплый зеленый тон, а для затененных половинок – более холодный бирюзовый.
Чтобы немного разнообразить работу над листьями, на данном этапе можно прерваться и выполнить контурную обводку всего панно (бордюр). Бордюр выполняется из половинок чипа, начинать выкладывать которые нужно от углов, постепенно приближаясь к середине каждой из сторон. Движение от углов позволит сделать края работы предельно аккуратными. По окончании выкладывания бордюра можно продолжить работу над стеблями и листьями.
Шаг 10. Если вы дошли до этого этапа, примите самые искренние поздравления, т.к. вы проделали большую и трудоемкую работу и научились делать художественную мозаику. Все что вам осталось – это выложить фон. Этот завершающий этап принесет вам большое удовольствие, т.к. техника укладки фона, которую мы выбрали, - одновременно простая и увлекательная. А самое главное, - на ваших глазах отдельные разрозненные элементы вашей работы будут очень быстро превращаться в произведение искусства.
Фон выкладывается горизонтальными линиями, при этом работа ведется параллельно от верхнего и нижнего краев бордюра, соединяясь в середине панно.
Первую линию начините выкладывать от левого верхнего угла, используя целые чипы и повторяя линию контура. Через 5-6 чипов толщина линии начинает уменьшаться, а сама линия как бы уходит вверх и завершается. Следующий ряд повторяет движение предыдущего, образую легкую волну.
Шаг 11. Третий ряд фона может быть начат справа налево, или опускаться вниз, или начинаться с небольшим отступом от края. С какой частотой делать «волны» - дело вашего вкуса, главное, чтобы в чередовании линий присутствовало некоторое разнообразие, оживляющее всю картину.
Шаг 12. По мере приближения к соединению верхней и нижней части фона постарайтесь спланировать, сколько рядов может уместиться на оставшемся пространстве и, при необходимости, скорректировать рисунок линий и ширину швов.