«Яндекс» объявил, что закрывает свой рейтинг российской блогосферы — потому что не хочет быть «медийной» площадкой, и предложил блоггерам составлять собственный. Официальную причину неожиданного закрытия рейтинга популярности многие блоггеры восприняли с долей недоверия, а некоторые и вовсе сочли, что на «Яндекс» надавил Кремль.
Официальную версию закрытия рейтинга руководитель службы «Поиск по блогам» «Яндекса» Антон Волнухин опубликовал в корпоративном блоге.
Как пишет Антон Волнухин, изначально ТОП был создан в качестве эксперимента, для поиска самых обсуждаемых записей блоггеров. Однако спустя некоторое время специалисты «Яндекса» поняли, что, в отличие от других сервисов, которые проектируются как массовые, этот так и остался специализированным — им пользовалась небольшая группа людей, состоящая их активных блоггеров и профессионалов, отслеживающих события в блогосфере. Этот инструмент в самом деле довольно специфический — его посещаемость составляет 10 тысяч пользователей против более 300 тысяч у сервиса «Поиск по блогам».
«Мы увидели, что сервис, который изначально создавался как зеркало, отражение блогосферы, стал усилителем, медиа-инструментом. Сработал эффект положительной обратной связи: многие блоггеры стали писать, комментировать и ставить ссылки только для того, чтобы «вывести постинг в топ»», — признал Волнухин.
По мнению специалистов компании, сервис перестал быть зеркалом, а стал инструментом по «выведению в топ», после чего тему чаще всего подхватывают СМИ. «В результате радикалы одних мастей стали обвинять Яндекс в пособничестве радикалам других мастей, и наоборот, — жалуется представитель компании. — Привычку просматривать страницу рейтинга приобрели журналисты, выведение в топ стало платной услугой, и вот уже власть предержащие смотрят на рейтинг записей как на «глас народа»». «Превращение рейтинга записей в специализированную медийную площадку не позволяет нам развивать далее этот сервис в составе портала Яндекс», — делает вывод Антон Волнухин.
Известный блоггер Антон Носик в искренности «Яндекса» не сомневается. «Яндекс» все прямым текстом изложил, — говорит он. — Им не нравится, что в прессе постоянно появляются теории заговора по поводу того, по каким причинам тот или иной пост вылез или не вылез наверх. Но никто же их не хвалит за то, что они вытащили какой-то хороший пост наверх; а каждый раз, когда есть повод сомневаться или нет оснований, но есть желание сомневаться в их мотивах, этим пользуются. Это источник только скандалов и повод для политического давления».
Действительно, при помощи минимальных усилий и при наличии достаточного количества дружественных пользователей, или «френдов», любую тему можно вывести в топ. Последняя такая история связана с домом престарелых в Ямме. После поста с описанием происходящего в доме престарелых, публикации фотографий и просьбы о кросс-посте блог основателя фонда «Старость в радость» Елизаветы Олескиной с этим постом занял первое место в рейтинге популярности. Блоггерам удалось добиться увольнения директора дома престарелых.
Другой яркий пример — пост, опубликованный в апреле 2008 года, с названием «Нам нужны наркотики». Тогда сотрудники фонда, помогающего детям с онкозаболеваниями, пытались бороться с медицинской бюрократией.
Однако в комментариях к посту с решением «Яндекса» пользователи высказывают мнение, что причина не только в том, что слишком много внимания к нему проявляют СМИ, но и в том, что прослеживается нежелание участвовать в содержании «главного рейтинга страны».
Например, в интервью информационному ресурсу Slon.ru популярный блоггер Леонид Каганов заявил, что закрытие «Яндекс-рейтинга» рассматривает как поворотное событие, знаменующее наступление эпохи модерации российского сегмента интернета.
«Я не сторонник криков про «прештупную влашть», но у нас в стране действительно много силовых структур, которые привыкли вести дела вопреки естественным законам физики. Если бы можно было позвонить Солнцу и вежливо попросить не восходить завтра для проведения оперативных мероприятий – позвонили бы и Солнцу», — сказал он.
Альтернативный рейтинг популярных записей в блогах, воспользовавшись предложением «Яндекса», уже запустил дизайнер Артемий Лебедев. Новый сервис, состоящий из четырех топов — сводного, по числу ссылок, по числу комментаторов и по посещаемости, будет располагаться на сайте Студии Лебедева. При этом Лебедев утверждает, что новый рейтинг будет составляться роботом на основании объективных параметров. Сейчас первое место в этом рейтинге занимает пост, в которой выражен коллективный протест против закрытия яндексовского ТОПа.