Прокат и аренда автомобилей в Москве уже стали обычным делом. Автовладельцы берут автомобили на прокат, сдав свою машину в ремонт. Другие хотят опробовать новые модели авто. Но развитие сервиса проката и аренды автомобилей в регионах сильно отстаёт от столичного уровня. Самые развитые московские службы проката и аренды автомобилей собираются исправить этот недочёт.
Во время дружеского посещения США в 1959 г. Никита Хрущёв оценил американскую систему проката автомобилей и, вернувшись в СССР, распорядился создать прокат и аренду автомобилей у нас в стране. На проект были выделены огромнейшие средства. Создавалось впечатление, что на всех участках земли не засеянных кукурузой строятся учреждения по прокату и аренде автомобилей. Новшество быстро заглохло. Бедствующие от недостатка запчастей Автовладельцы, получив автомобиль на прокат, тут же снимали с неё все новые детали. Иногда дело доходило до полной переборки двигателя, в котором многие узлы заменялись на старые.
Возродился прокат автомобилей в 1990-е годы, когда образовались фирмы "Рольф-прокат" и Business Car Rental. После этого в страну пришли международные компании. Но иностранцы не смогли завоевать рынок. Начался кризис 1998 года, из-за которого многие компании уменьшили бизнес или полностью закрылись. С данного момента, история аренды и проката автомобилей в России, начала возобновляться с нуля.
Можно сказать, рынок отсутствовал, особенно по аренде отечественных машин. Совершенно по-другому жили большие иностранные компании. Они предлагали аренду и прокат автомобилей корпоративным клиентам. Подразделения проката крупных автосалонов, работали внутри материнской компании и обслуживали в основном клиентов сервиса, когда те сдавали машину в ремонт.
С тех пор рынок проката и аренды машин в России вырос с 1500 - 2000 автомобилей и $40 млн. в 2003 году до 3000 - 3500 машин и $60 млн. в данный момент.
Рынок ежегодно увеличивается на 20 - 30%, но спрос на услуги проката все еще превосходит предложение. Рынок развивается в двух направлениях - появляется много новых мелких фирм, которые располагают 5 - 15 автомобилями бюджетного класса (это отечественные "Лады" или доступные иномарки), а также разрастаются парки крупных компаний. В прокатном парке отечественных автомобилей и иномарок примерно поровну.
Однако освоение одной шестой части суши дается иностранцам нелегко. В зависимости от особенностей региона возможно проникновение в него двумя путями: предоставлением права пользования брендом (франшиза) или за счет собственных средств. Первый вариант - более простой и динамичный: покупатель франшизы, хорошо знакомый с особенностями местного рынка, создает на нем собственную компанию и продвигает ее под мировым брендом. Но соответствие международным стандартам, которые в первую очередь предусматривают закупку исключительно новых иномарок, обуславливает высокие цены, к чему некоторые регионы пока еще не готовы. Взамен франчайзи получает доступ к глобальным системам бронирования, что приводит к нему клиентов из других стран и регионов и позволяет продавать услуги по бронированию проката в других городах.
Пока еще ни одна прокатная компания не может похвастаться достаточно разветвленной сетью у нас в стране. Соответственно сервис международного уровня, например, предоставление подменной машины в случае поломки или аварии в течение нескольких часов, доступен даже не во всех областях, смежных с Московской.
Отсутствие разветвленной региональной сети в свою очередь существенно тормозит развитие всего проката в целом. Например, услуга возврата машины в другом городе стоит столько же, сколько перевозка машины на эвакуаторе.
Причина в том, что экономическое развитие городов-миллионников на 3 - 5 лет отстает от Москвы, а малонаселенные регионы - и того больше. И если прокат в столице стал активно развиваться 2 - 3 года назад, то через пару лет можно ожидать подобного бума и в регионах.