• Авторизация


биограффия выдающегося БОБА МАРЛИ 09-05-2009 08:21 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Выдающийся исполнитель реггей, Боб Марли (Bob Marley) стал первым артистом Ямайки, который сумел добиться международного признания.Именно благодаря ему солнечная музыка его родины достигла самыхотдаленных уголков земного шара, став неотъемлемой частью мировоймузыкальной культуры. В своих страстных песнях он рассказывал отрудностях и ежедневной борьбе народа Ямайки, создавая портреты людейугнетенных и обделенных, но искренних, светлых, одухотворенных - чтобыло неисчерпаемым источником их силы. Мощь его таланта и заразительныйтемперамент оставили яркий след в творчестве многих поколенийэтнических музыкантов.
Родителями Боба были 18-летняя чернокожаядевушка по имени Седелла Букер (Cedella Booker) и 50-летний белыйквартирмейстер Британской Империи капитан Норвел Марли (Norval Marley).Они поженились в 1944 году, а через год - 6 февраля 1945 года на севереострова в Бухте Святой Анны, в городке Пэриш родился Роберт Неста Марли(Robert Nesta Marley). Отец, несмотря на свою любовь к сыну, поддавлением родственников был вынужден отказаться от совместного с нимпроживания, но деньги высылал исправно и старался хоть иногдавстречаться с Бобом. Уже будучи подростком, Боб с матерью переехали встолицу Ямайки - город Кингстон, который был золотой мечтой любогоямайца. Как и всем приезжим, жить им пришлось в трущобном районе -Тренч-Тауне (Trenchtown), названном в честь дренажной канавы,проходившей неподалеку. В 14 лет он становится учеником местного певцаи благочестивого растамана Джо Хиггса (Joe Higgs). Тогда же Бобпознакомился и близко сошелся с Невилом О'Райли Ливингстоном (NevilleO'Riley Livingstone), по прозвищу Банни (Bunny). Сблизила их, причем надолгие годы, конечно же, любовь к музыке.
Первые шаги вмузыкальном направлении Марли начал делать в начале 60-х. Он записалпару синглов. Первая запись - "JudgeNot" была сделана в 1962 году настудии продюсера Лесли Конга, с которым вскоре Боб порвал отношения, несумев поделить гонорар.
Популярность пришла в 1964 году, когдакомпозиция "Simmer Down" группы "Wailers" попала в ямайские чарты. Ядрогруппы составляли Боб Марли, Невил О'Райли Ливингстон и Питер МакЛинтош(более известные как Банни Ливингстон и Питер Тош), которые в 1963 годуосновали "The Wailing Wailers". Кроме них в группу входили Шерри Смит(Cherry Smith), Юниор Брайтуэйт (Junior Braithwaite) и Беверли Келсо(Beverly Kelso), продержавшиеся в ней до 1966 года. Когда из группывышли Брейсвейт и Смит, Бобу Марли пришлось взять на себя обязанностивокалиста. Изначально коллектив назывался "The Teenagers", затем - "TheWailing Rudeboys", и лишь потом - "The Wailing Wailers". Записывалисьони на студии с лаконичным названием "Studio One" продюсера КоксонаДодда (Coxsone Dodd). Дебютная запись - "I'm Still Waiting". К этому жепериоду относятся написание и запись таких композиций как "Let Him Go(Rude Boy Get Gail)," "Dancing Shoes," "Jerk in Time," "Who Feels ItKnows It" и "What Am I to Do". Огромное влияние на творчество ребятоказало американское радио, в частности, одна из станций НовогоОрлеана, крутившая Рея Чарльза, Фатса Домино, Брука Бентона. Ребятатакже внимательно слушали песни черных вокалистов, таких как Drifters -сверхпопулярной на Ямайке группы.
В начале 1966 года, несмотря напервоначальный успех и около 70 уже готовых песен, участники Wailersразбежались кто куда. 10 февраля 1966 года Боб женится на молодойпевице группы "Soulettes" - Рите Андерсон (Rita Anderson) и… улетает вСША к своей матери (которая, выйдя вторично замуж, переехала в 1963году в Ньюарк, штат Делавэр). Прожив на континенте всего 8 месяцев, онвозвращается в Кингстон и, полный новых идей, воссоздает "The Wailers"вместе с Банни и Тошем. В 1967 году все трое серьезно увлеклисьрастафарианством, что сказалось как на их творчестве, так и наотношениях с продюсером Доддом. Расторгнув контракт, группа записывает"Bend Down Low" на собственно лейбле "Wail'N'Soul", который закончилсвое существование в том же году по финансовым причинам. Чтобы хотькак-то остаться на плаву, "Wailers" пишут песни для американского певцаДжонни Нэша (Johnny Nash), снискавшего международную популярность смарлевской "Stir It Up". Продюсером в этот короткий период выступалДэнни Симс (Danny Sims). Так продолжалось до 1968 года, когда группаприступила к сотрудничеству с гениальным регги-продюсером Ли Перри (Lee'Scratch' Perry). Под аккомпанемент группы Перри "The Upsetters" триозаписало множество хитов, таких как "My Cup", "Duppy Conqueror", "SoulAlmighty" и "Small Axe". После этих сессий Астон Баррет (Aston "FamilyMan" Barrett) и его брат Карлтон Баррет (Carlton Barrett) - басист иударник "Upsetters", имеющие неоспоримую репутацию самой мощнойритм-секции на острове, присоединились к "Wailers", и в 1971 годугруппа основала очередной лейбл "Tuff Gong". Это был их последнийплацдарм перед покорением мира - ведь, несмотря на бешеную популярностьв странах Карибского бассейна, международного признания ребята пока недобились.
Во время своего пребывания в Лондоне (сопровождая ДжонниНэша в его турне) Боб заглянул на студию "Island Records", главакоторой - Крис Блэквелл (Chris Blackwell) - еще в 50-х годах пыталсяпривлечь внимание Западной Европы к ямайской ска-музыке. Имея обширныесвязи в музыкальном бизнесе, выпуская музыку Jethro Tull, King Crimson,Traffic, Блэквелл мог предоставить "Wailers" огромные возможности взаписи, продюсировании и раскрутке. В свою очередь, будучи наслышаннымо популярности группы в Вест-Индии, Крис понимал, что регги может статьсверх популярным на Западе. Поэтому в 1972 году "The Wailers" и "IslandRecords" подписали контракт.
Уникальность события состояла в том,что впервые регги-группа получила возможность использоватьдорогостоящую аппаратуру, хорошие инструменты, работать спервоклассными звукорежиссерами. До того регги-команды выпускали лишьсинглы и дешевые альбомы-сборники. "The Wailers" первыми среди своихколлег выпустили альбом, который записывался и раскручивался по всемстандартам рок-бизнеса. Это был "Catch A Fire", релиз которогопроизошел в 1973 году. Как и следовало ожидать, он не стал мгновеннымхитом, но о "Wailers" заговорили по обе стороны Атлантики, и "IslandRecords" отправляет группу в британо-американское турне. Прибыв вЛондон в апреле 1973 года, "Wailers" в течение 3 месяцев выступают вклубах и зарекомендовывают себя как отличная концертная группа, когдаЛивингстон заявляет о своем нежелании выступать в Америке. Его местозанимает Джо Хиггс - тот самый, который учил юного Марли петь.Американское турне прошло с переменным успехом: на некоторых концертахгруппа собирала аншлаги, некоторые же пришлось отменить. Частьконцертов была дана совместно с Брюсом Спрингстином (BruceSpringsteen), еще несколько - с очень популярной в США командой Sly& The Family Stone.
Следом за "Catch A Fire", в 1973 годувыходит второй альбом "The Wailers", также с "огненным" названием -"Burnin'". Туда вошли как новые версии старых проверенных временемхитов вроде "Small Axe" и "Put It On", так и совсем свежие (но впоследствии не менее популярные) "Get Up Stand Up" и "I Shot TheSheriff" - последняя приобрела мировую известность благодаря удачномукаверу Эрика Клэптона (Eric Clapton), достигшему первой строчкиамериканского чарта.
Ознаменованный работой над альбомом "NattyDread", 1974 год стал последним для классического состава "Wailers" - вянваре 1975 Банни и Питер заявляют о своем уходе из группы, сославшисьна диктаторские замашки Марли. Последний решает открыть "семейныйбизнес" и приглашает на место ушедших со-вокалистов женское трио"I-Threes", состоящее из жены Боба Риты, Марсии Гриффитс (MarciaGtiffiths) и Джуди Моватт (Juddy Mowatt). Ансамбль переименовывается вBob Marley & The Wailers и в феврале 1975 года выпускает пластинку"Natty Dread", включающую в себя такие шедевры как "Talkin' Blues", "NoWoman No Cry", "Revolution", "Them Belly Full (But We Hungry)" ипрочие. Новым составом группа отправляется в турне, дает аншлаговыеконцерты в лондонском театре "Lyceum", а "No Woman No Cry" тем временемвзлетает на вершину британского Top 40. Подтвердив свою репутациюпервоклассной "живой" команды, "Wailers" в ноябре возвращаются наЯмайку, где дают грандиозный концерт со Стиви Уандером, окончательновозведя себя в роль национальных и интернациональных героев. Годомпозже, в 1976, Марли и компания записывают "Rastaman Vibration", гдеБоб в полной мере самовыразился в музыкальном и смысловом планах.Помимо таких ярких композиций, как "Crazy Baldhead", "Johnny Was", "Whothe Cap Fit", на альбоме присутствует одна из самых острых песен Марли- "War". Таким образом, в середине 70-х, регги (благодаря Марли)окончательно занял свою нишу в популярной музыке.
Пропагандируемоетворчеством "Wailers" растафарианство получило множество последователейсреди ямайской молодежи, и вскоре Марли ощутил в себе значительнуюполитическую силу. Пытаясь дать "примирительный" концерт на острове, ончуть было не погиб от пули в собственном доме (3 декабря 1976 года) ибыл вынужден уехать с Ямайки на долгих 18 месяцев, которые, однако, непрошли даром, а вылились в новую пластинку под названием "Exodus". Егорелиз состоялся летом 1977 года и подарил слушателям песни "Jammin'","Exodus", "Waiting In Vain", а его создателю - новую славу и 56 недельв хит-парадах Великобритании. В 1978 году группа закрепила свой успех вчартах альбомом "Kaya", занявшим 4 строчку уже через неделю послевыхода в свет. Наибольшей популярности добились синглы "Satisfy MySoul" и "Is This Love". Вообще, этот год стал для Марли годомобщественной деятельности: в апреле на Ямайке он дает концерт One LovePeace, на котором примиряет лидеров власти и оппозиции, летом егоприглашают в штаб-квартиру ООН, где вручают Медаль Мира, а в конце годаБоб посещает Кению и Эфиопию - родину растафарианства. По материаламнедавнего европейско-американского турне "Wailers" записывают второйконцертник, (первый был выпущен в 1976 году и назывался просто "Live")под названием "Babylon By Bus", а также расширяют географию своихвыступлений, сыграв концерты в Японии, Австралии и Новой Зеландии.
Какактивный борец за свободу, Марли не мог оставаться в стороне от событийв Африке, где бывшие колонии одна за другой получали независимость.Именно им посвящен его девятый на Island Records альбом "Survival"; воттолько некоторые полит-композиции: "Zimbabwe", "So Much Trouble In TheWorld", "Ambush In The Night" и "Africa Unite".
В начале 1980 годагруппа впервые дала ряд концертов в Африке, в том числе - на церемонииобретения независимости Зимбабве. Такая честь, оказанная музыкальнойгруппе еще раз подчеркнула значимость "The Wailers" для стран ТретьегоМира. Примерно в это же время - в мае выходит пластинка "Uprising",немедленно ставшая хитом продаж, включив в себя "Could You Be Loved","Work", "Redemption Song" и множество других, не менее замечательныхпесен. Находясь на гребне своей популярности, ансамбль дает рядграндиознейших концертов в Европе, бьющих все рекорды посещаемости(так, в Милане на выступление пришло около 100 тысяч человек). Навторую половину года было запланировано масштабное американское турневместе со Стиви Уандером. Но сбыться этим планам суждено не было…полученный Бобом тремя годами ранее, во время игры в футбол, ушибпереходит в раковую опухоль в самой ее тяжелой форме. Лечение в клиникедоктора Джосефа Иссельса (Dr. Joseph Issels) особых результатов неприносит, однако состояние выглядит стабильным. Перелетев из Германии вМайами, Марли собирается уехать на Ямайку, но
11 мая 1980 года умирает в местном госпитале. Ему было 36 лет.
Этотдень официально объявлен на Ямайке днем национального траура. Напохороны, состоявшиеся 21 мая, пришли все видные государственныедеятели. Тело Марли покоится на севере острова в Мавзолее.
ЖенаБоба Рита осталась с четырьмя детьми - Давидом (David), Дамианом(Damian), Джулианом (Julian) и Ки-Мани (Ky-Mani). Старший болееизвестен как Зигги (Ziggy) - лидер поп-группы Melody Makers, которые в1988 году с песней "Tomorrow People" заняли первое место в американскомTop 40 - вершина, которой Боб так и не смог (точнее, не успел)достигнуть.
Его смерть и конец карьеры The Wailers не остановилиновую волну интереса к творчеству этого гениального сына Ямайки.Каталог музыканта к началу 80-х начал уверенно продаваться даже в долгосопротивлявшихся Соединенных Штатах. Уже к концу 1980 года альбом"Exodus" поднялся в американский Тор 20. Сингл "No Woman, No Cry",переизданный вскоре после его смерти, поднялся в первую английскуюдесятку. Вернулся в чарты и концертник "Live!". Неизменно успешными,особенно в Европе, были посмертные издания: альбомы "Confrontation","Redemption", в еще больше степени - "The Best of Bob Marley & theWailers", подготовленный в 1983 году и покоривший чарт Объединенногокоролевства - высшее достижение в дискографии артиста.
Всю жизньподдерживавшая мужа и сопровождавшая его Рита Марли после его гибелипопробовала начать сольную карьеру. Некоторые ее песни, например, "OneDraw", "Many Are Called" и "Play Play", обратили на себя вниманиемеломанов, но к середине 80-х она почти полностью отошла от шоу-бизнесаи посвятила себя семье - ведь за годы музыкальной активности Боба Марлиона параллельно с концертами и студийными записями успела произвести насвет семерых детей. Дэвид, старший сын Боба Марли, известный больше какZiggy, достаточно успешно выстроил свою артистическую карьеру и сталпопулярным поп-исполнителем, возглавляя группу Melody Makers. Этосемейный "бизнес": в коллективе задействованы еще трое детей Боба Марли- Седелия (Cedelia), Стивен (Stephen) и Шэрон (Sharon). Сингл MelodyMakers 1988 года "Tomorrow People" покорил Тор 40 США, превзойдя вседостижения самого короля реггей. Еще трое отпрысков Боба Марли, Дэмиан(Damian), Джулиан (Julian) и Кай-Мани (Ky-Mani), тоже выбралимузыкальную карьеру. Что ж, и на детях гениев природе отдыхать не такуж обязательно...
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Kadabrochka 09-05-2009-17:23 удалить
Приветик! Добро пожаловать на Ли.ру. Надеюсь тебе тут понравится. Хочу пригласить тебя в постоянные читатели моего дневника, а так же в мои подопечные сообщества: Моя_косметика - посвящено косметике, парфюмерии, уходу за собой и Мой_любимый_КРОЛИК - сообщество любителей таких замечательных зверушек, как кролики, возможно тебе понравится и ты захочешь завести себе такого же :)
garagesale 09-05-2009-17:29 удалить
Здравствуй!
Как здорово, что ты завела дневник на Ли.ру - тут столько всего интересного!
Если ты увлекаешься вязанием, или тебе нравятся вязаные вещи, разреши пригласить тебя в мое сообщество вязалочки! Здесь мы хвастаемся нашими работами, помогаем найти описание, разбираем узоры.

Т.к. ты недавно на лиру, хочу порекомендовать тебе сообщества, которые могут тебе быть полезны и интересны:

Фоны_для_дневника, Темы_и_схемы, -DizeLife-, Лучшие Дизы на ЛИРУ – помогут подобрать новое оформление для журнала.
Барахолка_ЛиРу и Б а р а х о л к а – здесь можно купить и продать

Вкусно_быстро_недоро – замечательное сообщество: простые рецепты со вкусным результатом.
Моя_косметика – сообщество по уходу за собой
Книжный БУМ – обсуждение последних книжных новинок
Уголок психолога – поддержит в трудную минуту

Если что-то будет не понятно, постараюсь помочь разобраться.


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник биограффия выдающегося БОБА МАРЛИ | rinadark - Дневник rinadark | Лента друзей rinadark / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»