"Еще мне часто снился один старый и сумрачный город, который я запомнила с такой точностью, что со временем могла бродить по нему и уверенно отыскивать нужные мне улицы, площади и дома; вряд ли то был просто сон."
Густав Майринк "Ангел западного окна"
*******************************************
Говорят, что приезжать в Прагу лучше всего в ноябре...тогда она предстаёт во всей своей мистической красоте и приоткрывает некоторые давние секреты. Но перенестись в загадочную осеннюю Прагу можно другим путём- читая книги Густава Майринка.
Первая ассоциация, которая приходит мне в голову при слове "Прага"- это Майринк....всё его творчество наполнено пражским духом!
Я заинтересовалась этим австрийцем, когда прочитала, как любимый и уважаемый мной Борхес нелестно отзывался о его книгах. Заинтригованная, решила сложить об этом личное мнение... Оно в корне не совпало с мнением Борхеса.
Странно, но Майринк (1868-1932) - виртуоз слова и образа, искатель в лабиринтах человеческой души, мастер мистического и таинственного - не очень известен. Хотя одна его биография может вызвать жгучий интерес...
Этот человек с магнитическим взглядом - незаконнорожденный сын государственного министра Австрии. Он был не нужен ни отцу, ни матери-актрисе. Густав родился в Вене, но учился и вел великосветскую жизнь в Праге, занимался банкирским делом, дрался на дуэли, женился, развёлся и в возрасте 24 лет пережил глубочайший духовный кризис, который постепенно привел его к идее самоубийства. Когда он уже стоял в своей комнате, готовясь навсегда уйти из этого мира, что-то зашуршало под дверью, и он увидел, как в щель ему просунули тонкую брошюрку под названием «Жизнь после смерти». Это произвело на него такое сильное впечатление, что он резко изменил свое намерение. Мистическое совпадение во многом повлияло на всю его дальнейшую судьбу...
После этого случая Майринк углубился в изучение оккультных трактатов, участвовал в учреждении Пражского отделения теософского общества «У голубой звезды» и вошел в контакт с кружком пражских мистиков... Он практикует спиритизм, интересуется восточными религиями и начинает писать. Вначале- сатирические рассказы. Но первый же его роман- "Голем"- имеет оглушительный успех, став одним из первых европейских бестселлеров 20 века.
Майринк пишет ещё несколько романов, рассказы, статьи...Принимает буддизм. Практикует хатха-йогу. Он пережил своего сына, который покончил жизнь самоубийством в роковые 24 года, пережил свою внезапную славу, которая вскоре сошла на нет. Он встретил смерть достойно и с твердой уверенностью, что это лишь переход бессмертного «Я» из одного состояния в другое.
В 60-ых годах 20 столетья, когда волна "чёрного романтизма" снова захлестнула умы, имя Густава Майринка опять привлекло внимание....
[480x640]
Вам, конечно, известно, что в больших городах прячутся города поменьше...«город в городе» есть и в Праге. Называется он Еврейский город или Йозефов – по имени короля Йозефа II, который в 1781 году издал «Указ о терпимости», о правах религиозных меньшинств.
Сначала Голем, как полагается, был послушным, исполнял все приказания и охранял жителей Еврейского города. Но постепенно он выходил из под контроля. Власти, напуганные странным существом, пообещали рабби Лёву: если он разрушит Голема, притеснения евреев в Праге прекратятся. Рабби согласился... Он просто стёр первую букву слова «эмет» на лбу чудовища: получилось слово «мет», что значит «смерть». И Голем умер...
" И думается мне, что, как тот Голем оказался глиняным чурбаном в ту же секунду, как таинственные буквы жизни были вынуты из его рта, так и все эти люди должны мгновенно лишиться души, стоит только потушить в их мозгу – у одного какое-нибудь незначительное стремление, второстепенное желание, может быть, бессмысленную привычку, у другого – просто смутное ожидание чего-то совершенно неопределенного, неуловимого." ( "Голем" )
Рабби Лёв стал участником ещё одного романа Майринка. Последнего.
"Ангел западного окна". Книга, которая оказала влияние на Булгакова и "Мастера и Маргариту"...Её я прочла совсем недавно.
На мой взгляд- великолепная книга. Лучшая из прочитанного мной за последнее время.
Одна из лучших книг о поисках истинного СЕБЯ. И уж точно лучшая книга о таинстве алхимии, этой "королевской науки"- "не той сугубо практической алхимии, которая занята единственно превращением неблагородных металлов в золото, а того сокровенного искусства королей, которое трансмутирует самого человека, его темную, тленную природу, в вечное, светоносное, уже никогда не теряющее сознание своего Я существо".
Для тех, кто привык к Коэльо, читать её будет тяжело, надрывно...Потому что путь к себе- это не тупешествие в Египет, это спуск в бездонный колодец и тяжёлое карабканье обратно. В ней не наберётся того колличества афористичных предложений, которыми пестрит лёгкий поток "Алхимика". Потому что вся сущность книги афористична. Она глубока до головокружения. Она тягуча и остра, она идеально выстроена и непредсказуема. Майринк так искусно уравновесил в многослойном тексте такие далекие понятия, как герметизм, каббала, кельтские культы, чуть-чуть тантры, что это нисколько не сломало композиции, - наоборот, "Ангел западного окна" стал уникален.
Книга наполнена таинственными древними символами и светиться Огнём. Майринка не даром называли "пиромагом"...Стихия Огня в его книгах играет особую роль, это и Огонь ( Свет) земной во всех его проявлениях, и Огонь Небесный, и наш внутренний духовный огонь...
В основе сюжета лежит история реального исторического персонажа 16 века - Джона Ди. Одного из образованнейших людей Англии. Бакалавра, математика, за 300 лет до Лобачевского знавшего о четвертом измерении, географа и картографа, астронома и астролога. Оккультиста. Это его портрет...
Королева Елизавета, при дворе которой Ди имел большой вес, и которой ещё в девичестве составил точнейший гороскоп, называла его своим "придворным философом". Именно Ди выбрал дату коронации Елизаеветы в соответствии со своим гороскопом...
Джон Ди написал очень известную книгу по Каббале(1564 г.)- "Иероглифическая Монада", которую изучают до сих пор. Этот трактат он посвятил императору Священной Римской империи Максимилиану II (1527–1576), с которым был хорошо знаком.
Такую необыкновенную личность выбрал Майринк для своего романа...Но сила и загадочность этого образа не затмевает главной идеи книги- поиска Истины и самого себя, своего Предназначения.
Сюжет пересказывать не стану. Но ценителям изысканного слова, глубокго символического смысла, мистических инициаций и психоаналитических толкований в стиле Юнга будет сложно оторваться. Как и поклонникам Достоевского...В романе много русского. Образ главного искусителя-посредника ( по совместительству-антиквара) в "Ангеле..." прямо отсылает к "Бесам" Достоевского. А вечное демоническое женское начало предстаёт в образе русской эммигрантки, княгини кавказских кровей...
И в заключении - несколько цитат из "Ангела западного окна":
"Кто мы такие - мы, люди, - нам неизвестно. Мы всегда осознаём и воспринимаем самих себя в некой внешней "обёртке", которую видим в зеркале и которую нам вздумалось называть своей особой. И нас ничуть не смущает то, что мы видим и знаем только надписаный конверт: отправитель - это наши родители, место назначения - могила; человек есть не что иное, как почтовая посылка, отправленная из неведомого прошлого в столь же неведомое будующее, изменяются только отметки почтового ведомства: то посылка обьявляется "ценной", то, наоборот, самой что ни на есть "обычной", - это зависит лишь от нашего собственного тщеславия."
"Путь находит человека, но не человек -- путь!"
"Величие человека в каждом его новом рождении в том и состоит, чтобы ничего не знать, но все мочь."
"Тот, кто жаждет вершины - должен сойти в бездну, только тогда низшее станет высшим."