Этот предмет мебели по древности происхождения может поспорить разве что с ларём. Едва ли не самым первым стул появился в жилище человека.
Во время раскопок захоронений времен Древнеегипетского царства находили обломки предметов мебели, напоминающей современный стул.
Греки, а за ними и римляне, создали деревянные стулья конструктивно очень похожие на современные: у них были
длинные ножки, переходящие в спинку. А в кварталах римских ремесленников мебель, в том числе и стулья, была плетеной, именно оттуда происходит популярная теперь плетеная мебель.
С развитием в Европе столярного ремесла, стулья получили спинки сложной формы с отделкой деревянными деталями, но в целом стул, хоть и стал красивее, был еще жестким и достаточно неудобным.
Ренессанс в Италии дал толчок развитию не только живописи и скульптуры, но и ремесел: мебельному, ткацкому и кожевенному. Стулья обтягивали тканью и тисненой кожей, отделывали сложной резьбой по дереву и инкрустациями, разрисовывали красками.
Появляются новые модификации стульев, например, складной стул со скрещивающимися ножками. Сиденье делалось из ткани с мягкими прокладками, а резные ножки покрывались лаком.
[показать]
Но настоящий праздник для стула настал в период барокко во Франции. Теперь этот предмет отделывали резьбой, бархатом, обтягивали шелком, украшали бахромой, фестонами и кистями. А с появлением будуаров, стул, украшенный пышной "одеждой" и бантами из ткани, стал, и по ныне остается, непременным его атрибутом.
Франция же явилась родиной и первых наборов мебели - так называемых гарнитуров. Их деревянные поверхности покрывали белым лаком: на светлом фоне обивка сочного цвета, для которой использовался гобелен или расшитый шелк, особенно выигрывала.
|
В этот же период произошло со стулом еще одно важное событие - он "отошел" от стены, расположившись у столиков, бюро и консолей. И, если раньше место стула было строго определено: за обеденным столом или у стены, то теперь стул и его производные: кресла, пуфы и оттоманки заняли центральное место в интерьере.
|
|
Возврат моды на классические формы, прекратил буйство декора, свойственные барокко и рококо. Исчезла или почти исчезла позолота, резных мотивов стало меньше, рисунок стал строже и симметричнее.
Но гарнитуры по-прежнему продолжали делать и в наше время столовую украшают мебельные группы, состоящие из столов и стульев в стиле всегда современной и элегантной классики. Четкие пропорции, сдержанный декор, дорогая древесина и пастельных тонов обивка - все это признаки благородства и высокого качества.
Потом стал популярен модерн с его аристократизмом и одновременно любовью к декору. Прямые линии уступают изгибам, актуальными становятся детали, навеянные формой раковины: спирали, завитки. Стулья приобретают овальные спинки, изящно изогнутые тонкие ножки и подлокотники.
Но по-прежнему мебель делается из натуральной древесины благородных пород и оббивается атласом в полоску, матовым шелком или шерстью с неброским растительным рисунком.
В наши дни вновь возрос интерес к модерну начала XX века. Его силуэты проверены временем и легко вписываются в любую сегодняшнюю квартиру. Такая мебель выглядит стильно, дорого и передается по наследству.
Конструктивизм первой трети прошлого века дополнил разнообразие стульев металлическим каркасом, а создание технологии изготовления мебели из гнутых деревянных брусков и фанеры стало своего рода революцией в "стулопроизводстве".
Появились венские стулья с замысловатым изгибом спинок, легкие фанерные стулья на стальных хромированных ножках и, наконец, стулья из цветного пластика. Разнообразные модели и расцветки мебели из уличных кафе переселились в дома.
[показать]
Молодые дизайнеры того времени, приверженцы индустриальной эстетики, создавали стулья в виде веселой стилизации под тракторные и велосипедные сиденья, стулья из гнутых и перфорированных листов металла, всевозможные варианты сидений из плетеных полосок кожи, ткани и пластика.
Некоторые из этих экспериментов вошли в качестве непревзойденных образцов в "сокровищницу исторических стульев", как, например, аристократическое творение Чарльза Макинтоша - стул с высокой прямой спинкой, украшенной тонкой "плетенкой" из металла.
|
|
|
Даже плетеный из кожаных полосок стул, как будто давно уже ставший классикой, приобретает новые черты в современных моделях.
Изобретение века XX - стул для бара. Он отличается высокими ножками, на которых имеется специальная поперечная планка для ног. Вначале барные стулья были круглыми без спинок, но со временем стали так же разнообразны, как и стулья для гостиных, столовых и кухонь.
|
|
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]