[показать]
Пятая буква, ѓей, имеет в буквенной символике особый смысл, являясь символом творения вселенной. Сказано в книге пророка Йешаяѓу: «Ибо Б-г (йод–ѓей), Г-сподь, – опора мира» (26:4). В Талмуде это объясняется так: «Слово цур – «твердыня» – происходит от корня йод–цади–рейш, одно из значений которого – процесс творения. Таким образом, слова пророка можно прочесть иначе: «Ибо посредством [букв] йод и ѓей создал Г-сподь мир. При помощи буквы йод был создан мир грядущий, буквой ѓей – наш мир» (Гмара, трактат «Мнахот», 29). Буква йод символизирует исходную точку развития реальности, источник которой – в высших духовных мирах, поэтому при ее помощи был создан будущий мир – совершенный и духовный; буква же ѓей – основа речи вообще: каждый звук, произносимый нами, включает в себя выдох, а это и есть произнесение буквы ѓей. Она присутствует во всех силах, действующих в нашем мире, ведь, согласно традиции, он создан посредством двадцати четырех букв еврейского алфавита. О речи как об основе мира и о букве ѓей как основе творения сказано: «Словом Г-спода Небеса сотворены, и дыханием уст Его – все наполняющее их» («Теѓилим» – «Псалмы», 33:6).
Само начертание буквы ѓей символизирует наш мир во всем многообразии его проявлений. Графически ее можно представить как состоящую из двух букв: далет и находящейся внутри нее йод. Далет, как уже было объяснено выше, символизирует раскрытие реальности мира; буква йод, помещенная внутри далет, символизирует начало духовности, точку – источник Творения, связывающую в единое целое все аспекты бытия. Кроме того, форма буквы ѓей указывает на наличие принципа свободы воли, дарованной единственному из творений – человеку: внизу у нее широкий выход, и каждый выбравший падение может легко воспользоваться такой возможностью. Тот, кто избрал подъем, также в состоянии осуществить это: вверху у ѓей есть маленький «лаз», в который можно «протиснуться». Эта мысль – о взаимосвязи смысла творения со свободой выбора – прослеживается также в мидраше, комментирующем стих из Торы: «Вот происхождение неба и земли при сотворении их, во время создания Г-сподом, Б-гом, земли и неба» («Брейшит», 2:4). В этом предложении слово бе–ѓибарам – «при сотворении» – можно прочесть как бе–ѓей барам, то есть посредством буквы ѓей: с помощью буквы ѓей были созданы небо и земля. Другими словами – ради служения человека; сама возможность этого связана со свободой выбора, на что и указывает форма буквы ѓей.
Числовое значение ѓей – 5, что соответствует пяти книгам Торы, которая представляет собой душу творения и смысл его. Тора рассказывает, что в имени праотца еврейского народа Авраѓама изначально не было буквы ѓей, его звали Аврам, но Всевышний добавил эту букву к его имени. Мидраш приводит слова Творца: «При помощи буквы ѓей Я создал мир, потому Я добавлю ее к твоему имени». А в книге «Зоѓар», основном источнике наших знаний о кабале, сказано: «И небо, и земля были созданы ради Авраѓама». Авраѓам, основоположник монотеизма и отец еврейского народа, придал смысл самому существованию мира, поэтому он и был удостоен того, чтобы к его имени была добавлена буква ѓей, символизирующая все сотворенное.
http://www.judaicaru.org/tora/letters_1.html
The Letter Heh is basically a Daled which has an upside down Yud at the lower left hand corner, at an equal distance away from the roof as from the leg. The heel that was found on the roof of the Daled isn't necessary on a Heh, as even if the body looked like a Reish it would be kosher, but most Sofrim put a heel on top anyways. There should be one Tag at the left end of the roof. (This Tag should not be on the very end of the left side, nor be made too large, because it can be a problem.)Great care must be taken so that the left leg does not touch the roof of the Heh. If it does touch, even with an amount as thin as a hair, it would be invalid.
http://www.oocities.org/ydbe/alephbet.html