Куда идти из музеев Ватикана? Конечно, в базилику Святого Петра! Только вот в какую сторону? Туда, куда нас чуть не увело утренне стадное чувство, подсказывала мне моя интуиция. Мы вернулись на площадь Рисорджименто и повернули направо на виа ди Порта Анжелика. Вот впереди в арках видна колоннада Бернини!
[700x525]
Мы вышли на площадь Святого Петра с левой стороны.
[700x525]
Апостольский дворец, резиденция Папы Римского
Фонтан Бернини
[525x700]
Север
[700x525]
Египетский обелиск, привезенный в Рим императором Калигулой в 37 году н.э. Теперь его венчает крест и шар с частичкой Животворящего креста Господня.
[525x700]
Обелиск стоял в цирке Нерона. Начал строительство цирка Калигула, при котором перевезли обелиск из Египта. До 1586 года обелиск стоял под боком у базилики, слева, на месте своего вероятного первоначального расположения - в центре цирка. Этот обелиск молчаливый свидетель мученической смерти первых христиан, казни апостола Петра.
Семирадский Светочи христианства
На этой картине Генрик Семирадский изобразил казнь христиан в цирке Нерона - живых людей обмазывали смолой и поджигали.
Семирадский Христианская Дирцея в цирке Нерона
А на этой картине изображено театрализованное действо - казнь мифической Дирцеи (Дирки), которую привязали к рогам быка.
Новая базилика Святого Петра. Ей около 500 лет. А старая, простоявшая 11 столетий, построенная еще при Константине Великом, была снесена при Папе Юлии II делла Ровере ввиду её обветшания.
[700x525]
Базилика Святого Петра построена, как считается, на месте могилы святого Петра. Как раз там, где сейчас площадь и собор, находилось древнее римское кладбище. Как мы помним, римляне хоронили за пределами городских стен. Ватикан как раз был за пределами города. В первые века христианства кто-то построил скромный памятник. Когда Константин строил свою церковь, этот памятник и прилегающий к нему участок стены были оставлены нетронутыми; они вошли в его алтарь. Остатки его сохранились в самом центре нового папского алтаря.
Фасад проекта Карло Мадерны 1614 года
[700x525]
Советники Константина не сомневались, что скромный памятник на Ватиканском кладбище был сооружен над могилой святого Петра. И Константин не только велел аккуратно вмонтировать могилу в самое святое место церкви – алтарь, но и буквально сдвинул горы, чтобы сделать это. Был срыт большой участок южного склона Ватиканского холма; на его месте разровняли площадку и построили на ней базилику Константина. Кроме того, Константину пришлось уничтожить кладбище, а в те времена это было запрещено законом.
Купол
[700x525]
Какой-то святой смотрит на нас с колоннады Бернини. Всего статуй 140.
[700x525]
[700x525]
Мы заняли очередь, чтобы попасть в базилику. Судя по огромному хвосту, подумалось, что будем стоять 3 часа. Очередь, к счастью, продвигалась быстро, отстояли примерно полчаса. В это время мы с Андре по одному ходили, осматривали площадь, а дети бегали вокруг сломя голову, даже пару раз чуть не потерялись.
[700x525]
На площади есть волшебные места, встав на которые, можно увидеть, что 4 ряда колонн соединились в один ряд.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Площадь великолепна, грандиозна! Бернини, безусловно, гений. Площадь была создана в 1667 году. В это время в России летоисчисление велось от сотворения мира, до Петровских преобразований оставалось 33 года. В 1667 году Петру Великому было всего 3 года...
[700x525]
Ну вот наконец мы прошли рамки досмотра! Дорога в храм открыта!
[700x525]
С фасада базилики на нас смотрел Спаситель, Иоанн Креститель и апостолы.
[700x525]
Вид на площадь со стороны базилики
[700x525]
Портик базилики.
[700x525]
Мы вошли. Какие грандиозные размеры! Длина базилики 211 метров. Вон там вдалеке игрушечный балдахин, высотой 30 метров, с 9-этажный дом
[700x525]
В первой капелле правого нефа находиться Пьета Микеланджело за бронированным стеклом
[700x525]
Мастер создал ее в 23 года. И чтобы никто не сомневался в его авторстве, тогда еще никому неизвестного в Риме молодого скульптора, он выбил свое имя на перевязи Мадонны.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
В базилике много надгробий. Вот надгробие Папы Григория XIII, который прославил свое имя реформой календаря.
[525x700]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Надгробие королевы Кристины Шведской
[525x700]
[700x525]
[700x525]
"Ты – Петр, и на этом камне я построю мою церковь, а тебе отдам ключи от Небесного Царства,"- эти слова написаны на основании купола. Высота более 120 метров.
[700x525]
Мраморный пол
[700x525]
Забальзамированное тело Папы Блаженного Иоанна XIII в хрустальном гробу. К нему была очередь, так что я послала Сашу без очереди его сфотографировать.
[700x525]
Папа Блаженный Инокентий XI.
Лицо и руки блаженного Папы покрыты серебром.
Статуя Святого Петра, ХIII век, предположительно работы Арнольфо ди Камбио. Мы не смогли к нему подойти, по традиции прикоснуться к ноге.
[700x525]
Балдахин Бернини. Под ним находиться могила апостола Петра.
[700x525]
Высота балдахина 30 метров. На него ушла бронза, снятая с Пантеона.
[700x525]
Святой Дух в ангельском окружении.
[700x525]
Дальше этого мы не прошли. Трансепт собора был закрыт от вездесущих туристов. Какой-то день закрытых дверей в Ватикане! Мало того что половину интересного в музеях не увидели, так еще и половина базилики была недоступна! Так что мы огорчились, немного. Потому что все равно были в восторге от всего увиденного.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Мраморный пол
[700x525]
Левый неф
[700x525]
Надгробие Стюартов
[525x700]
Баптистерий
[700x525]
Оглядываемся на балдахин
[700x525]
[700x525]
Запечатаная святая дверь. Открывается только в юбилейные годы.
[700x525]
Все. Мы покинули базилику. Небольшой бонус - швейцарские гвардейцы
[525x700]
[700x525]
[525x700]
[700x525]
[700x525]
Вот такой был у нас пятый день. После Ватикана я даже не фотографировала. Какие еще впечатления дня могли быть ярче этих?