Екатерина II не слишком любила Ораниенбаум и не часто здесь бывала. Однако еще при жизни Елизаветы и Петра Федоровича Антонио Ринальди начал строить здесь «Домик маленький, собственный ее императорского величества», и в 1768 году этот домик, называемый также Голландским, был достроен.
[показать]
Ф. С. Рокотов. Портрет Екатерины II.1763
Позже, уже после смерти Екатерины, в 1852—1853 годах он был перестроен архитекторами Л. Л. Бонштедтом и А. И. Штакеншнейдером, при этом с южной стороны были построены стеклянная терраса и надстроен второй этаж. Поэтому, чтобы увидеть первоначальный, екатерининский дворец, нужно взглянуть на него со стороны северного фасада, и почти наверняка в голову придут такие эпитеты, как «прелестный», «легкий», «изящный». Действительно, дворец очень красив, а сочетание классических ионических колонн и орнаментов из раковин и гирлянд, а также декоративные скульптуры на крыше, придают ему неповторимый шарм.
Парадные комнаты дворца расположены по старому барочному канону в виде анфилады. В центре расположен Большой, или Овальный, зал, называемый также Приемным. Он отделан искусственным мрамором и украшен портретами Петра I и Елизаветы Петровны работы знаменитой парижской художницы и скульптора Мари-Анн Колло, вылепившей голову Петра для «Медного всадника». С запада к Белому залу примыкает Штукатурный покой, украшенный живописными панно, изображающими любовные сцены. Рядом с ним находятся Малый Китайский кабинет, Большой Китайский зал и Китайская опочивальня; по мнению художника Игоря Грабаря, это «одна из самых удачных „китайщин", созданных в Европе в XVIII веке». Очень красивы также Золотой и Стеклярусный кабинет, Голубая гостинная и Зал Муз и другие «комнаты-бонбоньерки» этого дворца-игрушки.
«Усадьба» Екатерины в Ораниенбауме называлась Собственной дачей и кроме дворца и служебных построек включала в себя также обширный парк. Здесь были зеленый и водяной лабиринт, восемнадцать деревянных китайских домиков с миниатюрными садиками, Круглый храм, Оранжерея, Карусель и другие затеи. Но до наших дней сохранился, и то не полностью, лишь один парковый павильон Катальная горка.
Ораниенбаумская Катальная горка была маленьким дворцом, с роскошно отделанными комнатами: Вестибюлем, Круглым залом, Фарфоровым и Охотничьим кабинетами. Но главная ее «изюминка» была, разумеется, не в этом. Достаточно взглянуть на чертеж Катальной горки 1775 года — и вы без труда узнаете эту затею. Да, да, это те самые «американские горы», которые в Америке называют «русскими». Подобные горки были чисто русским развлечением и почти обязательной принадлежностью богатых русских усадеб. Баронесса де Сталь, видевшая такую горку на даче Нарышкина пишет, что гости «устроили нечто подобное зимнему катанию на санях, быстрота которого так забавляет русских: катались на лодках с высокой деревянной горы со скоростью молнии. Эта игра восхищала как женщин, так и мужчин, и доставляла... некое ощущение войны, от необыкновенной скорости ввиду опасности».
Скат горки был пристроен к южному выступу павильона, и состоял из четырех горок, по которым спускались коляски в виде гондол, колесниц и оседланных зверей. Наверх их затаскивали по боковым колеям в помощью специальных блоков.
Высота ораниенбаумского павильона Катальной горки тридцать три метра — высота современного двенадцатиэтажного дома. Конечно, сама гора располагалась несколько ниже, на высоте «всего» двадцати метров, и все-таки для того, чтобы скатиться с нее нужна была недюжинная смелость. Во всяком случае, Екатерина, по преданию, так и не рискнула это сделать. Однако говорят, что ее призрак до сих пор появляется по ночам на балконе Катальной горки и, возможно, слушает звуки скрипки, доносящиеся со стороны Петерштадта.
Свои впечатления от Ораниенбаума екатерининских времен отразил в мемуарах и уже упоминавшийся Франсиско де Миранда. Обстановка Большого дворца не произвела на него впечатления, о дворце Петра он пишет: «домик крохотный, и все в нем дышит ребячеством», но Китайский дворец показался ему весьма элегантным и построенным с большим вкусом. Затем он направляется к Катальной горке:
«Оттуда спустились к горке, где катаются на специальных санках; все сооружение поражает пышностью. По обе стороны от склона примерно на версту тянутся колоннады, образующие две длинные террасы, на коих могут разместиться более 15 тысяч зрителей; они увенчаны посредине великолепным павильоном. Я очень сожалел, что мне не довелось стать свидетелем столь необычного развлечения».
Наследники Екатерины в Ораниенбауме
[показать]
Великий Князь Михаил Павлович, портрет И.Крамского.1845
После смерти Екатерины, ее наследник Павел I пожаловал Ораниенбаум своему сыну Александру Павловичу. Однако будущий победитель Наполеона бывал здесь лишь наездами.
После смерти Александра Ораниенбаум отошел его брату великому князю Михаилу Павловичу и его жене — великой княгине Елене Павловне, принцессе Вюртенбергской.
[показать]
Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией. 1830.
Эту чету в 1839 году посетил Астольфде Кюстин. Маркиза очень огорчает запустение, царящее вокруг Петерштадта и дворца Петра III: «Жуткая тишина и безлюдье, окружающие эти проклятые развалины красноречивей всяких слов говорят о том, что хотели бы скрыть от нашего взора... Люди исчезают; но их дела оставляют неизгладимый след в зеркале истории».
Лишь безупречный вкус новой хозяйки примиряет маркиза с мрачным Ораниенбаумом. «Великая княгиня Елена со свойственным ей вкусом превратила Ораниенбаум в прелестный уголок наперекор унылой местности и воспоминаниям о происшедшей здесь трагедии»,— пишет он.
Наследники Екатерины в Ораниенбауме
Действительно, при Елене Павловне и Михаиле Павловиче знаменитый садовник Джозеф Буш, создатель парка на Елагином острове Санкт-Петербурга, превращает ораниенбаумские парки из регулярных в пейзажные, которыми мы любуемся сейчас.
Одной из новых построек стала итальянская беседка Пергола близ Китайского дворца. В это же время перестраиваются Китайский дворец и примыкающие к нему постройки.
Великая княгиня Елена Павловна была известна своими приемами и покровительством музыкантам, композиторам, художникам и другим людям искусства.
Вот как вспоминает о ней великий русский пианист, композитор и дирижер Антон Григорьевич Рубинштейн: «Замечательная это была женщина! Другой, равной ей, я ни прежде, ни после в ее положении не знавал. С представительностью, чисто великокняжескою, она соединяла бездну такта и уменья войти в положение, в мысль решительно каждого, кто к ней приближался. С ученым, военным, артистом, государственным деятелем, писателем, поэтом, романистом— с каждым она умела говорить, на каждого умела произвести самое приятное впечатление».
В 1873 году после смерти Елены Павловны хозяйкой Ораниенбаума стала ее дочь, Екатерина Михайловна, а в 1894 году Ораниенбаум получили ее внуки — Елена Георгиевна Саксен-Альтенбургская (она поселилась в Китайском дворце) и ее братья — Георгий Георгиевич и Михаил Георгиевич Мекленбург-Стрелицкие, жившие в Большом дворце.
Елена Георгиевна, как и бабушка Елена Павловна, была очень музыкальна, любила музыку Баха, часто устраивала концерты, на которых сама пела: у нее был красивый голос. Казалось, что скрипка Петра III обладала особыми чарами и после смерти своего владельца продолжала привлекать в Ораниенбаум людей, неравнодушных к музыке.
В 1909 году герцог Георгий Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий был похоронен в парке, между-дворцовой Пантелеймоновской церковью и лютеранской кирхой.
В настоящее время на месте надгробия установлен большой валун с мемориальной доской. У этого валуна мы и прощаемся с Ораниенбаумом.