«– Учитель, можно я напишу книгу о том, что видел в долине?
– Пиши, – согласился Фу Шин. – Но помни,
что все это видел только ты один, другие видели другое».
Сергей Соболенко, Прививка от невежества
Немного о том, что я читал в последние дни. Читал я немного, больше смотрел. Но обо всем по порядку.
Прочитал трилогию Владимира Беляева «Старая крепость». И просмотрел семисерийный фильм по этой книге. Скажу сразу, что фильм, особенно последние серии, с книжным повествованием не совпадают. Но полное восприятие произведения от этого не теряется. И книга, и фильм рассказывают о судьбах мальчишек небольшого украинского городка (сейчас-то я знаю, что это Каменец-Подольск), ставших очевидцами и участниками событий гражданской войны, послевоенных лет вплоть до войны с фашистской Германией. Эта книга - гимн детской дружбе. Когда показывали фильм, мне было столько же, сколько и главным героям. Я как бы рос вместе с героями. Да, в фильме сильный идеологический аспект, многим молодым в наше время фильм покажется странным и непонятным. Но если это отбросить, в фильме главным все-таки являются человеческие отношения, понятия о дружбе, верности, любви и предательстве - вот, что приковывало и приковывает мое внимание. Книга воспитывала и ковала характер. А все происходило как раз в возрасте закрепления моего характера, в период взросления и становления как личности. Хотелось быть хоть немного похожими на героев, пережить те события и чувства, которые происходили с ними. За это можно только благодарить многих советских писателей и создателей фильмов тех лет за чудесных книги и фильмы, воспитывавшие нас.
И еще. А что же меня еще так заставило пересмотреть этот фильм? Ведь прошло немало-немного 37 лет, и помню этот фильм до сих пор. Книгу в детстве не читал, впечатления у меня только по фильму. Но после прочтения книги у меня только добавилась уверенность в том, что это замечательное произведение. И все-таки что же? И в кино, и в книге вскользь, не навязывая, рассказывается об отношениях между главным героем Василем Манджурой и его девушками, любви нежной, трогательной, с маленьким намеком на чувственность (Умели же тогда показывать любовь, это не сейчас?). В 13-14 лет мне было близко это состояние, терзавшее главного героя, состояние неуверенности в чувствах, в правоте своих действий и даже в растерянности. Ведь нас (и меня) как воспитывали в те годы: главное - учись, а «туда-сюда» подождет, еще рано, не время. Главный герой тоже кидается из огня в полымя, и учиться вроде надо, и бандитов ловить, и нэпманов разоблачать, и тут же еще любви хочется. И оставляет все свои мечты о любви на потом, на после «победы мировой революции», как это не скорбно. Да, для меня это было настоящим шоком в детстве. Мне было жаль героя, он же, как победитель, имел право и на высокую любовь. А в итоге что? С первой девушкой, моей симпатией, остался близкий друг, а со второй, - ну, это, вообще, красавица! - тоже не получилось, она не дождавшись «борца за коммунистические идеи», уехала учиться. Хотя в книге, в отличии от фильма, после войны он на второй девушке все-таки выходит замуж. Счастливый? Да, видимо. Но какой ценой?
К теме, вспомнил еще одно «сильное произведение» тех лет. Да оно у всех на слуху, вспомните, «Как закалялась сталь» Николая Островского. Там ведь тоже показана первая любовь Павки к девушке из богатой семьи Тоне. Но образованная же, умная, начитанная, да и красавица ненаглядная. Что же ты, Павка, проворонил-то ее? Испугался своих босых ног? Жаль у нас показывают (или показывали) такую любовь во втором плане, после «борьбы». Павка тоже стал жертвой революции и оставил все свои помыслы, как последний трус, любить такую девушку. А ведь я был за Тоню, чтобы наша идеология в лице школы не вдалбливала в нас. А Павка «победил», стал даже примером для подражания для миллионов. И опять, какой ценой? Только чему подражать-то? Как отказываться от высокой любви и не «бороться» за нее только из-за того, что ты комсомолец-революционер? Так и я ведь рос, все сторонился недоступных и красивых девушек, а сам утешал себя, что «все это после победы, после учебы, после того-то, или чего-то». Идеология?!
Думаю, что все-таки это и осталось у меня в памяти после детского просмотра. Это в американских фильмах насаждается патриотизм и победа всего над всем в финале, в том числе победы любви. А у нас нет, во многих фильмах грустный конец, недосказанность и победа зла над добром и любовью. Любовь показывают чистую, сильную и бескорыстную, но чаще еще и несчастную, без счастливого конца. Что останется в детском неокрепшем сознании после просмотра такого фильма? А в этом фильме очень и очень грустный конец. Нельзя так жить, Василь Манджура!
А нам что? Думай, читатель-зритель, сам, что делать? Жить и бороться, или любить и быть счастливым?!..
Так и вся жизнь проходит, как это тоже не скорбно.
Настроение сейчас - солнечное