71%) — люди не старше 30 лет, 47% всех фрилансеров находятся в возрасте от 18 до 26 лет.
Пермалансеры в очереди
В креативном агентстве Saatchi & Saatchi фрилансеров в основном привлекают, когда штатные дизайнеры уходят в отпуск или когда поступает крупный заказ от клиента, рассказывает Наталья Давыдова, директор агентства по административным вопросам и кадрам. По ее словам, трудностей с поиском нужных людей у агентства никогда не возникает: за несколько лет подбора дизайнеров, арт-директоров и копирайтеров образовалась собственная база фрилансеров.
Читайте ВСЕ: http://www.vedomosti.ru/career/news/1433150/torg_umesten_i_neobhodim#ixzz1ecRlQFPZ
Знать себе цену
Фрилансеры тоже отмечают, что торговаться с заказчиками им приходится редко. «В основном это происходит, когда работу заказывают люди, толком не знающие, сколько это может стоить, т. е. у которых потребность во фрилансере возникла впервые, — говорит переводчик Андрей Бородин. — Я могу скинуть цену, если будут умолять. Но если я говорю: «200 евро», а мне — «мы рассчитывали на 3000 руб.», я становлюсь непреклонен: «Или 200 евро, или ищите кого-то другого». А вообще с регулярными заказчиками, как правило, подписывается договор и там все расценки уже указаны,уточняет Бородин.
Татьяна Байдак восемь лет работает копирайтером на фрилансе. «Я не торгуюсь с заказчиками, — рассказывает она. — Опыт и реализованные проекты позволяют мне не демпинговать. И большая часть клиентов соглашается с моими расценками». Дефицита заказчиков у Байдак нет, поэтому она сама определяет, с кем ей работать. «1000 знаков уникального текста у меня стоят от 2000 руб., — говорит она. — Фриланс — отличная площадка, которая может стать переходным этапом между работой в штате и своим бизнесом». Важно правильно рассчитать рентабельность труда, четко понимать, какие ты несешь затраты, сколько стоит твой рабочий день или час, какова стоимость конкретного задания, рассуждает Байдак: «Я сразу предупреждаю клиента, что мои цены значительно выше средних. Но адекватных заказчиков, ориентированных на результат, цена не пугает».
Напугать клиента
Неудачные (в финансовом смысле) заказчики обычно бывают двух типов: те, кто сразу пытается сбить цену, ссылаясь на то, что у них очередь из желающих выполнить работу за копейки, и те, кто, даже заключив с исполнителем официальный договор, может не платить гонорар месяцами, постоянно требуя что-то переделать, согласовывая и утверждая даже самые мелкие и бессмысленные изменения, делится опытом Ксения Духова, которая работает копирайтером на «Первом канале» и имеет многолетний опыт фриланса как журналист — пишет тексты для сайтов, рекламных роликов, придумывает идеи рекламных кампаний.
По ее мнению, когда идешь на встречу, нужно запастись максимальной информацией о компании, проекте и рекламном бюджете заказчика. «Если клиенты на переговорах начинают агрессивно занижать цену, то всегда можно возразить, что никто из твоих коллег-конкурентов не будет так демпинговать, и добавить, что бюджета заказчика с лихвой хватит на оплату вашей работы, — поясняет она. — Хорошее портфолио, уверенность в своих возможностях и собранная информация о проекте и о людях, с которыми вам предстоит разговаривать, — все это дает возможность свободному художнику разговаривать с людьми бизнеса на равных».
Есть и второй, не менее эффективный, прием, улыбается Духова: «Собирайте в портфолио не только свои успешные работы, но и самые неудачные работы конкурентов. Это отлично помогает проиллюстрировать ответ на вопрос «а чем вы отличаетесь от N, который обещал сделать все бесплатно?». Наглядный материал усваивается лучше не только детьми, но и взрослыми, напоминает она.