[показать]
На седьмой недели после Пасхи, в воскресенье, празднуется Троица. Зовется эта неделя зелеными святками. В эти дни празднуют прощание с весной и встречу с летом, прославляют зеленеющую землю и березку.
«Зеленец — весне конец» — так характеризовались эти дни. Весна уступала свои права лету, отсюда еще одно название: Грань-неделя (грань — граница между весною и летом). Наши предки всегда внимательно наблюдали за природой и ощущали себя ее частичкой. Когда солнце хорошо прогревало своим теплом землю, украшались зеленью леса и поля, когда наконец заканчивалась посевная, приходило время молиться богам, заручиться их поддержкою и участием, чтобы, как пелось в троичных песнях, были «годы хороши», «рожь густой», «ячмень колосистым», «овес росистым», «гречиха черной», «капуста бела».
[показать]
Дома и улицы украшали березовыми ветками, в церковь прихожане приходили с букетами цветов, веточками березы, а пол в храме устилали зеленой травой. Этот обряд означал: зелень должна обеспечить плодородие, урожай, принести здоровье живущим в доме и домашнему скоту.
В этот день для девиц пекли "козули" – круглые лепешки с яйцами в виде венка. Эти козули вместе с яичницей, пирогами, квасом состовляли обрядовую трапезу, которую девушки устраивали в роще после "завивания березки", то есть украшения ее ленточками, цветами, плетения венков из ее тонких ветвей.
[показать]
Пойдем, девочки,
Мы в рощу играть,
Мы в рощу играть,
Венки завивать.
А завьем венки,
Да на все Святки,
Да на все Святки,
На духовские...
[показать]
Через эти венки девушки кумились – подходили попарно, целовали друг друга, иногда менялись нательными крестиками и приговаривали: "Покумимся, кума, покумимся, нам с тобою не браниться, вечно дружиться".
Для обряда кумования завивали вершины двух березок, переплетали их между собой. Затем девушки разбивались по парам и проходили под этими березками, обнимались и целовались. Покумовавшись, они становились в один большой хоровод и пели троичные песни:
Ты не радуйся, зелен дуб,
Не к тебе идем — к березке,
Не тебя завьем — березку.
Завьем березку с сосенкою —
Обвенчаем Сашечку с Аленкою.
Когда подходили к речке, все бросали свои венки в воду и по ним ворожили на будущую судьбу.
[показать]
При этом пели:
Похвалялась береза,
Что у нее листочек зелененек,
Что у нее веточки до земли.
Как услышал, услышал серый дуб:
—Не хвались, — говорит березе.
Не сама береза росла,
Растил березу Господь Бог,
Зеленил листочки дождиком.
Похвалялась девочка,
Что у нее юбка до земли.
Как услышал, услышал парнишка:
—Не сама, девочка, справляла,
Справляла тебе маменька.
После этого березку срубали и с песнями несли в деревню, ставили ее в центре улицы, водили вокруг березки хороводы и пели особые, троицкие, песни.
[показать]
С Троицыными днями в народе был связан целый цикл поверий и запретов, нарушать которые было строго запрещено под угрозой несчастий. Так, на Троицу нельзя было делать березовые метлы, а в течение недели запрещалось городить забор или ремонтировать бороны, чтобы «не рождались домашние животные уродливого вида». Категорически запрещалась работать и в первые три дня Троицы, а также ходить в течение недели в лес, купаться и т.д.
[показать]
|
|
|
|
|
|
|
|
|