Ох, сколько уже было создано различных адаптаций знаменитого «Франкенштейна» Мэри Шелли. «Франкенштейн, или современный Прометей» — мое любимое литературное произведение, которое уже зачитано мною просто «до дыр», и экранизаций я видел немало. Конечно, какие-то хуже, какие-то лучше, но в целом все стараются показать свой взгляд на гениальный готический роман.
Еще с 1931 года, когда вышла первая оригинальная экранизация с Борисом Карлоффом в главной роли фильмы из серии «Франкенштейн» стали штамповать пачками, пока они не превратились в нескончаемый сумбурный бред, типа «Невесты Франкенштейна», «Дома Франкенштейна» и так далее. При всей моей любви к киноклассике, первая экранизация — это своего рода блин, который вышел комом. Этот блин и рядом не стоял с гениальным фильмом 1994 года и даже с великолепным сериалом 2004-го.
В далеком 1994 году знаменитый актер и режиссер Кеннет Брана выпустил своего «Франкенштейна»…Стоит сказать, что фильм признали самой страшной киноверсией романа. И это действительно так. Фильм действительно очень пугающ и мрачен — например, начало картины, когда мы видим корабль капитана Роберта Уолтона, дрейфующий у арктических льдов, последующая встреча его с самим доктором Франкенштейном и его творением — уродцем, жаждущим мести.
В фильме много добавлено от сценаристов, однако, что удивительно, это обстоятельство лишь идет фильму на пользу. От этого фильм становится более мрачным и пугающим. Сценарий фильма написал Френк Дарабонт (известный российскому зрителю по своим великолепным экранизациям Стивена Кинга) в соавторстве со Стэфом Лэди.
Что по-настоящему поразило, так это атмосфера, просто потрясающе переданная. Город Женева тех времен показан впечатляюще натуралистично — казни, эпидемия халеры, быт простых людей — все для создания соответствующей роману атмосфере. Великолепно показано фамильное поместье Франкенштейнов, потрясающие костюмы, декорации и море красок (несмотря на то, что фильм достаточно «темный», он, несомненно, очень красочный, особенно в начале).
Режиссура тут просто гениальна. Кеннет Брана, известный как актер по таким проектам, как «Дикий, дикий Вест», «Операция Валькирия», «Рок-волна» и многим-многим другим является еще и потрясающим режиссером и сам поставил эту картину, к тому же и сыграл в ней главную роль.
Особенно хочется выделить Роберта Де Ниро — великого актера, для которого эта роль стала одной из лучших в его карьере. Создание Франкенштейна в его исполнении внушает то, что и должно внушать — неподдельный ужас и в то же время жалость и сочувствие. Могу смело заявить, что это лучший образ монстра из всех экранизаций романа! Хотя, тут тоже есть расхождения с произведением. В романе сказано, что у монстра были длинные темные волосы, тогда как у монстра в исполнении Де Ниро их не было вообще. Но от этого он смотрится еще более устрашающе.
Хелена Бонэм Картер тоже блистательно сыграла возлюбленную Франкенштейна, Элизабет. Эта роль очень важна в раскрытии общей канвы повествования, и Картер очень хорошо с ней справилась, к тому же, она — одна из самых талантливых голливудских актрис.
В ролях второго плана тут не менее талантливые актеры — Йан Холм («Послезавтра»), Джон Клиз («Крысиные бега»), Том Халс («Персонаж») и многие другие.
«Франкенштейн» заставит вас пугаться, думать и сопереживать его героям, как никогда. Этот фильм занимает важнейшее место в мировом кинематографе девяностых и как великолепная экранизация, и как просто отличный фильм с невероятными чувствами и глубиной!
10 из 10
[500x333]
[149x225]